2022-й был очень тяжелым во всём и для всех. В том числе и для транспортной сферы Красноярска, где за этот год случилось много громких и скандальных историй. NGS24.RU вспоминает самые нашумевшие и рассказывает, чем они закончились.
Выросли цены на проезд
1 февраля 2022 года в Красноярске выросли цены на проезд в общественном транспорте. Министерство тарифной политики края подняло стоимость сразу на 6 рублей: с 26 до 32 рублей в автобусах и с 22 до 28 рублей в трамваях, троллейбусах и городской электричке. Многих красноярцев это возмутило: люди заявили, что городской транспорт не в таком хорошем состоянии, чтобы переплачивать за него. Опрошенные нами пассажиры называли автобусы рухлядью и ругали сервис. Горожане предлагали перевести транспорт на газомоторное топливо, которое дешевле дизеля.
Что теперь?
Некоторые перевозчики сразу посчитали, что подорожание на 6 рублей — это слишком мало для их расходов. Поэтому к концу года несколько предпринимателей обратились в министерство тарифной политики и попросили снова пересчитать стоимость проезда. Кто-то хочет, чтобы проезд стоил 40 рублей. А перевозчик 94-го маршрута и вовсе указал стоимость в 56 рублей. Пока в Ассоциации перевозчиков успокаивают: нужно, чтобы хотя бы половина предпринимателей попросила пересчитать цены. В ближайшее время ценник поднять не должны.
Но красноярцев возмущает даже призрачная перспектива платить за проезд еще больше. Многие отмечают недостатки городского транспорта: зимой приходится очень долго ждать на остановках, в салонах холодно и грязно, автобусы стоят в пробках, несмотря на выделенные полосы.
Дело пилота «Красавиа»
Эта история случилась еще в 2020 году, но NGS24.RU обнародовал ее в начале 2022-го. Два года назад пилот Ан-24 Евгений Внуков совершал рейс из Туры в Красноярск. На посадке в аэропорту Черемшанка летчик, по его словам, заметил стаю птиц и уклонился от нее. Посадка получилась жесткой: самолет приземлился на скорости 227 километров в час, у шасси повредились пневматики. Пилота сначала оштрафовали, а потом против него возбудили уголовное дело об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Сам Внуков считает, что он спас пассажирам жизнь, успев увернуться от стаи птиц.
Что теперь?
В конце ноября суд вынес приговор Евгению Внукову. По версии следствия, при заходе на посадку бортмеханик предупредил пилота о том, что скорость выше допустимой. Экипаж предлагал уйти на второй круг, система предупреждения тоже подавала сигналы. Но пилот в нарушение руководства решил совершить посадку.
Внукова признали виновным и оштрафовали на 250 тысяч рублей. Пилот до сих пор считает, что он не виноват.
Главного строителя метро посадили
До июня этого года проектом красноярского метрополитена занималась компания «КрасТИСИЗ». Ее возглавлял экс-замглавы Росприроднадзора и бывший московский префект Олег Митволь. В 2019 году «КрасноярскТИСИЗ» заключил контракт по корректировке проектно-сметной документации строительства первой линии метро почти на миллиард рублей. Но работа так и не получила положительного заключения экспертизы.
Митволя задержали 8 июня в московском аэропорту Внуково. Его доставили в Красноярск и 10 июня отправили в СИЗО. Бизнесмена подозревают в хищении более 900 миллионов рублей. Против него возбуждено уголовное дело о мошенничестве. По делу Митволя также отправили в СИЗО министра транспорта Красноярского края Константина Димитрова и экс-главу краевого транспортного управления Константина Мандрова.
Что теперь?
Губернатор края Александр Усс сразу же заявил, что метро в Красноярске обязательно построят. О начале строительства объявили в августе. Контракт подписали с компанией «Моспроект-3», близкой к мэрии Москвы. На новый проект метрополитена заложили 4,5 млрд рублей.
Несколько дней назад выбрали и субподрядчика — компанию «БТС-Мост». Ее директор ранее обещал открыть железнодорожную ветку из Курагино в Кызыл, но дорогу так и не построили. До октября 2026 года подрядчик и строители должны будут сделать проект и построить шесть первых станций метро за 64,2 млрд рублей. Рабочим уже закупают фирменную одежду, а ради будущих станций готовятся перекрывать дороги и сносят рынки.
Олег Митволь, Константин Димитров и Константин Мандров до сих пор в СИЗО.
Отмена оплаты по QR-кодам
Возможно, главная транспортная эпопея этого года. В августе мэрия объявила, что приложение «Транспорт Красноярска» временно не будет работать. Как заявили в дептрансе, красноярцы жаловались на «некорректную работу». В мэрии обещали починить приложение за несколько месяцев и просили брать с собой транспортные карты или наличку. Красноярцам это не понравилось: многие любили рассчитываться по QR-коду, это было быстро и удобно.
Но всё оказалось гораздо сложнее. Некоторые перевозчики даже после «прекращения работы» разрешали пассажирам расплачиваться по приложению. А разработчик «Транспорта Красноярска» прямо сказал, что мэрия хочет заменить их проект новым и что предпосылок к этому не было.
Что теперь?
Мэрия обещала запустить новое приложение для оплаты к 15 ноября. Но заработало оно только в начале декабря. Вместо приложения сканировать QR-код нужно через браузер, зайдя на сайт «Транспорт 24». Но этим сервисом от «Красинформа» пользуются перевозчики только на части маршрутов, в основном это муниципалы. На некоторых маршрутах работает оплата по приложению «Транспорт Красноярска». Теперь в департаменте транспорта говорят, что перевозчики и пассажиры могут сами выбрать удобный вариант из двух.
«Верните 32-й!»
В начале года в Красноярске закрыли автобусный маршрут № 32: он шел из Покровки через Маерчака и Свободный проспект до Академии биатлона. Но предприниматели жаловались на нерентабельность и нехватку водителей: в итоге желающих взять 32-й не нашлось.
Маршрута стало очень не хватать студентам СФУ: им было удобно ездить на 32-м между корпусами вуза. Жители Маерчака и проспекта Свободного тоже были недовольны: они лишились связи между районами. В Покровке маршрут частично заменили 64-м, но этот автобус шел только до ж.-д. вокзала. Еще красноярцы просили вернуть им 91-й и 25-й маршруты, но в мэрии сказали, что это невозможно.
Что теперь?
В августе мэрия пообещала подумать над тем, как вернуть 32-й. Но к учебному году студентов не порадовали, потому что ремонт улицы Маерчака затянулся. В результате маршрут возвращать не стали. Корпуса СФУ связали, изменив 90-й маршрут. Теперь автобусы ходят с правого берега через центр, затем по Маерчака, сворачивают на Свободный, на Новосибирскую и только потом едут к Академии биатлона.
Странный проект «Мовисты»
Летом депутаты заговорили о том, что в Красноярске могут убрать часть автобусов с правого берега и заменить их трамваями. Оказалось, московская компания «Мовиста» хочет заключить соглашение с мэрией. Эта фирма уже занимается «развитием рельсового транспорта» в нескольких городах России.
Проект концессии у многих вызвал вопросы. Например, работники трамвайного депо удивились тому, что «Мовиста» хочет заменить рельсы на проспекте имени Красноярского Рабочего. Хотя их ремонтировали девять лет назад, а срок службы у рельсов — несколько десятков лет. Кроме того, непонятно, что будет с «Горэлектротрансом» и его персоналом.
Что теперь?
В мэрии красноярцев успокаивали, что нынешние автобусные маршруты не уберут как минимум до 2026 года. А Счетная палата и депутаты горсовета не приняли проект соглашения мэрии с «Мовистой». В документе нашли много странностей, которые компания и администрация должны доработать. Но в дептрансе уже говорят о том, что со строительством метро и трамвайной ветки с Мичурина до Солнечного маршрутную систему в городе нужно будет менять.