Друзья, НГС.НОВОСТИ в Красноярске исполняется 10 лет. Как изменились город и жизнь красноярцев за это время?
Ранее мы уже рассказывали вам, какие гаджеты и явления круто изменили нашу жизнь, знакомили вас с главными новостями 2007 года, дарили ностальгическую фотоподборку, показывающую, как выглядел наш любимый город 10 лет назад, расспросили красноярцев об их воспоминаниях десятилетней давности и предлагали вам пройти тест на знание недавней истории Красноярска. В двух предыдущих материалах мы познакомили вас с юными дарованиями, родившимися в один год с красноярской редакцией НГС.НОВОСТИ, и рассказали, как изменилась жизнь пяти красноярцев, которые за последнее десятилетие уехали из города.
Вспомнив, как бдительная гардеробщица клуба «Нирвана» в 2007 году не пропустила внутрь звездного певца Диму Билана, заставив его купить билет, мы решили снова окунуться в недавнюю историю Красноярска — на этот раз клубную. Расскажем про закрывшиеся за последнее десятилетие ночные клубы, каждый из которых, отработав положенное ему время, стал по-своему легендарным.
«Че Гевара»
Открывшись еще в 2003-м, одновременно с «Гагариным» и «Колорадским Папой» (про них речь пойдет ниже), этот клуб сразу зацепил красноярцев своим необычным бунтарско-революционным стилем и завоевал славу по-настоящему культового места.
За годы существования бара на его сцене выступили практически все известные отечественные рок-легенды — причем многие не по одному разу. Однако в январе 2014-го «Че Гевара» внезапно объявил о закрытии — через полмесяца часть вещей клуба продали на шумной прощальной вечеринке, а остальное передали в краеведческий музей как часть городской истории.
У истоков «Че Гевары» стоял бизнесмен Олег Рудовский, а первым и бессменным арт-директором стал Денис Попенко, который после закрытия бара основал одноименное концертное агентство. «Мы хотели чем-то отличаться от других, но изначально идея «Че Гевары» была очень простой: надо давать людям отдыхать.
Заведение именно с такой концепцией — live-бар, где играет живая музыка от приглашенных артистов, стало единственным в Красноярске на тот момент.
В итоге это выстрелило, и мы поняли, что всё сделали правильно. Скорее всего, бар бы работал и дальше, но землю, на которой он стоял, купили под застройку — вкладывать дальше деньги, чтобы в любой момент со всем попрощаться? Невозможно как на пороховой бочке жить, поэтому решили закрыться», — рассказывает Попенко.
«Колорадский Папа», «Урфин Джюс», Charlie
Наряду с «Че», по мнению одного из старожилов красноярской клубной сцены, Романа Карповича (с середины 90-х известен как Dj Karp), бесспорно успешным коммерческим проектом стал открывшийся с ним одновременно «Колорадский Папа».
Закрывшись в январе 2016-го, этот ночной клуб пережил «Чегу» ровно на два года, а тусовщикам «Папа» навсегда запомнился своей нестандартностью, разнообразием залов и творившейся внутри пошлостью. «Ходили и простые люди, и модники. В «Папу» стояли очереди даже в будни, а в выходные было просто не попасть. Это был всенародный клуб, — рассказывает Karp, — а своим успехам он во многом обязан Дмитрию Непомнящему, абсолютно случайно попавшему в эту сферу. Он до того момента вообще не имел отношения к клубам — работал в световой службе компании «Протон»».
По атмосфере Karp сравнивает «Папу» с «Максимилиансом» — местом, где главное дикий кураж, а не кухня и качество звука. Однако, в 2014-м создатели «Папы» закрыли его на два месяца ради масштабной реконструкции — решили отойти от темы пошлости и сделать клуб более «строгим». По некоторым мнениям, именно это стало началом конца знаменитого «Папы», который тем не менее прожил по меркам ночного клуба феноменально долго — без малого 12 лет.
Осенью 2007-го «Папа» прирос фешенебельным гламурно-эротическим VIP-залом под названием «Урфин Джюс» — помимо роскошного интерьера, бывавшим здесь запомнился электронный танцпол, на котором «то расцветали цветы, то плавали рыбки, в зависимости от движений танцующих». По словам бывшего арт-директора «Колорадского Папы» Дмитрия Коробейникова, поначалу VIP-зал был очень успешен:
«Люди туда ходили и готовы были отдавать по три тысячи просто за вход — тогда мы даже не думали, что такое депозит. Однако в 2008-м ударил кризис, и пришлось искать какие-то лазейки — соответственно это повлияло на имидж заведения».
Впоследствии, говорит Дмитрий, было много тонкостей и нюансов, которые привели к закрытию — в том числе его переформатирование в заведение более низкого уровня.
Появившийся тут же в 2008 году клуб Charlie, по мнению Коробейникова, в итоге пострадал из-за своего формата — музыка исключительно в стиле R'n'B с работой клуба по шесть дней в неделю, — который себя не оправдал. «Никто не знал, что с ним делать, поэтому клуб вынужден был закрыться даже после того, как появились изменения в музыкальном формате и он стал более электронно-танцевальным. Он попросту стал нерентабельным», — признается он. Весной 2012-го клуб закрылся, а спустя год на месте Charlie открылось кафе-тандыр «Папин дворик».
«Гагарин»
«Один мой хороший знакомый построил недвижимость на Маерчака, но не знал, что в ней сделать, — в 2003-м почему-то решил у меня совета спросить, а я советчик еще тот, говорю, открывай там клуб», — вспоминает первый арт-директор «Гагарина» и владелец сайта clubber.ru Влад Арыжаков.
Двухэтажный клуб, выполненный в стиле «космического хай-тека», по его словам, обошелся в круглую сумму: «Например, сейчас, чтобы открыть с нуля клуб такого уровня, как «Гагарин», понадобится порядка 100 миллионов рублей — включая ремонт, оборудование, интерьер и прочее. Изначально хотели сделать серьёзное заведение с хорошим чеком — чтобы люди взрослые туда ходили, — но ни интерьер, ни сама атмосфера в заведении этому не способствовала, получилось по-молодёжному».
Самыми успешными для «Гагарина», по мнению Влада Арыжакова, стали первые 3 года его существования — клуб славился хорошей акустикой и единственный регулярно проводил техно- и хаус-вечеринки, приглашал известных диджеев.
«Влад ушёл почти сразу и какое-то время клубом «рулил» Дима Крэнг — который сейчас общественник,
— рассказывает Роман Карпович. — Спустя примерно год после открытия арт-директором взяли меня, и я там «бомбил» с 2004-го по 2009-й. «Гагарин» не только стал долгожителем, в своем сегменте он был одним из лучших в городе — это был реальный ночной клуб. Если «Че Гевара» — это был бар, «Папа» — этакая синхробуффонада, то «Гагарин» был именно клубом, где главным является диджей и звук».
Роковой для «Гагарина» стала осень 2011-го — в сентябре клуб заподозрили в стриптиз-шоу со школьницами, и проблемы посыпались одна за другой. Из-за скандала с несовершеннолетними заведение прославилось на всю страну — после упоминания на Первом канале клуб снял вывеску с именем космонавта, несколько месяцев не особо успешно проработал под названием «Ангар» и в январе 2012-го закрылся навсегда. С тех пор арендаторы в здании меняются один за другим, а около месяца назад здание легендарного клуба выставили на продажу за десятки миллионов рублей.
«Нирвана»
В 2003 году закрылась стартовавшая еще в 1997-м первая «Нирвана» на Киренского — по словам Карповича, ее фактически «похоронил» открывшийся в то же время в центре ночной клуб «Лабиринт».
Спустя пару лет затишья, осенью 2005-го, в здании кинотеатра «Ударник» на месте «Нирваны» небезызвестный Дмитрий Швец открывает гламурный клуб под названием «Осень», но просуществовала она недолго. Владельцы решили реинкарнировать «Нирвану» — в своем втором воплощении рассчитанный на тысячу человек клуб с двумя танцполами проработал несколько лет, пока в сентябре 2009-го не закрылся окончательно.
Кстати, говорят, в «Нирвану» захаживал даже губернатор Хлопонин, а в декабре 2007-го там побывал самый известный российский сводник Петя Листерман. По мнению Карповича, именно 2007-й стал самым успешным в жизни «второй» «Нирваны» — в феврале, например, там даже выступил Dr. Alban. Изданию «ДК» Швец тогда признавался: привоз шведской звезды обошелся клубу в миллион рублей.
«Планета Красноярск», «Молекула», Mirror
Раз уж мы вспомнили «Нирвану», нельзя не упомянуть еще одну легенду — «Планету Красноярск», открывшуюся на Предмостной в 2000-м году.
Заведение было культовое — большинство сегодняшних клубных деятелей Красноярска вышли именно из этих стен. Хотя и не только клубных: именно здесь под творческим именем Toxin крутил собственные брейк-бит и техно-треки известный сегодня архитектор Антон Шаталов.
«Первый в городе ночной клуб вместимостью более 1000 человек был создан молодежным движением «Лебедь» вместе с Николаем Вернером. Как раз тогда в крае к власти пришел Лебедь, и вот он сделал «Губернаторский клуб» в гостинице «Турист» и «Планету» через дорогу.
Арт-директорами в ней с самого начала были Дмитрий Журкин и Алексей Нейман (ныне учредители ресторанной группы Berrywood Family. — М.К.). У клуба был достаточно мощный старт, первые годы его жизни были яркими, но постепенно заведение начало приходить в упадок. Начались различные проблемы. Во-первых, это был политический прикол, во-вторых, когда Лебедь погиб в 2002-м и его команда ушла из города, естественно, финансирование проекта прекратилось, а на свои деньги он существовать не мог», — рассказывает Роман Карпович.
В итоге у «Планеты» неоднократно менялись учредители, руководители и арт-директора, а в 2009-м клуб окончательно закрылся. Отчасти именно из-за своих огромных площадей: желающих арендовать громадину не находилось, выкупить в собственность — тем более.
Параллельно с «Планетой Красноярск» с 2003 года в этом же здании работал крошечный клуб «Молекула». Помещение едва ли было способно вместить более 100 человек, что, впрочем, нисколько не мешало промоутерам возить сюда не только российских, но и зарубежных диджеев. Вот что писал о «Молекуле» культовый красноярский клубный сайт «нулевых» party.scn.ru:
«Отличный звук, располагающий интерьер, зеркальные стены, которые зрительно увеличивают размер клуба. Небольшое количество света, но его абсолютно хватает для приличного освещения данного заведения. Особенно поражает стробоскоп, который при небольшой задымленности и высокой частоте мигания просто взрывает танцпол».
Одни тусовщики любили этот клуб за его «андеграундную направленность в музыке и атмосферу закрытости», другие же старались обходить «Молю» стороной, искренне полагая, что туда ходят «одни обдолбанные таблеточники, которые всю ночь беспрерывно колбасятся с одной лишь бутылочкой водички».
В 2009-м на месте «Молекулы» открылся новый клуб Mirror — однако справедливости ради отметим, что сменились лишь вывеска и управляющие, а вся внутренняя обстановка осталась прежней. К слову сказать, через годик Mirror тоже закрылся.
Podium
Еще один не доживший до наших дней клубный феномен второй половины «нулевых» — ночной клуб Podium на 1000 человек с ярким интерьером в стиле ретрофутуризма — открылся в самом конце 2006-го в ТРК «Samolёt» на пересечении Зелёной рощи и Северного.
Клуб с самого начала заявил о себе очень громко: только за первые полгода там побывали с гастролями около 20 звезд зарубежной танцевальной сцены.
«Его открыл Андрей Рудь — он же всю жизнь этим клубом занимался, и загнулся «Подиум» тоже при Руде. Дела у клуба шли не сказать чтобы прекрасно, но тем не менее свою погоду он вносил в общую расстановку сил», — говорит Рома Karp.
Свою публику новый клуб обрел быстро, однако запала хватило лишь на первые годы — после 2010-го название заведения мелькало в различных скандалах и криминальных хрониках едва ли не чаще, чем на афишах.
В 2011-м, например, клуб прогремел неоднозначной вечеринкой с участием российской порнозвезды Кати Самбуки, которая, по свидетельствам очевидцев, устроила для разгоряченной публики эротик-шоу с фаллоимитаторами.
Спустя год весь Красноярск узнал, что около «Подиума» кто-то избил заезжего певца Михаила Гребенщикова, а еще через год в «Подиум» наведалась еще одна порнозвезда, на этот раз американская и без «горячего» — в качестве диджея там выступила актриса Саша Грей. Осенью 2013-го из-за сообщения об убийстве возле клуба «Подиумом» заинтересовались следователи, а через год клуб внезапно отменил вечеринки и закрылся.
«Три дня дождя»
В 2008-м владелец «Перцев» и Bellini Анатолий Ващенко открыл в здании «Метрополя» на Мира элитный ночной клуб «Три дня дождя». Сам проект потребовал более 25 млн рублей инвестиций, а первым арт-директором клуба стал Дмитрий Швец.
«Огромные светодиодные панели занимают большую часть стен главного зала клуба. Просто сумасшедшее VJ-оформление. Диджейское оборудование находится на большой светодиодной стойке, за диджеем также большой светодиодный экран. Сэты диджеев производят фантастическое впечатление. Звук. Такого звука я в Красноярске еще не слышал! Он просто проходит через тебя, и ты чувствуешь музыку всем телом. Очень эффектный цветной лазер, особо впечатлило, когда он работает эффектом «сканера»», — описывал свои впечатления побывавший на открытии клубный фотограф Владимир Часовских.
Спустя два года заведение даже стало лучшим танцевальным клубом города по версии Clubber Awards-2010, однако осенью 2011-го собственник решил закрыть и сам клуб, и находящийся у него под боком бар Bellini.
«Наверное, мы всё же взялись за гуж, который оказался нам не под силу. Этот бизнес надо контролировать по-другому, жить им, больше внимания ему уделять. Мы думали, что он сможет существовать так же по накатанной, как рестораны, без дополнительного контроля и внимания, но ошибались. Мы видели, что все идет к тому, что клуб со временем умрёт, но доводить до этого не хотелось. В итоге решено было закрыть его, как говорится, на пике — понимали, что дальше будет только хуже. После закрытия я дал себе слово, что больше никогда не буду экспериментировать в этом направлении, и пока его держу», — рассказывает Анатолий Ващенко.
HAPPY, Restaurant Theatre Club Euro
После закрытия известного своим криминальным прошлым элитного казино «Ессей» его помещения в здании гостиницы «Турист» на Предмостной по очереди занимали два ночных клуба.
Весной 2009-го бывший арт-директор «Молекулы» и «Планеты Красноярск» Дмитрий Журкин открывает там «танцевальный клуб с четко выраженным электронным музыкальным форматом» под названием HAPPY. Судя по отзывам тусовщиков тех лет, это была неплохая попытка реанимировать разудалую атмосферу старой «Молекулы»: в ярко раскрашенных интерьерах разделенного на несколько зон двухэтажного клуба диджеи ровно два года играли преимущественно техно и хаус — в апреле 2011-го в HAPPY прошла последняя вечеринка и клуб закрылся.
Под самый конец 2011 года в помещения бывшего «Ессея» заходит другой клубный деятель — Дмитрий Швец. Он радикально меняет формат этого места и открывает здесь, по сути, аналог закрытого накануне клуба «Три дня дождя» с вычурным названием Restaurant Theatre Club Euro — новый клуб отличался футуристичным интерьером с налетом гламура и довольно высоким средним чеком.
На его сцене выступали многие звезды, включая Линду и солистку t.A.T.u. Юлию Волкову, однако спустя 2 года Швец заявил, что «проект был сезонный, и его жизнь подошла к концу». «Это был мой самый неудачный проект — актуальность клубов как таковых в Красноярске пропала. Сейчас бары открываются и работают в формате клубов», — признался он после закрытия Euro в январе 2013-го.
«Малина», «Иксы» на «Взлётке»
Открылось это заведение в 2006-м в развлекательном комплексе «Куб» на Молокова. Роман Карпович говорит, что по духу «Малина» была похожа на то, что сейчас происходит в «Харлее»: «Музыка — коммерческий хаус и русские ремиксы. Там была «фишка» — разноуровневые зоны, стилизованные под известные кинофильмы. Из реквизита стояла настоящая «Волга» как в фильме «Берегись автомобиля» — она же, только перекрашенная, и поныне стоит в «Иксах» в центре».
Летом 2010-го стало известно, что «Малину» переделают под «Иксы» — в итоге там сделали фактически брата-близнеца «Иксов», расположенных в офисном центре «Евразия» на Маркса. Прожив почти 5 ярких лет, этот «брат» в итоге закрылся.
«За это время произошло 2138 знакомств, 198 участников народного стриптиза радовали ваши взоры, через бар прошло 107 снятых лифчиков, а также выпито 1076 литров халявного виски и колы. Каждый четверг мальчики шли налево, девочки — направо, а потом опускалась легендарная шторка, и мы сливались в одном грандиозном танце. И все, что было в Иксах, — мы навсегда оставляем в Иксах!» — такая запись появилась в июне 2015-го на страничке «Иксов» во «ВКонтакте».
Какие ещё клубы мы потеряли за 10 лет?
Прожив ровно четыре года на 4-м уровне РКК «Луч», в мае 2007-го провел свои последние вечеринки и окончательно закрылся ночной клуб «Лабиринт». Тогда же, в 2007-м, ближе к осени ушел в небытие небольшой полуподвальный Relax club «People», несколько лет располагавшийся в здании Дома художника на проспекте Мира.
Переживший все «нулевые», огромный клуб «Пилот» на 1200 человек закрылся весной 2012 года практически в один день с правобережным Charlie. Спустя год мэрия перепрофилировала пустующее здание в одноименный молодёжный центр с выставками и концертами.
Еще одним ярким проектом прошедшего десятилетия стал music bar LOFT от Дмитрия Журкина и Алексея Неймана. Открывшийся в 2010-м в здании гостиницы «Красноярск» клуб стал не только очередным местом для танцев, но и весьма достойным конкурентом «Че Гевары» в плане живых концертов. Спустя 6 лет насыщенной жизни клуба Журкин заявил, что проект себя изжил и Loft закрылся навсегда. «С точки зрения бюджетов и оснащения это до сих пор никем не превзойденное по вложениям красноярское заведение», — говорит владелец сайта clubber.ru Влад Арыжаков.
«Диджей-бар «Аэрохолл», кстати, Крэнг открывал в 2006-м — он туда на открытие диджея Града из Москвы привёз. Был биток нереальный, а на следующие выходные пусто», — вспоминает Карпович. Окончательно закрылось это заведение в 2011 году. Через два года на этом месте открылся Funky Monkey Bar — очередной проект, протянувший еще несколько лет.
Весной 2012-го в здании ТРЦ «Июнь» начал работать бар «Облака» — просуществовал он практически до конца 2016 года.
Почему закрываются клубы?
По мнению Романа Карповича, клубную сферу Красноярска серьезно подкосили два мощных кризиса, разразившихся в последнее десятилетие: «Что в 2008-м, что в 2014-м упала платежеспособность населения, вслед за ней рухнул и средний чек в клубах. Еще один фактор, подорвавший клубную экономику, — это демографическая яма, в которую мы сейчас свалились.
Эпоха рейвов закончилась, потом кризисы, демография, и сейчас клубный бизнес находится в конкретной стагнации, выживают лишь небольшие бары, кальянные и бюджетные демократичные проекты».
Кроме того, говорит Karp, 10 лет назад клубы жили шикарно, потому что в них можно было курить и табачные компании не жалели денег: «Все привозы диджеев и артистов происходили за счёт спонсоров. Давали денег алкогольщики и табачники, шла негласная война между «Бёрном» и «Ред Буллом» — сумма входных достигала миллиона рублей в год. Сейчас этих денег никто не дает, курить в клубах запретили».
Средняя продолжительность жизни клуба — 3–5 лет; если он живет дольше, то это уже феномен, считает бывший арт-директор «Колорадского Папы» Дмитрий Коробейников.
Закрывается клуб, добавляет он, всегда по одной причине — перестает приносить деньги, он никогда не является местом для воплощения чьей-то мечты. Чистый бизнес, и ничего более.
«Если обратить внимание на то, что происходит сейчас, приглядеться к названиям, формулировкам, — нигде не найдешь ночного клуба. Формат отдыха остался, но в чистом виде клубов нету. К тому же раньше существовала так называемая культура, был ресурс для общения в виде нескольких клубных сайтов — тогда еще не было такого размаха соцсетей, и все активно обсуждалось на форумах. Сейчас культура просто отсутствует как таковая, нет клубной тусовки, новостей, трендов. Выбираешь актуальное место для себя — по ценам, атмосфере, — и идешь отдыхать. Каждый клуб в свое время зацепил своё, что-то привнёс новое — но теперь это прах, пепел. Это уже история, хоть и легендарная», — заключает Коробейников.
Ранее по теме:
«Нам 10 лет»: вспоминаем из новостей, чем жил Красноярск в 2007 году
Видео Максима Косова