Идем по пути США и Канады: как красноярцев убедили, что без реагентов нам никак
Три года подряд слушания инициирует противник «Бионорда» депутат Роман Крастелев

Вчера прошел первый день слушаний. Голосование было не в пользу противников реагентов
Фото: Артём Ленц / NGS24.RU, администрация Красноярска
Поделиться
В этом году инициативная группа предложила «очистить город от гадости и химозы», запретив любые противогололедные материалы. Исключение дано только дорогам с ливневкой: попадая в подземные коммуникации, со слов депутатов, реагенты не будут вредить газонам и воздуху. В ответ на это ответственный за содержание дорог глава ДГХ Красноярска Алексей Фоминых признался, что в новых условиях сможет нормально содержать только 5% дорог в городе. Его поддержали несколько экспертов, которые сравнили Красноярск с Москвой и Нью-Йорком по обслуживанию магистралей и спрогнозировали, чем грозит отказ от снегоплавильных материалов на примере северной столицы.
Третьи по счету публичные слушания «по "Бионорду"» (этим кодовым словом собрание называли в разговоре с NGS24.RU даже сотрудники мэрии. — Прим. ред.) начались, как и предыдущие: зал не смог вместить всех желающих. С учетом рассадки через одного в малом зале уместились 69 человек, не считая членов комиссии. Люди возмущались даже после заверений о том, что их голоса и мнения будут учтены и принимаются до
В этом году перед горожанами поставили вопрос по изменению правил благоустройства города со следующей формулировкой: «Запрещается использовать на автодорогах, не оборудованных системой ливневой канализации, противогололедные материалы, применяемые для борьбы с зимней скользкостью, которые плавят снег, лед и снежно-ледяные образования». Иными словами, это абсолютно все химические материалы, в том числе простая соль без добавок. Этот запрет оставляет возможность использовать на дороге природные материалы — то есть песок со щебнем или мраморную крошку, как в некоторых странах Европы. Их, кстати говоря, власти Красноярска и использовали почти всю зиму, прибегая к химии только на опасных участках дорог.

За полчаса до слушаний в зале закончились места. Это вызвало возмущение пришедших
Фото: Татьяна Стриганова
Поделиться
Идейный противник «химии» на дорогах депутат Роман Крастелев убежден, что горожане против реагентов. Та же петиция против «Бионорда» собрала 17 тысяч голосов в поддержку. Но вот власть, на его взгляд, ведет себя непоследовательно.
— В прошлом году в коем-то веке мэр прислушался к рекомендации городского совета и запретил «Бионорд». Мы все помним его выступление. Потом, правда, пошли невнятные комментарии об использовании его в ограниченном количестве на некоторых участках дорог. Так вот… несмотря на все эти действия, был закуплен «ремейк» «Бионорда», называется по-другому, слово из четырех букв. Но производитель тот же, по тому же адресу и ничем внешне не отличается. Поэтому мы подготовили проект изменений, не указывая конкретную марку или состав материала. Потому что прежние правила нам позволяют «наслаждаться» «
Почему ливневая канализация? Нам в Минэкологии говорили, что вред от реагентов будет сопоставим с песко-соляной смесью, но только с одним условием — если есть ливневая канализация, — пояснил Крастелев свою позицию.
Замначальника городской ГИБДД Роман Васильев уточнил, что из 1200 километров дорог в Красноярске только 18% имеют ливневую канализацию. А системы фильтрации стоков — и того ничтожные 5% всех магистралей. После этих данных главный хозяйственник города (глава ДГХ) Алексей Фоминых заявил, что не сможет привести в порядок дороги одними абразивными материалами.
— Использование одного песка не обеспечивает сцепных свойств без элементов плавления снежных масс. Он будет просто сдуваться проезжающими мимо транспортными средствами. То же самое касается других абразивных материалов — они не обеспечивают должного эффекта. Я против принятия этого решения, потому что невозможно физически содержать улично-дорожную сеть в нормативном состоянии. Если мы ставим во главу угла безопасность дорожного движения, я вам скажу, что на территории России не осталось городов, которые бы не использовали реагенты, — уверен Фоминых.

На слушаниях предложили отказаться от всех противогололедных материалов, в том числе технической соли
Фото: Артём Ленц / NGS24.RU
Поделиться
На слушания приехали несколько экспертов, которые рассказали об опыте обслуживания дорог зимой в других городах и странах. Например, в Москве песок и щебень запретили сыпать на дороги 10 лет назад, а в Питере на несколько лет решили отказаться от «химии». К чему это привело, рассказала руководитель Ассоциации зимнего содержания дорог Анна Климентова:
— У вас часто звучит вопрос: чистые ботинки или безопасность? Для меня второе важнее. Три года назад я точно так же выступала перед депутатами Санкт-Петербурга, где решили тоже поменять всё и отказаться от реагентов. Я их предупреждала о последствиях, и через четыре года, когда аварийность у них выросла в три раза из-за зимней скользкости, когда количество пострадавших в авариях превысило московские показатели, хотя в Москве транспорта в три раза больше, чем в Петербурге, они позвали меня обратно — помочь что-то сделать с этим. Сейчас они вернулись к реагентам, закупили 100 тысяч тонн. Ситуация начала выправляться.
Я согласна с Романом Евгеньевичем в том, что нужно заботиться о людях и экологии. Представим, что мы запретили реагенты, оставили только фрикционные материалы. А это 90 тысяч тонн песка или щебня в год. Подумайте, к чему мы придем. И второе — экология. Перед приездом сюда я проанализировала отчет Министерства экологии Красноярского края. Там есть данные по почвам, грунтам, подземным водам и прекрасному Енисею. Так вот, в Енисее есть всё что угодно с бешеным превышением: алюминий, фенолы, но только не хлориды, которые образуются от соли с реагентами. А вот взвешенных частиц (пыль) по сточным водам 10 тысяч тонн утекает в реку. И если мы сейчас вернем песок на дороги, будет еще больше, — отмечает Климентова.

Анна Климентова рассказала, что наслышана о высокой аварийности на красноярских дорогах
Фото: Татьяна Стриганова / NGS24.RU
Поделиться
По данным «РОСДОРНИИ», на дороги Москвы каждый год высыпают по 400 тысяч тонн реагентов (песок не используется вообще), на магистрали Нью-Йорка — 1,1 миллиона тонн. В США использование фрикционных материалов запрещено уже много лет — они, со слов ученых, приводят к астме, аллергии и даже онкологическим заболеваниям. В Красноярске, для сравнения, в прошлом сезоне на дороги высыпали только 26 тысяч тонн реагента (данные мэрии. — Прим. ред.), основную массу противогололедных материалов и так составляет песко-соляная смесь. Какое воздействие она может оказать на организм, рассказал депутат, а по совместительству врач-онколог Вячеслав Дюков.
— От воздействия колес вся эта смесь песчаная превращается в пыль, которая клубится на высоте до двух метров. И она агрегирует на себе, впитывает все эти молекулы фенолов, бензпирена и прочих вещей, которые называются канцерогенами. И эти вредные вещества не так опасны, когда летают сами по себе, потому что человек их вдыхает и выдыхает. А когда они оседают на более крупных частицах пыли, попадают в легкие, в бронхи и остаются там — в этом причина массы легочных заболеваний, в том числе онкологических. Поэтому когда мы обсуждаем безопасность, передвижения по дорогам или экологию... А это не опасность, что ли? — заявил Дюков.
Откуда пришла мода на реагенты в Россию — объяснил директор Сибирского филиала ФАУ «РОСДОРНИИ» Алексей Барт.
— Мы всегда любим сравнивать себя с западными странами. Так вот, реагенты — это не российская история. США и Канада очень много и давно сыплют реагенты, и мы перенимаем этот опыт. Если посмотреть на Москву, во время таяния снега образуется жижа. Да, она не белая, но и не черная, как в Красноярске. Потому что мы используем периодически фрикционные материалы. Важно соблюдать технологию и выбирать дороги для использования материалов. Потому что одно дело — Солнечный с одной интенсивностью движения, а другое — улицы
В администрации заверяют, что постоянно работают над улучшением технологии использования реагентов.
— Я не видел луж в городе Красноярске при температуре ниже -3 градусов. Когда теплее, вода, напитанная солью, перестает замерзать. А когда холоднее, мы видим сухую дорогу в нормативном состоянии, — отметил Алексей Фоминых.
За полтора часа публичных слушаний против реагента высказались единицы: сам Роман Крастелев и молодой парень, который заявил, что «ему жалко лапки собак». Противники реагента в массе своей остались в холле администрации, потому что не смогли попасть в зал из-за нехватки мест. В итоге в голосовании желающие запретить противогололедные материалы в Красноярске уступили их сторонникам — из 54 человек 48 проголосовали за то, чтобы оставить реагенты, а 6 человек поддержали их запрет.
Финальное решение по вопросу будет принимать горсовет только после