На обустройство 19 общественных пространств в этом году потратили 288 миллионов рублей. Это те места, за которые проголосовали жители. Половина всей суммы ушла буквально на несколько объектов: «президентский» парк в Солнечном обошелся властям в 39 миллионов рублей, променад на Красрабе по примеру проспекта Мира — еще в 33 миллиона, продолжение набережной на правом берегу Енисея — в 90 миллионов рублей. В нашу подборку «дорогих» мест благоустройства мы включили еще и Восточный вход на Столбы за 47 миллионов — за него никто не голосовал, и, более того, часть жителей была против обустройства. Как всё получилось в итоге — смотрите в нашем репортаже.
Для оценки парка в Солнечном мы позвали местную жительницу Ксению Бессонову. Именно она летом прошлого года дозвонилась до Путина и рассказала о том, что жителям микрорайона негде погулять с детьми. Теперь на пустыре в 8 гектаров появилось несколько детских площадок, десятки лавочек, уличные тренажеры и ледовый городок с горкой, теплый туалет (завезли в день съемок) и киоск по продаже пончиков. В ветреный зимний будний день парк выглядит пустынно, но по вечерам, а особенно в выходные, новое пространство востребовано, утверждает активистка.
В течение всего строительного сезона Ксения вела войну с подрядчиком, а заодно и с районными властями. Один из последних эпизодов — экспертиза дощечек со скамеек. По проекту они должны быть выполнены из лиственницы, но активистам малые формы показались слишком хлипкими, и они подумали, что лавки сделаны из сосны. Уж слишком «дешево» выглядят лавочки за 30 тысяч и 80 тысяч рублей. Тем не менее волнения Ксении и других общественников не прошли зря: у подрядчика не приняли работы на 3,6 миллиона, а за некачественные работы его оштрафовали на 21 миллион. На прошлой неделе стало известно, что с застройщиком сквера расторгли договор. Кстати, дощечки от скамеек сдали на две экспертизы. По одной из них есть заключение, что малые формы сделали из ели, а не из лиственницы. Однако в институте леса пришли к противоположному выводу, подтвердив, что изделия из листвяка.
— Несмотря на все минусы, мы очень рады, что парк начали строить, ведь гулять у нас действительно негде. Жалко, что не успели установить качели, закрытый павильон. Не удалось «дожать» историю с безопасным покрытием на детских площадках. Говорят, что слишком дорого — нужно шесть миллионов на одно покрытие. Пока негде укрыться от непогоды, но это всё на следующий год будет построено. После окончания всех работ парк будет просто замечательным, — говорит Бессонова.
Парк в Солнечном стал самым дорогим объектом левобережья. Смотреть остальные отправляемся на правый берег. После Универсиады власти уделяют особое внимание приведению в порядок «непарадного» Красноярска, который раньше считался промышленной зоной.
Первым делом едем на новый променад на Красрабе, который мэр города Сергей Ерёмин мечтал превратить в «проспект Мира на правом берегу». На новую брусчатку, лавочки и озеленение здесь потратили 33 миллиона рублей. Новый променад получился около 600 метров длиной — от ДК им. 1 Мая до улицы Чайковского (бывший кинотеатр «Спутник»).
Оцениваем новую прогулочную зону с экспертом Евгением Сухаревым — на NGS24.RU не раз выходила его авторская колонка относительно «урбанизации» зеленых зон в городе. Он живет в одной из «сталинок» на Красрабе и каждый день ходит по обновленному пространству. Он, как и Бессонова, рад благоустройству, но нашел много минусов. Самый главный — сокращение пространства под озеленение.
— Я помню это место 20 лет назад, здесь были островки асфальта среди зелени, а сейчас наоборот — островки с деревьями на бетонном поле. Особенно удручающе выглядит остановка «ДК 1 Мая» — тут просто огромная площадка, мощеная плиткой, и кривой ряд из светильников. То же самое будет на «Аэрокосе» после сноса павильона. Где людям спрятаться от солнца? Только за остановкой, и всё. А раньше можно было укрыться в тени деревьев, — говорит Сухарев.
Вдоль всего променада сделаны большие квадратные карманы с лавочками. По наблюдениям Евгения, всю жизнь тут хватало по одной скамейке вместо трех, и карман было необязательно делать таким «глубоким», уничтожая зеленую зону. Еще один минус — отсутствие даже намека на ливневую канализацию. У многих домов на Красрабе собираются лужи и не высыхают по нескольку дней. И это снова неудачное сравнение Красраба с проспектом Мира, где ливневка есть, хоть и работает с переменным успехом.
Еще один минус, на взгляд Евгения, «усиленное» озеленение территории. Особенно хорошо это видно в конце променада: на небольшом пяточке у «Аэрокоса» посадили много кустарников и низкорослых деревьев.
— Такое ощущение, что сюда «запихивали» всё, что надо было посадить на Красрабе. Через пару лет здесь будут непролазные кусты, за которыми невозможно будет ухаживать. Они еще на протяжении всего променада сделали газон. Как его подстригать, если между новыми посадками сейчас еле проходит человек? — интересуется наш эксперт.
В наш топ самых дорогих объектов для благоустройства в этом году вошел Восточный вход в национальный парк «Столбы». Деньги на обустройство этого места не проходили по программе «Комфортная городская среда», средства выделены в виде субсидии из краевого бюджета. Само обустройство, согласно данным сайта госзакупок, обошлось в 27 миллионов рублей. А общие затраты вылились в 47 миллионов рублей. Дополнительные деньги потребовались на выкуп частного дома, который был построен на границе заповедника (сейчас там визит-центр), постройку большого теплого туалета и прокладку коммуникаций.
Со стартом работ по обустройству началось возмущение местных жителей и экоактивистов. Всех волновал родник, из которого многие набирали воду. В проекте было обустройство бювета — павильона для набора родниковой воды. Тем не менее жители опасались ухудшения качества воды — анализ провели сразу по окончании работ. Всё оказалось в норме (как и было до начала благоустройства).
На роднике мы встретили несколько жителей улицы Базайской, набирающих воду в новом бювете. Женщины в разговоре с корреспондентом NGS24.RU сообщили, что не понимают, «зачем тут это всё» — им нравилось, когда «вода просто текла из земли».
Для туристов здесь сделали несколько «плюшек»: большой паркинг на 130 машино-мест, теплый туалет как на «Гриве» с комнатами для переодеваний и помещением для матери и ребенка. Интерьер визит-центра уже разлетелся в Instagram благодаря колоритному камину. В перспективе до конца улицы Базайской хотят продлить маршрут автобуса № 37, а также заасфальтировать дорогу до Восточного входа.
Напоследок мы оставили второй этап правобережной или Ярыгинской набережной, которую продлили до «Белых рос». Первую часть делали в прошлом году за 145 миллионов, новая очередь длиной в 500 метров обошлась в 90 миллионов рублей. За неделю до сдачи здесь еще продолжается работа — подрядчики монтируют смотровые площадки из дерева. Кое-где еще не установлены лавочки, в процессе монтажа детские площадки. Весь отрезок разделен на несколько частей, за каждую отвечает отдельное архитектурное бюро.
Дать комментарии относительно этого объекта мы попросили одного из авторов этого пространства, директора компании «Архитектура Дизайн Моделирование» Алексея Мякоту. На его площадке готово всё, кроме огромной круглой скамьи и павильона на верхнем ярусе. Проектировщик жалуется, что нестандартные решения в благоустройстве мало того что стоят дорого, так и выполнить их никто не может.
— У нас все привыкли к стандартам в благоустройстве, в других сферах жизни. Но мы хотим делать что-то уникальное, сибирское. Именно под этот ландшафт. Мне одна бабушка на публичных слушаниях сказала, чтобы ей оставили возможность «колени помочить» тут, потому что Енисей тут необыкновенно теплый: мы сделали пляжную зону. Сверху будет крытый павильон для проката, для продажи каких-то напитков навынос. И вот этот павильон сейчас очень сложно сделать, потому что он нестандартный. Пока найдем исполнителей, пока впишемся в бюджет — все сроки выйдут, — говорит Мякота.
В наш обзор не вошли еще два интересных (и дорогих) объекта благоустройства — смотровая площадка на Сопке и причал на острове Татышев. Тендеры на них были разыграны осенью, но сдача объектов перенесена на следующий год. Как только подрядчикам будет что показать, мы сделаем продолжение этого материала.