Депутаты и чиновники поспорили по поводу перспектив скандального транспортного соглашения, в рамках которого московской компании «Мовиста» передается контроль над системой правобережного трамвая.
Тему обсуждали 19 октября на комиссии по градостроительству и дорожно-транспортной инфраструктуре. Председатель комиссии, депутат-единоросс Вячеслав Дюков, спросил главу департамента транспорта Максима Силкина, «в какой поре сейчас находится злополучная концессия». Силкин ответил депутату, что соглашение прорабатывает краевая администрация, а губернатор Михаил Котюков держит его «на контроле».
Другой участник заседания, первый вице-мэр Красноярска и глава департамента финансов Роман Одинцов, отметил, что «не знает», откуда у Силкина информация о «контроле» концессионного соглашения с «Мовистой» со стороны Котюкова. Главный финансист мэрии признал, что по ряду направлений процесс буксует — до сих пор до конца не понятно, что с финансированием, не готова проектно-сметная документация, нет заключения госэкспертизы.
— В этой связи мы полагаем: есть существенные риски по 2023 году, что обязательства по концессионному соглашению не будут выполнены, — сказал Одинцов.
По мнению главы департамента финансов, формальных оснований для расторжения концессии у мэрии Красноярска «пока нет»: сроки проекта еще не завершились, а 3 миллиарда бюджетных рублей от Федерации и края уже поступили в казну города. Но пока «Мовиста» не предоставит все нужные документы, полученные деньги в дело пустить нельзя.
Еще один участник комиссии горсовета — депутат от ЛДПР Роман Крастелев — призвал расторгнуть концессионное соглашение с «Мовистой». Председатель комиссии Дюков предложил скорректировать формулировку, рекомендовав чиновникам «рассмотреть законные основания» для расторжения соглашения. За такой вариант и проголосовало большинство депутатов-членов комиссии.
В марте 2023 года мэрия Красноярска и правительство края подписали концессионное соглашение с группой компаний «Мовиста», несмотря на критику проекта соглашения со стороны Счетной палаты. В рамках соглашения «Мовиста» к 2025 году обещала отремонтировать 16 километров трамвайных путей, построить 30-километровую ветку до Солнечного, реконструировать депо и закупить 50 новых низкопольных трамваев. Заявлялось, что финансирование составит более 23 миллиардов рублей. Сотрудники «Горэлектротранса» негодовали, что «Мовиста» хотела заменить трамвайные пути, которые ремонтировали недавно.
В конце мая 2023 года гендиректора компании «Мовиста регионы» Александра Советникова задержали и отправили в СИЗО по подозрению в даче взятке экс-главе департамента транспорта Ярославля. А в июне 2023 года краевое заксобрание большинством голосов «Единой России» одобрило предложение краевого правительства по выделению льгот для «Мовисты» в 2,7 миллиарда рублей.
Ремонт трамвайных путей на Красноярском рабочем тоже не обходится без скандалов. У депутата заксобрания Ильи Зайцева возникли вопросы к мэрии из-за того, что рельсы начали снимать без выбора основного подрядчика на ремонт путей. Из-за ремонта схему движения трамваев изменили, после чего пассажиры забили автобусы, которые ходят по Красрабу. Жители Образцово жаловались редакции NGS24.RU на давку по утрам в час пик. В середине октября мэрия распорядилась выпустить больше автобусов на маршруты № 2 и 9.
Ранее NGS24.RU показывал, что москвичи из «Мовисты» обязались сделать в рамках транспортной концессии.