Все новости
Все новости

Столичная фирма хочет заменить автобусы в Красноярске на трамваи. Что известно об этом проекте

Подробности о компании «Мовиста Регионы» и ее деятельности в других городах

Трамвайный парк уже модернизируется, но будущее красноярского общественного транспорта вызывает вопросы у многих

Поделиться

В июне стало известно о том, что в Красноярск заходит московская компания «Мовиста». Судя по заявлениям депутатов и мэрии, фирма хочет радикально изменить схему общественного транспорта. Например, убрать большинство автобусных маршрутов с Красраба и из Солнечного — и заменить их трамваями. NGS24.RU попытался разобраться в этой истории и узнать, что представляет из себя столичная компания с такими грандиозными планами. Как выяснилось, Красноярск — не первый город, мэрия которого заключила концессионное соглашение с «Мовистой».

Что такое концессионное соглашение? Как его приняли в Красноярске?

Это договор, в котором участвуют частный инвестор и муниципалитет или государственное предприятие. Как правило, такие соглашения заключают департаменты мэрии. Проводится открытый конкурс, и частный инвестор обязуется создать или переделать имущество, которое обычно принадлежит городу или государству. Владелец имущества должен предоставить компании право пользования на срок, который прописан в документе.

Такая концессия о сотрудничестве мэрии и компании «Мовиста» обсуждалась на сессии Заксобрания еще 26 мая. Депутат Егор Васильев заявил, что на правом берегу отремонтируют более 51 км трамвайных путей, купят более 70 новых вагонов, а также построят ветку на левый берег — до Солнечного. Тогда документ приняли сразу в двух чтениях.

Изменения маршрутной сети, которые предлагает частный инвестор

Изменения маршрутной сети, которые предлагает частный инвестор

Поделиться

15 июня концессионное соглашение обсудили на сессии Горсовета. Издание «Проспект Мира» нашло протокол того заседания. И. о. главы департамента транспорта Максим Силкин рассказывал, что концессионер будет работать по договору о муниципально-частном партнерстве.

Несколько депутатов оспорили предложение заключить концессионное соглашение. Например, Вячеслав Дюков заявил, что в России нет ни одного удачного подобного примера, и указал на большие затраты из городского бюджета. А депутат Сергей Шахматов, наоборот, отметил, что есть много проектов по концессионному соглашению. За проект высказались 19 депутатов, 10 выступили против, 2 воздержались.

Чем известна компания «Мовиста»?


Группа коммерческих компаний «Мовиста» занимается пассажирским транспортом по всей России. У нее есть более 10 дочерних компаний в разных городах. Причем все они новые — созданы не раньше 2020 года. Например, фирма «Мовиста Регионы Красноярск» была зарегистрирована только в апреле 2022-го. Директор всех компаний — Александр Советников. По данным «Контур.Фокуса», раньше он занимался торговым бизнесом в Костроме.

В базе данных сообщается, что «Мовиста» зашла на северо-запад России, в Нижний Новгород, Пермь, Южно-Сахалинск, Ярославль, Курск, Волгоград, Тверь и Липецк. Еще один проект, связанный с группой компаний, — «Верхнепышминский трамвай» в Свердловской области.

В публикациях СМИ этих городов упоминают, что «Мовиста» действует по аналогичной схеме с концессионным соглашением. Например, в Курске компания собирается потратить 12 миллиардов рублей на замену трамвайных путей, ремонт подстанций, покупку новых вагонов и зарядных станций. Примерно такие же планы у компании на трамвайную сеть в Липецке, пишет «Коммерсант». Все проекты «Мовисты» финансируются с помощью Внешэкономбанка. Во всех случаях концессия заключается на 25 лет. При этом многие чиновники и депутаты отмечают, что к проектам есть замечания и непонятно, как инвесторы будут возвращать затраты.

У всех дочерних компаний «Мовиста Регионы» одинаково небольшой уставной капитал: всего по 100 тысяч рублей. Но у ООО «Мовиста Регионы», зарегистрированного в Москве, баланс за 2021 год составляет 103,5 миллиона рублей. Убыток в прошлом году составил 51,7 миллиона рублей.

«Проспект Мира» обнаружил, что компанию «Мовиста» связывают с компанией «Трансмашхолдинг». Это московский завод, который производит вагоны метро, локомотивы и электропоезда. А гендиректор «Мовисты» Александр Советников раньше возглавлял предприятие «РТ-Инвест Транспортные Системы», связанное с госкорпорацией «Ростех». Именно эта компания внедрила систему взимания платы с большегрузов «Платон». В 2015–2018 годах против нее бастовали дальнобойщики со всей России. Водители требовали отменить любой сбор с грузовиков.

Кто недоволен приходом «Мовисты» в Красноярск и почему?


Первым о новой системе рассказал депутат Горсовета Роман Крастелев. Он показал предварительные схемы транспорта, которые разработала компания и которые планируется внедрить в Красноярске. Согласно этим схемам, в течение нескольких лет в городе уберут большинство автобусных маршрутов и заменят их на трамваи. Например, с проспекта имени Газеты «Красноярский рабочий» нельзя будет уехать на левый берег на автобусе. А в Солнечном останется только один автобусный маршрут, зато туда пустят скоростной трамвай с улицы Мичурина. Как уточняли в правительстве края, в районе МВДЦ «Сибирь» планируется сделать еще и стыковочно-пересадочную станцию с будущего метротрама на будущий трамвай.

Крастелев считает, что такая система может погубить красноярский общественный транспорт. По его словам, это соглашение заточено под одну компанию и одного предпринимателя.

— Об удобстве и комфорте пассажиров, конечно, мысли нет хотя бы потому, что трамвай в настоящее время не идет на левый берег. А если и пойдет лет через десять, то только по Октябрьскому мосту и только в Солнечный, — возмущался Роман Крастелев.

Пока трамваи ездят только по правому берегу Красноярска. Сроков строительства ветки скоростного трамвая до Солнечного пока нет

Пока трамваи ездят только по правому берегу Красноярска. Сроков строительства ветки скоростного трамвая до Солнечного пока нет

Поделиться

В разговоре с NGS24.RU депутат заявил, что после подписания соглашения город должен поменять транспортную схему за пять дней. При этом непонятно, когда именно запустят трамвай с правого берега на левый. Но даже если это произойдет достаточно быстро, проблемы, по мнению Крастелева, всё равно будут.

— Я себе плохо представляю это. Если трамвай сломается или попадет в ДТП, то ни одного альтернативного способа с «Нефтебазы», например, попасть на Предмостную просто не останется. Это издевательство над правым берегом, — возмущается депутат.

Экс-депутат Горсовета и председатель профсоюза «Горэлектротранса» Нина Михалева тоже недовольна решением о концессии. Она рассказала NGS24.RU, что представители компании приезжали в трамвайное депо и осмотрели его и трамвайные пути. Нина Михалева удивляется, что сотрудники «Мовисты» захотели отремонтировать депо, которое находится в хорошем состоянии, и совсем новые участки путей.

— Как я понимаю, их интересовал проспект Красноярского Рабочего. Но девять лет назад там провели ремонт по чешским технологиям, с рельсами, которые мы привозили из Польши, с укладкой плит. Мы вложили в эту линию 150 миллионов рублей. Гарантийный срок — 20 лет, а срок службы этих путей вообще 50 лет. Но они почему-то обратили внимание на эти участки. То есть получается, что мы эти деньги закопали в землю? — недоумевает бывший депутат.

Нина Михалева не против замены старых рельсов и запуска скоростного трамвая на левый берег. Но она считает, что частная компания должна выполнять такие работы, не вмешиваясь в деятельность «Горэлектротранса». Еще ее удивил маленький уставной капитал компании «Мовиста Регионы Красноярск». Она предполагает, что в этой концессии есть коррупционные цели.

— В техзадании [«Мовисты»] написано, что ожидается снижение выпуска подвижного состава. Возможно, это концессионный план на 21 год, но для чего? Мы взяли новые машины, у нас очень большая проходимость депо. Да и старые вагоны еще на ходу, списывать их мы пока не собираемся. Наоборот, вагонов должно быть больше. Они хотят зачем-то уменьшить годовой пробег трамваев с 2 миллионов до 750 тысяч километров. И что, сократят водителей и кондукторов, которых мы сейчас активно набираем? Меня как председателя профсоюза очень волнует, что будет с коллективом. Ответов на эти вопросы я пока не получаю, — говорит Нина Михалева.

В трамвайном депо много старых вагонов, но все они еще на ходу

В трамвайном депо много старых вагонов, но все они еще на ходу

Поделиться

Что говорят в самой «Мовисте» и дептрансе? Есть примеры городов, где компания уже что-то делает?


В городском дептрансе слова Крастелева опровергли. Замглавы департамента Максим Силкин рассказывал, что контракты с перевозчиками заключены до 2026 года. То есть еще четыре года менять сеть маршрутов можно максимум на 10%. Силкин заявил журналистам, что перед тем, как поменять маршрутную сеть, нужно провести анализ пассажиропотока и обработать обращения красноярцев. Чиновник отметил, что, если жителям не понравится предложенная «Мовистой» схема, ее будут дорабатывать и менять. О сроках ее внедрения, равно как строительства новой ветки до Солнечного, пока нет никакой информации.

Директор «Горэлектротранса» отказался от комментариев журналистам. NGS24.RU направил вопросы директору компании «Мовиста Регионы» Александру Советникову. Пресс-секретарь компании ответила корреспонденту, что фирма подала концессионное соглашение и ведет переговоры. Но других комментариев у них пока нет.

Сайт компании «Мовиста» сейчас выглядит так

Сайт компании «Мовиста» сейчас выглядит так

Поделиться

Сайт компании «Мовиста Регионы» фактически не работает. Зато активно ведется телеграм-канал компании, в котором более 300 подписчиков. Большинство постов на канале рассказывает про концессионные соглашения и про преимущество трамваев перед другими видами транспорта. В качестве примера «Мовиста Регионы» приводит проект трамвая из Екатеринбурга в Верхнюю Пышму.

Ветку на Урале действительно строят с 2018 года. В этом году в Екатеринбург собираются привезти новые низкопольные трамваи 71–911ЕМ «Львенок» — такие же с 2021-го года ездят и в Красноярске. Правда, жителей Урала удивляет, что вагоны привозят из Москвы, хотя в Екатеринбурге работает свой вагоностроительный завод «Уралтрансмаш». Как рассказывают наши коллеги с портала E1, трамвайное депо в Верхней Пышме еще не открыто. Оно строится, но госэкспертиза нашла в проекте недостатки.

По теме

  • ЛАЙК6
  • СМЕХ1
  • УДИВЛЕНИЕ3
  • ГНЕВ24
  • ПЕЧАЛЬ1
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter