Дороги и транспорт Городу предложили отдать 52 млрд за чужой кредит. Что не так в проекте соглашения по модернизации транспорта в Красноярске

Городу предложили отдать 52 млрд за чужой кредит. Что не так в проекте соглашения по модернизации транспорта в Красноярске

Счетная палата и депутаты остались недовольны проектом соглашения мэрии с компанией «Мовиста»

Сильнее всего концессионное соглашение затрагивает трамвайную сеть города

Контрольно-счетная палата Красноярска изучила проект соглашения мэрии с компанией «Мовиста Регионы», которая должна будет модернизировать транспортную сеть в городе. В нее входит в том числе ликвидация некоторых автобусных маршрутов и их замена на трамвайные. Как выяснилось, первая редакция проекта выглядит очень странно: почти все расходы на себя берет бюджет города, основные обязанности по содержанию транспортной сети тоже ложатся на администрацию. Фирма «Мовиста» хотела взять заём на 24 млрд рублей, который также должны были возвращать из городского бюджета. Но депутаты Горсовета не приняли этот проект на комиссии по бюджету. Счетная палата тоже раскритиковала его.

Документ с разбором проекта оказался в распоряжении редакции NGS24.RU. В ответе палаты на обращение депутатов Горсовета говорится, что заключать концессионное соглашение по проекту в нынешнем состоянии не рекомендуется. И вот почему.

По проекту, мэрия Красноярска после заключения соглашения на 20 лет должна будет потратить 51,8 млрд рублей. Из них 6,9 млрд — это финансирование расходов «Мовисты» на создание новой транспортной сети. Еще 44,9 млрд — это возмещение затрат московской компании, в том числе на погашение долга, и эксплуатационные расходы.

Согласно проекту, «Мовиста» привлекает для концессии займы кредитной организации. И ее расходы на возврат займов должен будет погасить город из своего бюджета. При этом расходы «Мовисты» на создание объекта соглашения по планам должны составить 24,1 млрд рублей. То есть мэрия потратит вдвое больше денег из городского бюджета, чем московская фирма. Из своих денег по этому проекту «Мовиста» вложит только 10 тысяч рублей. Еще администрация обязана будет содержать, проводить текущий и капремонт объекта, то есть транспортной сети.

— Концессия в классическом понимании — это когда концессионеру выдается муниципальное или государственное имущество, а он вкладывает свои деньги в развитие. А тут получается, что «Мовиста» вкладывает в рамках этой концессии всего 10 тысяч. Всё остальное — или займы, или деньги из бюджета. Причем за заём тоже должен платить бюджет, — сказал в разговоре с NGS24.RU депутат Горсовета Красноярска Роман Крастелев.

Проект в Красноярске сравнили с планами концессий в Перми и в Краснодаре. Там тоже собираются заключить соглашения с «Мовистой» до конца этого года. Согласно плану, объем платежей в Красноярске сравним с Краснодаром. При этом трамваев в нашем городе гораздо меньше.

Сравнение предполагаемых затрат на концессию в Красноярске, Краснодаре и Перми

Отмечается, что всего по трём проектам до конца 2026 года планируется закупить 194 трамвая. А для полного обновления до 2030 года регионам России необходимо будет закупить 3655 трамваев. Для этого регионам нужно каждый год покупать по 406 машин. В этом случае на производителя будет огромная нагрузка, а регионы могут недополучить транспорт. Ситуацию усугубляют санкции и подорожание материалов.

Счетная палата отметила, что количество затрат и сумма инвестиций не подкреплены реальными расчетами. Кроме того, в проекте заложена реконструкция трамвайных рельс на Красрабе. Но полотно капитально ремонтировали всего 9 лет назад, а гарантия на него составляет 50 лет. В проекте нет обоснования, зачем нужна замена.

Есть и другие замечания: кадастровый номер указан только у семи участков, которые «подлежат реконструкции», и нет информации о новых объектах. В проекте также не указаны сроки передачи участков мэрией «Мовисте». Это может затянуть сроки выполнения работ и в целом соглашения. Нет и никакой информации о том, что будет с предприятием «Гортранс», которое сейчас обслуживает электротранспорт города. Его могут ликвидировать, а могут реорганизовать — и тогда оно станет оператором, который будет выполнять перевозки. Но как именно это произойдет, в проекте не указано.

Счетная палата замечает, что многие позиции и затраты в соглашении просто необоснованны, а некоторые даже невыполнимы. Специалисты сделали вывод, что с таким соглашением Красноярск может просто понести убытки. Вряд ли такая трата денег будет эффективной. Кроме того, в объем средств не входят затраты на обслуживание путей на совмещенных с проезжей частью участках, на плановый ремонт, устранение дефектов и многое другое.

Депутат Горсовета Роман Крастелев раскритиковал проект соглашения и назвал его «схематозом»:

— По сути «Мовиста» хочет выступить посредником, который «осваивает» кредитные средства. А все расходы, включая погашение кредита и проценты по нему, в сумме почти 52 миллиарда, несет бюджет. И сейчас уже [Горсоветом] единогласно приняты рекомендации не заключать соглашение на указанных условиях. Да вот незадача, теперь это только рекомендации для чиновников, — говорит депутат.

В мэрии Красноярска NGS24.RU сказали, что ознакомились с информацией и приняли к сведению. Оперативно связаться со Счетной палатой нам не удалось.

О том, что такое концессионное соглашение, и о московской компании «Мовиста» мы рассказывали подробно. Фирма зашла во многие регионы и планирует «модернизировать» систему общественного транспорта в городах. В Красноярске удивление жителей и депутатов вызвало то, что в качестве варианта развития сети предлагали отказ от части автобусных маршрутов и их замену на трамваи.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства