Строить метро в Красноярске начнут в 2022 году, а закончат — в 2026-м. Об этом заявили в правительстве Красноярского края. 10 августа край подписал контракт с подрядчиком — АО «Моспроект-3».
Как сообщается, контракт подписан на «проведение комплекса проектных и строительно-монтажных работ по созданию в Красноярске линии скоростного подземно-наземного легкорельсового транспорта».
Проект будет финансироваться за счет федерального инфраструктурного бюджетного кредита. При этом готовить территорию строительства будет за счет собственных средств края (2,7 миллиарда рублей). Ранее сообщалось о том, что Красноярскому краю одобрен инфраструктурный кредит, а строительство метро обойдется в 89 миллиардов рублей.
В Красноярске на участке протяженностью около 11 км (от улицы Высотной до улицы Шахтеров) планируется построить шесть станций: четыре подземные и две наземные.
Заказчик работ — краевое госпредприятие «Центр транспортной логистики». Все работы под ключ должна выполнить группа компаний «Моспроект-3», которая участвовала в проектах строительства метро в Москве и регионах. Сейчас, как заявили в правительстве, она возводит участки двух линий метрополитена Нижнего Новгорода, а также разработала концепцию легкорельсового транспорта для Челябинска.
— Проект очень интересный, одна из важных задач — интегрировать подземную систему рельсового транспорта в городскую наземную сеть. Поэтому мы предложим краю одни из самых современных технологических решений, которыми мы владеем, — приводят слова гендиректора «Моспроекта-3» Анны Меркуловой.
Как сообщают в пресс-службе правительства, одно из таких решений — поднять основной участок линии ближе к поверхности и отказаться от станций глубокого заложения, которые дольше, дороже и сложнее в производстве. Еще один момент: инженерный корпус и здание эксплуатационного персонала хотят разместить в депо.
По словам Анны Меркуловой, станции мелкого заложения позволят в будущем «грамотно оптимизировать пассажиропотоки» — пересадки на наземный транспорт должны стать короче и быстрее. Потенциально маршрут могут продлить еще на четыре километра и построить еще шесть надземных станций.
По данным сервиса «Контур.Фокус», АО «Моспроект-3» зарегистрировано в 2013 году в Москве. Это правопреемник одноименного московского государственного института, работавшего с середины 1990-х. Компания, по данным «Контур.Фокуса», связана с холдингом АО «Мосинжпроект» департамента градостроительства мэрии Москвы.
Выручка компании в 2021 году — 3,6 миллиарда рублей, чистая прибыль —145 миллионов. «Моспроект-3», по данным «Контур.Фокуса», за все время заключил 242 госконтракта на 960 миллиардов рублей.
Красноярский метрополитен спроектировали еще в конце 1980-х. Стройка началась в 1994-м, однако затем несколько раз проект останавливали и окончательно заморозили в 2013-м. Вновь серьезно о метро заговорили в 2018-м, тогда возобновление строительства одобрил президент Владимир Путин.
В 2019 году прошел аукцион на корректировку советского проекта метро на сумму в 954 миллиона рублей, в декабре 2019 года сумму увеличили до 975,2 миллиона. Торги выиграл институт «Красноярский ТИСИЗ».
В конце июня красноярские власти заявили, что строиться будет метротрам — то есть метро со скоростным трамваем и городской электричкой.
8 июня 2022 года председателя совета директоров «КрасТИСИЗа» Олега Митволя задержали в московском аэропорту Внуково. Его подозревают в хищении почти миллиарда рублей на контракте по корректировке проекта красноярского метро. Позже по делу арестовали министра транспорта Красноярского края Константина Димитрова и экс-руководителя Краевого транспортного управления (заказчик проекта) Константина Мандрова.
В краевом правительстве заявляли, что «дело Митволя» не повлияет на строительство метро в Красноярске.