Дороги и транспорт Метро для Красноярска хроника Правда ли, что метро Красноярску обещают только перед выборами? Вернулись на 10 лет назад, чтобы проверить

Правда ли, что метро Красноярску обещают только перед выборами? Вернулись на 10 лет назад, чтобы проверить

Обсудили результаты с экспертами

Предполагается, что так будет выглядеть станция в центре города

В июле вновь активно заговорили о строительстве метрополитена в Красноярске. 9 июля вице-премьер РФ Марат Хуснуллин пообещал, что подземку достроят, а уже 14 июля был назван год запуска: 2024-й. Красноярцы, ожидаемо, к информации отнеслись скептически: многие считают, что обещания построить метро — не больше чем создание положительного информационного фона перед выборами. Мы решили вспомнить историю обещаний, соотнесли их интенсивность с крупными выборными кампаниями и пришли к некоторым выводам, которые обсудили с экспертами. Подробности — в материале Саши Симутиной.

Хронология обещаний


Красноярский метрополитен — вещь интересная. Про него есть статья в «Википедии», есть логотип, схема, название станций. Нет одного — самого метрополитена. Коротко вспомним историю: о его необходимости начали говорить еще в 60-х годах прошлого века, в 1983-м решили строить, разработали проект и только через 10 лет, при губернаторе Валерии Зубове, приступили непосредственно к строительству метрополитена. 17 октября 1995 года на стройке был вынут первый ковш земли, а в 2011 году проект заморозили. С тех пор вопрос метро в Красноярске повис в воздухе: красноярцев уже не единожды кормили обещаниями построить подземку, назывались все новые и новые даты, но метро так и не появилось.

2011 год. В апреле мэр Пётр Пимашков печально заявляет, что метро принесено в жертву четвертому мосту. Уже в июне выясняется, что метро не будет как минимум до 2020 года.

А в ноябре, в аккурат перед декабрьскими выборами в Госдуму, Владимир Путин (будучи тогда председателем Правительства РФ) обещает, что Москва поможет Красноярску в строительстве метро.

— Надо изыскивать деньги. Вместе. Мы готовы помогать, но нельзя всё перекладывать на федеральный бюджет, — заявляет Путин.

2012 год — год президентских выборов, но никаких движений по поводу строительства подземки, в общем-то, не происходит, пожалуй, кроме того, что губернатор Лев Кузнецов поручил сделать метро дешевле.

2013 год. В управлении по строительству красноярского метро запуск первой ветки оценили в 25 млрд рублей. Правда, в тот же год в опубликованной схеме развития транспорта до 2016 года о метро речи не идет — разве что в долгосрочной перспективе. Вместо этого предлагают развивать трамвайную ветку.

В 2014 году метро вновь всплывает, на этот раз в генплане, согласно которому подземка должна появиться до 2033 года. А в сентябре, за несколько дней до выборов губернатора, врио Виктор Толоконский настаивал на необходимости подземки.

— Метро, соединяющее два берега, необходимо. Пройдет немного времени, и в стране будет понимание, что некоторые объекты инфраструктуры обязательны для города-миллионника, — заявил Толоконский, добавив, что деньги на это нужно изыскивать из федерального бюджета.

Накануне президентских выборов в 2017 году о метро заговорили с новой силой. В конце года чиновникам поручили вернуться к обсуждению этой темы. Пожелание было озвучено после доклада краевого премьер-министра Виктора Томенко. «Предложения и рекомендации» относились к губернатору и премьер-министру.

Концентрация разговоров о красноярском метро резко выросла в 2018 году — в год президентских и губернаторских выборов. Тогда о подземке говорилось в том числе и во время визита главы государства в Красноярск. В начале февраля, накануне мартовских выборов главы государства, Владимир Путин на встрече в Красноярске соглашается вернуться к рассмотрению вопроса о строительстве метро, через пару недель обещает рассмотреть вопрос в ходе закрытой встречи по экологическим вопросам.

Поручения адресованы заместителю председателя Правительства РФ Дмитрию Козаку:

— Нужно когда-то заканчивать начатые строительством объекты. Город растет. Доложить предложения.

Правда, уже в конце мая министр экологии Красноярского края Виктор Часовитин во время сессии Заксобрания заявляет, что Москва смысла в строительстве подземки не видит. Там аргументировали это так:

— Они приводили пример функционирования метро в Новосибирске, которое себя не окупает. Действительно, не произошло чуда, и народ не пересел в метро вместо личного транспорта. Пока споры вокруг этого объекта действительно идут, мы не знаем, будет ли оно включено в окончательный план или нет, но мы настаиваем, что этот объект необходим городу.

Уже в июле Путин в ходе встречи с пока еще врио губернатора Александром Уссом (выборы пройдут в сентябре) ответил следующее:

— Давайте про это еще подумаем. Эта тема не должна умереть.

В 2019 году тему действительно не хоронят и начинается разработка проекта метрополитена. В июне проект отправляют на согласование в Москву, дальше идет работа над поступившими от экспертизы замечаниями и в ходе КЭФ называются затраты на проект: 65 млрд рублей. Появляется проект закона для согласования денег на подземку в Красноярске и называется очередная дата появления метрополитена: 2023 год.

В 2020 году работа над проектом продолжается, правда, дата сдвигается. Сначала руководитель муниципального Управления по строительству красноярского метрополитена Игорь Иванов назвал новую дату запуска2024 год. А позже директор компании-проектировщика ТИСИЗ Олег Митволь говорит, что подземка появится в 2025 году — сроки сдвинулись из-за COVID-19. Главгосэкспертиза была закрыта, и работа над проектом затянулась, потому и сдвинулись сроки появления подземки.

В 2021 году наконец публикуются утвержденные эскизы строительства красноярской подземки. Первый этап строительства, включающий шесть станций, оценивают в 90 миллиардов рублей. Правда, уже в апреле 2021 года вице-премьер Марат Хуснуллин заявляет, что строительство метро в миллиониках нецелесообразно. 30 июня в ходе прямой линии с Владимиром Путиным президент говорит: на строительство метро в миллионниках выделено 500 млрд рублей, и уже 9 июля все тот же Марат Хуснуллин обещает, что красноярское метро достроят. Правда, сроки сдвигаются уже на 2025 год.

В этом году на сентябрь намечены выборы в Госдуму — остается только гадать, что заявят по поводу строительства подземки уже осенью.

«Повод потерял свежесть новизны»

Политолог Александр Чернявский считает, что обещания построить метро уже перестали обладать электоральным потенциалом в силу долгосрочности темы.

— Конечно, какой-то поток позитива перед избирательной компанией усиливается активно, активно качаются поводы, но что касается метро — в последние четыре года эта тема так или иначе вспыхивает раз в квартал. Повод долгоиграющий, перманентный и уже потерял свежесть новизны. Избирателей, как правило, цепляет что-то новое, — поясняет Чернявский. — Вряд ли они специально просили Марата Хуснуллина: «Скажи, что там у нас метро построят».

Тоннель подземки в 2015 году

С ним согласен политолог Сергей Комарицын.

— Прямой связи с выборами нет, просто периодически эта тема всплывает и активизируется. К тому же у нас есть дирекция, там работают люди, директор проводит какие-то совещания в кабинетах краевой администрации. Но это не политический вопрос, на мой взгляд. Тем более для общей повестки конкретный вопрос в одном регионе не имеет такого влияния, — уверен Комарицын. — Это старая история, длящаяся со времен Черненко. Будет ли построено метро? Не удивлюсь, если нет.

Известный красноярский журналист Владимир Василенко, работавший в советское время, и вовсе уверен, что метро Красноярску не нужно, и, в отличие от политологов, все-таки считает, что это политический вопрос:

— История с метро никогда и ничем не закончится, и прежде всего потому, что в том виде, в каком она может закончиться, метро никому не нужно. На нём некому и некуда будет ездить, а эксплуатационные расходы целиком съедят ожидаемую прибыль. Метро давно стало чемоданом без ручки — нести невозможно, а бросить жалко. Но в качестве предвыборной приманки пока работает.

Что происходит вокруг метрополитена сейчас?

Разработкой проекта метро в Красноярске занимается АО «КрасТИСИЗ». Еще в сентябре 2019 года компания выиграла госконтракт почти на миллиард рублей. Директор компании Олег Митволь уверил нас, что ничего не мешает старту строительства.

— Ничего не препятствует тому, чтобы уже в ближайшее время начать строительство метрополитена. Проект есть, часть изысканий уже получила положительные заключения, часть находится на госэкспертизе. Соответственно, проводятся рабочие группы, чтобы удешевить процесс строительства, но часто бывает так, что, когда мы хотим что-то удешевить, получается только дороже. Это уже другой вопрос. Главное — никаких формальных проблем нет, — комментирует Митволь.

Прошлой весной по центру работали буровые машины ТИСИЗа

Имеются уже все возможности, чтобы в этом году объявить аукцион и начать проводить строительные работы. На вопрос, является ли вопрос политическим, Олег Митволь напрямую не ответил.

— Вопрос строительства метро есть вопрос появления подземки в Красноярске, вот и всё. Сейчас либо надо делать проект, либо постоянно тампонировать туннели, затраты соизмеримы друг с другом, поэтому я думаю, что государство завершит этот проект.

Как вы считаете, связаны ли обещания построить метро в Красноярске и предстоящие выборы?

Да
Нет
Затрудняюсь ответить

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
53
ТОП 5
Мнение
Метро или метротрам? Как правильно называть то, что строят в Красноярске
Анонимное мнение
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
«Трудности будут вне зависимости от возраста»: красноярский психолог высказалась о родах до 23 лет
Анонимное мнение
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Дарья Дениско
Корреспондент NGS24.RU
Рекомендуем
Знакомства
Объявления