Темой номер один в разговорах красноярцев еще пару дней назад была немыслимая для января грязь на дорогах. Действительно, пройти и ста метров было нельзя, чтобы не запачкать обувь. Машины можно было мыть по три раза на дню, и этого было бы недостаточно. Весь гнев горожане сконцентрировали в слове «Бионорд», при его упоминании посылая проклятия в адрес дорожников и властей. И ничего, что в дни потепления (и вообще всю зиму) в городе, по официальным данным, не использовали ничего, кроме песко-соляной смеси, известной еще с советских времен. Может быть, грязь из-за нее? Так и подумал мэр города Сергей Еремин и вчера, 21 января, снова дал добро на «Бионорд». Хотя еще в сентябре говорил, что навсегда откажется от этой смеси. Мы собрали в единую историю всё, что связано с реагентом, и предлагаем читателям ответить на важный вопрос в конце текста.
Противогололедный материал «Бионорд» в Красноярске используют почти 10 лет. На нашем сайте можно найти публикацию о нем за 2013 год. Тогда его использовали для борьбы с последствиями сильного снегопада в ноябре (который, как всегда, пришел неожиданно). Но вот пропорции материалов в то время показательны: дорожниками было приготовлено 5483 тонны песка, 1751 тонна соли и более 5 тонн противогололедного материала «Бионорд». Тогда его почему-то называли «препаратом». К концу 2019 года «Бионордом» уже обрабатывали все основные улицы, а расход исчислялся сотнями тонн. Песко-соляную смесь оставили для второстепенных дорог как «прошлый век».
Однако стремление ко всему новому оценили не все. Много просмотров набрал ролик автомеханика из Красноярска, который показал прогнившее дно своего автомобиля и назвал это «чудесами» после нового реагента. Правда, какой-либо экспертизы, что повреждения не вызваны, например, воздействием соли или других агрессивных компонентов, парень не предъявил.
Прошлой зимой в ряды противников «Бионорда» вошли не только простые автомобилисты, но и некоторые парламентарии из Законодательного собрания. И если председатель комитета по промышленной политике и транспорту Владимир Демидов раскритиковал мэрию за ошибки в технологии использования материала (что его убирают с дорог слишком поздно), то его коллега Владимир Рейнгардт высказался более категорично.
— Город за счет грязного автотранспорта выглядит просто ужасающе. Автобусы, автомобили ездят грязные. Это как каждый день не мыться человеку и ходить грязным. Город просто теряет свое лицо, — возмутился депутат.
Депутаты горсовета в противостоянии с реагентом пошли еще дальше — они провели публичные обсуждения, голосования, предложили мэру отказаться от использования (несколько раз) и вообще были настолько резки в своих высказываниях, что депутату от ЛДПР Роману Крастелеву производитель смеси — Уральский завод противогололедных материалов — предъявил иск о защите деловой репутации.
— В ходе сессии красноярского городского совета депутат допустил высказывания, не соответствующие действительности, а также являющиеся прямым оскорблением в адрес торговой марки и производителя продукции, УЗПМ просит суд признать порочащими деловую репутацию утверждения, — заявили представители завода.
Правда, Крастелев до сих пор не понимает, какая именно фраза стала причиной иска.
— Скорее всего, определение «химоза», но это не точно, — полагает депутат. Окончательное заседание в Арбитражном суде состоится 5 февраля. На какой стороне в итоге окажется суд, сложно предположить — в одном из недавних заседаний представители УЗПМ хотели показать судье эксперимент, заполнив водой бутылку с реагентом. Но судья предпочла рассматривать документы, а не химические опыты.
Своим путем пошли простые красноярцы — они создали петицию за запрет реагента, ее за год подписали 17 тысяч 800 человек. Ответом на протест горожан стал запущенный Сергеем Ереминым эксперимент — часть дорог, а именно улицы с подъемами и спусками — Белинского, Киренского, Свободный проспект и Игарскую, стали посыпать по старинке солью, мелкозернистым щебнем и песком. Чтобы горожане могли наглядно представить количество грязи, которую придется убирать весной, мэр начал мерить всё вагонами.
— Мы взвешенно подходили к принятию решения о его применении на дорогах города. Среди основных аргументов: безопасность дорожного движения, чистота дорог, а следом и экологический эффект. Приведу простую цифру. Работая по старым технологиям, в год мы вывозили на улицы города 60 тысяч тонн инертных противогололедных материалов — это 10 грузовых железнодорожных составов песка, щебня и соли. Затем всё лето мужественно убирали оставшуюся грязь… Отсюда и пыль, которой мы с вами дышим. И ещё один момент — работа наших ливнёвок, которые просто забивались этим песком, — заявил тогда Еремин.
Результаты, которые спустя несколько недель представили чиновники и представители ГИБДД, оказались неутешительными — они фиксировали рост аварий, а в придачу — снежный накат и внушительный слой песка на газонах. После этого Еремин посоветовал депутатам и горожанам «присмотреться» к хорошим сторонам реагента, название которого, с его слов, стало уже «ругательным».
Лето, да еще и с ограничениями, стало затишьем в вопросе «Бионорда». В горсовете прошли обсуждения по поводу реагента, мнения снова разделились. На осенней сессии городские депутаты большинством голосов приняли решение отказаться от химических реагентов. Но их решение носило рекомендательный характер, поэтому на него особо никто не ориентировался. Но в сентябре глава города всё же неожиданно заявил, что город откажется от «Бионорда» в пользу «более экологичного материала».
В то же время ученые из Сибирского федерального университета разработали рекомендации для поставщиков. Если коротко, то они сводились к тому, чтобы материал был в виде гранул, а не сыпучей смеси.
В это же время на сайте госзакупкок появился тендер на поставку партии нового противогололедного материала. Конкурс выигрывает компания «Транссервис» из Перми. Мы выяснили, что это, по сути, тот же производитель «Бионорда» — компания зарегистрирована по одному и тому же адресу с Уральским заводом и имеет общего учредителя. Даже запрос относительно нового реагента мы делали представителю УЗПМ. Там ответили, что материал будет поставлен «в соответствии с условиями конкурсной документации». Мы хотели провести эксперимент и сравнить «Бионорд» с новым материалом — «ХКНМ», но нам отказали в предоставлении подопытных средств борьбы с наледью.
Упомянутый «ХКНМ» поступил на склады подрядчика в Красноярске к концу ноября, но не используется в полную силу: им обрабатывают только самые опасные участки дорог — мы составили карту. Мэр держал слово и не использовал реагенты массово. Но после недавнего грязного уик-энда терпение, видимо, лопнуло. С его слов, мы вернулись в 1999 год.
А как в других городах?
В соседнем Новосибирске «Бионорд» начали использовать в 2018 году. Жители жаловались на грязные дороги и пеняли на новый реагент. Прочитайте большой материал наших коллег с NGS.RU, которые поговорили с экспертами относительно зимней уборки дорог.
В Екатеринбурге горожане, как и в Красноярске, винят химический реагент УЗПМ в грязи на дорогах. За него, как и у нас, заступается мэр.
На родине «Бионорда» в Перми им отсыпают дороги уже несколько лет, и, судя по материалам наших коллег с 59.RU, негативных эмоций у горожан он не вызывает. В мэрии, правда, нашли несколько минусов реагента — он работает «медленнее, чем остальные материалы». Но отказываться от него не намерены.
Считаете ли вы, что после «Бионорда» в Красноярске образуется много грязи?