Политика Недвижимость Город «Спички детям не игрушка». Край хочет забрать у Красноярска полномочия по выдаче разрешений на строительство

«Спички детям не игрушка». Край хочет забрать у Красноярска полномочия по выдаче разрешений на строительство

Это одно из предложений рабочей группы по изучению градостроительной политики

Вице-мэр считает, что цель рабочей группы — забрать полномочия у города

Депутаты Законодательного собрания предложили лишить Красноярск полномочий по выдаче разрешений на строительство и передать их на краевой уровень. По мнению членов рабочей группы, которая изучала, как Красноярск предоставляет в аренду и в частную собственность городскую землю, это позволит избежать градостроительных скандалов и нарушений. В свою очередь, в мэрии Красноярска заявили, что рабочую группу создали именно для того, чтобы забрать у города полномочия.

Рабочая группа появилась в начале июня, ее возглавил депутат Илья Зайцев. В своем телеграм-канале депутат много писал о градостроительных нарушениях, которые допустила за последние годы администрация Сергея Ерёмина. Одновременно критика Ерёмина заметно усилилась и в прокраевых телеграм-каналах — из-за этой «медиаатаки» некоторые прозвали группу Зайцева «рабочей группой по деерёминизации». В октябре у мэра истекает срок полномочий, и, по версии критиков рабочей группы, скандалы — это лишь повод не согласовать его на второй срок.

Рабочая группа собиралась на трех заседаниях, а предварительные итоги представила на сессии заксобрания 7 июля. На нее должен был прийти вице-мэр Олег Животов, курирующий градостроительство, но на самой сессии выяснилось, что от города никто не придет.

— На мой взгляд, в лучшем случае это говорит о каком-то организационном хаосе. Может быть, какое-то более важное совещание назначено в мэрии, — с пассивно-агрессивным сарказмом прокомментировал неявку спикер парламента Алексей Додатко.

— Позвоните по видеосвязи, — иронизировала депутат Елена Пензина.

Руководитель рабочей группы Илья Зайцев поделился с коллегами предварительными результатами, к которым они пришли за полтора месяца.

— Группа появилась с главной целью — ответить для себя и жителей Красноярска на вопрос, что происходит с землей? — эффектно, словно сюжет на телевидении, начал бывший журналист. — Почему на участках, где ранее мэрия обещала построить социальные объекты, появляются многоквартирные дома, а на участках, где должны были быть скверы, строятся торговые центры?

Илья Зайцев призывает остановить «градостроительный бандитизм»

С начала июня, по его словам, группа нашла 32 участка общей площадью более 300 тысяч квадратных метров, которые мэрия, на взгляд членов группы, выдала сомнительными методами. Общая кадастровая стоимость этих участков — 475 миллионов рублей, рыночная — 1,5 миллиарда рублей.

— Есть примеры, которые находятся за гранью добра и зла, — рассказал депутат. — Например, мэрия сдала 55 тысяч квадратных метров на улице Петра Подзолкова для строительства спортивной площадки. 21 октября 2019 года участок стал частным. Теперь его разрешенное использование — многоэтажная застройка. И стройка жилого дома там уже идет.

Илья Зайцев отдельно остановился на, пожалуй, самом скандальном новом городском объекте — павильоне возле Центрального рынка, который уже прозвали «Кантри-2»:

— Это территория, которой комплексно занимается институт города для создания там Квартала цветов. Но мэрия зачем-то выставила участок в границах квартала на торги по аренде. И там в итоге появляется буквально сарай, а арендатор в кратчайшие сроки оформляет право собственности. Цена покупки — 600 рублей за квадратный метр земли в центре города.

Это стало возможно благодаря закону о преимущественном праве или «15%-м законе». По нему арендатор государственной земли, который построил капитальный объект, может купить участок без торгов за 15% от кадастровой стоимости. В случае с «Кантри-2» участок в центре города обошелся в 1,5 миллиона рублей.

По словам Зайцева, сейчас в работе группы еще «более 10» похожих объектов общей площадью 107 тысяч квадратов.

— При похожих обстоятельствах появляются автошколы, мебельные салоны, магазины. Все по одному типовому проекту: ленточный фундамент, сэндвич-панель, один этаж, никаких коммуникаций, — описывал депутат. — В проекте указывают, что вода привозная, туалет переносной. И благодаря появлению этих объектов участки становятся частными.

«Мы слышим оправдания мэрии, что, продавая участки, они пополняют казну. Но можно ли назвать пополнением продажу с 85%-й скидкой?»

Зайцев сказал, что, например, в Подмосковье и Казани власти не дают участки в собственность бизнесу, если площадь участков значительно больше, чем построенный на них объект.

— Притом, что и Казань, и Подмосковье — тоже Россия, там действует тот же Земельный кодекс. Но в Красноярске мэрия такие требования ввести не смогла, — отметил Илья Зайцев. — Мы слышим оправдания мэрии, что, продавая участки, они пополняют казну. Но можно ли назвать пополнением продажу с 85%-й скидкой?

Еще одна проблема, помимо «15%-го закона», на которую обратил внимание депутат, — это предоставление земли вообще без торгов. По Земельному кодексу город может отдать участок заявителю без торгов под «коммунальное обслуживание» — то есть для строительства инженерных объектов. По словам Зайцева, с 2018 года мэрия выдала таким образом более 200 тысяч квадратных метров земли, в том числе на берегу Базаихи — «и по этим участкам есть обоснованные подозрения». Минимум пять из «коммунальных» участков затем были проданы под индивидуальное или коммерческое строительство, утверждает депутат.

Мэрия, по словам депутата, на заседаниях оправдывалась тем, что у них по закону не было оснований не выдавать участки. «Но в административном регламенте мэрии Красноярска предусмотрено 26 оснований для отказа. В Подмосковье, для сравнения, таких оснований 60», — привел данные Зайцев.

— Нас часто спрашивают, почему именно сейчас мы начали работу? — ответил на критику в «деерёминизации» он. — После скандала с «Кантри» на обновленном проспекте Мира казалось, что город выучил урок. Но появление в этом году «Кантри-2» доказало, что история с «Кантри»— это не ошибка, а как минимум халатность. Потом появились «Кантри-3–4–5–6». Все — при непосредственном соучастии чиновников городской администрации.

Павильон на берегу Качи, прозванный «Кантри-2»

После выступления последовали вопросы. Депутат Наталья Пыжикова поинтересовалась, как вся эта история повлияет на новый генплан, который собираются принять в Красноярске. Спикер Заксобрания Алексей Додатко заметил, что, по идее, на это должны ответить представители городской администрации, к чьей компетенции относится этот вопрос.

— Пока относится, — подчеркнул Додатко.

Один из депутатов напомнил, что Сергей Ерёмин и председатель профильной комиссии горсовета — члены политсовета «Единой России»:

— Может, вам, коллеги, если они игнорируют нас, позвать их на собрание политсовета? — предложил он секретарю краевого отделения ЕР Алексею Додатко. — Думаю, его не проигнорируют. В добрые старые времена лишение партийного билета ставило крест на карьере любого руководителя советского государства.

Додатко «не исключил такого варианта».

Отвечая на еще один вопрос, Илья Зайцев объяснил, что группа сортирует участки по срокам давности. Сначала обрабатывают самые свежие, решения по которым прокуратура может оспорить в суде.

— Это требует времени, — сказал он. — Департамент горимущества, когда мы запросили перечень участков, предоставленных без торгов, отправил нам его в физическом виде, очень плохо пропечатанном. На просьбу дать электронные таблицы, нам сказали: нет, как получили, так и работайте.

По участкам, где сроки давности истекли, рабочая группа просит изучить прокуратуру, например, чтобы найти «вновь открывшиеся обстоятельства».

— Надо не в прокуратуру обращаться, а в Следственный комитет, — посоветовал депутат из «Новых людей» Денис Терехов. — Вы, Илья Александрович, человек сдержанный, но слово «ОПГ» точно определяет, по-моему, то, что происходит. Может, люди, которые не пришли, сейчас на пути в аэропорт, откуда мы знаем?

Домики на Базаихе по документам числятся трансформаторными подстанциями

Илья Зайцев далее рассказал, что по выявленным 32 участкам они определили несколько групп компаний. Например, группа «Альянс-Строй», ответственная за «Кантри-2», с его слов, фигурирует минимум в «четырех-пяти историях». По рынку «Восточный» отметились компании «Версия-2» и «Версия-3» (NGS24.RU писал об этом здесь).

— Есть предприниматели, которые получали в один день два-три участка под мебельные магазины и всё остальное, — добавил Зайцев.

Он также объяснил, что такая ситуация в целом сложилась и потому, что два года назад город «пачкой» отменил проекты планировки и межевания некоторых территорий Красноярска. В том числе по будущему «Кантри-2» — там в проекте планировки была парковка, но отмена «привела к тому, что ограничений больше нет».

«Кто не хочет выступать с трибуны, будет выступать в суде», — угрожал Терехов

Довод про отмену проектов позже привёл руководитель службы по контролю в области градостроительной деятельности Красноярского края Константин Шумов.

— Где же вы [служба] раньше были? — спросил у него депутат Николай Креминский.

Шумов ответил, что у них не хватает ни полномочий, ни людей:

— У нас в службе семь человек на весь могучий край. Мы имеем право на одну плановую проверку в три года и на внеплановые — по обращениям.

При этом в большинстве случаев, о которых говорила рабочая группа, у администрации Красноярска были основания не выдавать разрешений на строительство, считает Шумов: «Тогда бы не появились эти сараи и сарайчики».

Депутат Ирина Иванова во время обсуждения заявила, что «хотела бы вернуться к господину Еремину» и тому, что из мэрии на сессию никто не пришел. Иванова напомнила, что раньше была депутатом горсовета, и глава города, с её слов, «к людям-то не очень».

— Он на сессиях [горсовета] редко появлялся. Видимо, взял эту практику у губернатора, — предположила Иванова, и, поразмыслив, добавила: — Но губернатор тут 20 лет просидел, а тот без году неделя как стал мэром и сразу же перестал ходить к депутатам.

Ирина Иванова не может простить мэру неявку на сессии горсовета

Александр Глисков посчитал, что в конце истории «должны быть уголовные дела»:

— Тюрьмы, как бывший адвокат, никому не желаю. Но если никого не осудят, не дисквалифицируют, если мы сейчас просто пошумим и поразводим руками, то избиратели нас не поймут.

Предложение обратиться в правоохранительные органы в итоге вошло в постановление рабочей группы, которые приняли депутаты. Другие предложения — ужесточить земельное законодательство в крае или забрать у Красноярска полномочия выдавать разрешения на строительство.

— Наша основная задача — сделать две вещи, — рассказывал журналистам Илья Зайцев. — Вернуть городу участки, которые, по нашему мнению, были незаконно предоставлены в частную собственность. И изменить то, что в городе происходит. Для этого город на своем уровне может изменить регламенты и расширить число отказов в выдаче. Или можно изменить краевое законодательство.

Если этого не получится, то депутаты предлагают забрать на уровень края полномочия по утверждению правил землепользования и застройки Красноярска.

— Или пойти еще дальше и забрать на уровень края полномочия по выдаче разрешений на строительство. Но наша задача не забрать что-то у города, — говорил Зайцев. — Наша задача — исправить ошибки, которые допустил город.

Что отвечают в мэрии

Ответ вице-мэра Олега Животова, который не смог прийти на сессию 7 июля, пресс-служба администрации прислала в редакцию NGS24.RU. Животов рассказал, что администрация помогала рабочей группе с первого дня ее работы, и представители мэрии приходили на ее заседания.

— Однако каждое заседание рабочей группы не обходилось без хамства, передёргивания фактов и больше походило на политическое шоу, — считает вице-мэр. — И каждый раз обсуждение ходило по кругу. Вряд ли такой подход можно назвать работой на благо жителей.

«Складывается ощущение, что деятельность рабочей группы преследует одну единственную цель — забрать у муниципалитета полномочия»

По словам Животова, мэрия задолго до начала работы группы депутатов направляла в край свои предложения, чтобы изменить градостроительное законодательство. «Поэтому не нужно считать, что только благодаря работе депутатской группы открылись доселе неизвестные правовые пробелы», — пишет вице-мэр.

— Складывается ощущение, что деятельность рабочей группы преследует одну единственную цель — забрать у муниципалитета полномочия по предоставлению земельных участков, разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию объектов капстроительства, утверждению правил землепользования и застройки, включая их подготовку. Это подтверждает принятое на сессии постановление, — полагает Олег Животов. — А вот предложений по совершенствованию действующего законодательства, что и является основной задачей депутатов, в документе по большому счёту нет.

В конце вице-мэр добавляет, что на сессии «прозвучали обвинения, не имеющие под собой никаких оснований», что ввело в заблуждение «не только большинство депутатов ЗС, но и жителей города».

Депутат Заксобрания и член рабочей группы Виталий Дроздов ответил NGS24.RU на предположения о том, что их цель — забрать у мэрии полномочия и отдать их краю.

— Конечно, такая критика уже есть. Якобы ради этого и создавалась рабочая группа. Постоянно ведь говорят, что органы власти покушаются на муниципальные полномочия, — говорит Дроздов. — Но ведь не на пустом месте возникла эта мысль — забрать полномочия.

Он повторил слова Зайцева о том, что цели лишить город полномочий, нет:

— Но если мы, очевидно, видим злоупотребления лазейками в законе, то что еще делать? Вот говорят, спички детям не игрушка. Спички — это же полезная вещь при правильном использовании. Но если этим инструментом кого-то можно поранить, принести вред, то такой инструмент надо забрать. Если при анализе мы поймем, что эффективнее этим будет распоряжаться край, мы, очевидно, так и сделаем.

«Если законы позволяют хулиганить, то человек нет-нет, да и поддается соблазну»

При этом гарантий, что злоупотреблять лазейками не будут уже на краевом уровне, конечно, нет, говорит Дроздов.

— Если законы позволяют хулиганить, то человек нет-нет, да и поддается соблазну, — размышляет депутат. — Поэтому если и передавать полномочия от города краю, то точно не в таком виде, как они есть сейчас. Нужно будет выстраивать жесткие рамки и перед краевыми структурами.

Вместе с Красноярском, по словам Дроздова, полномочия могут отнять и у других муниципалитетов, но, очевидно, не у всех, потому что «заниматься этим по всему краю было бы слишком самоуверенно и не всегда эффективно».

— Красноярск — это столица, готовится к 400-летию, и он точно требует особого внимания. Мы посмотрим другие муниципалитеты, наверное, агломерацию вокруг Красноярска— там тоже очень много нарушений и злоупотреблений, — предполагает он.

Окончательное решение еще в любом случае не принято, заключает Виталий Дроздов. Скорее всего, какие-то законодательные инициативы депутаты сформулируют к осени, после парламентских каникул.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
37
ТОП 5
Мнение
Метро или метротрам? Как правильно называть то, что строят в Красноярске
Анонимное мнение
Мнение
«Школа строгого режима»: архитекторы объяснили, почему школу на Свободном зря закрыли сплошным забором
Анонимное мнение
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Дарья Дениско
Корреспондент NGS24.RU
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления