Здоровье интервью Третья волна, нехватка врачей и уход Модестова — задали самые насущные вопросы министру здравоохранения Борису Немику

Третья волна, нехватка врачей и уход Модестова — задали самые насущные вопросы министру здравоохранения Борису Немику

Министр заверил, что онкологическая помощь останется бесплатной

Борис Немик — министр здравоохранения Красноярского края с июня 2019 года

Когда кончится эпидемия коронавируса в Красноярском крае и что делать, чтобы это побыстрее случилось? Что мы потеряли и приобрели за время пандемии? Как решаются самые острые проблемы сферы — от нехватки кадров и кредиторской задолженности до закупки лекарств детям со СМА? Эти и другие вопросы задала министру здравоохранения Борису Немику медицинский обозреватель NGS24.RU Саша Симутина в интервью, которое состоялось в начале мая.

Министр рассказал про планы на строительство новых больниц

— Пандемия коронавируса продолжает оставаться частью нашей жизни. Скажите, на каком ее этапе сейчас находится Красноярский край? И ждать ли нам подъема заболеваемости в ближайшее время?

— Сейчас мы вышли на стабилизацию эпидемиологической ситуации, последние два месяца не регистрируется рост заболеваемости, но случаи продолжают фиксировать, помощь оказывается, ковид-госпитали работают. Для плановой помощи мы перепрофилировали, вернули 5,5 тысячи коек, сейчас нет нужды в большом объеме инфекционных коек, работает порядка 1,3 тысячи, и их хватает.

Взрывного прогноза мы не ждем, во всяком случае, такой прогноз дают наши ученые. Рост может наблюдаться в отдельных территориях в первую очередь из-за того, что уменьшается число ограничительных мер, люди стали больше общаться и ходить на мероприятия. Но у нас есть запас препаратов, средств защиты, больницы технически оснащены. Много будет зависеть от поведения людей и темпов вакцинации. Как только мы достигнем коллективного иммунитета, коронавирус станет сезонной болезнью, как грипп.

— Когда мы достигнем коллективного иммунитета?

— В начале мая темпы иммунизации выросли в два раза, так как выросли темпы поставки вакцин, пункты вакцинации работали все майские праздники, востребованность вакцины есть. Ежедневно мы прививаем 2,5 тысячи человек, и если темпы увеличим, то к осени мы завершим основной этап вакцинации. Еще раз напомню всем, что вакцинация — необходимый шаг с точки зрения прекращения распространения эпидемии, особенно это касается людей старше 60 лет. Такие граждане переносят прививки легче, чем молодые, к тому же сформировавшийся иммунитет позволяет даже в случае заражения перенести болезнь легче.

При отсутствии вакцинации сроки преодоления растянулись бы на 4 года. При сохранении текущего темпа вакцинации (примерно 2,5 тысячи в сутки) сложная эпидситуация продлится до первого квартала 2022 года, а при увеличении темпов вакцинации до уровня 5–10 тысяч доз в сутки возможно преодолеть эпидемию к ноябрю-декабрю текущего года.

Вторая волна коронавируса пришлась на октябрь, и она была самой напряженной. При таком охвате иммунизации мы такого же подъема заболеваемости уже не ждем. Вакцинация и ревакцинация позволят управлять ситуацией.

— Коронавирус принес много потерь, а есть ли что-то, что мы приобрели с пандемией?

— Да, действительно, главные потери — это здоровье людей, их жизни, мы потеряли многих, в том числе среди медицинского персонала.

В связи с коронавирусом мы с нуля создали службу лабораторий, весь край охвачен этой сетью, которая позволяет диагностировать разные вирусы. На 100% переоснастили медучреждения, приобрели 10 новых томографов, закупили новые аппараты ИВЛ — это достаточно значимое переоснащение. Построили два новых госпиталя — в Богучанах и Ачинске.

Борис Немик признает нехватку кадров в Красноярском крае

— Во время пандемии стали заметны многие проблемы в районах края. Например, история с Козульской больницей, где работать с больными особо было некому. Или с больницей в Канске, где пациенты писали сообщения о нехватке кислорода. Каким образом вы работаете с медучреждениями в районах и маленьких населенных пунктах?

Проблемы в районах действительно есть, такая серьезная эпидемия не всегда позволяла персоналу справляться с болезнями в маленьких больницах. Тогда мы шли по пути помощи им крупными учреждениями, на места выезжали специальные бригады. Специалисты краевой больницы и сейчас консультируют и продолжают консультировать коллег по части помощи тяжелым пациентам. Тяжелых больных в случае необходимости мы вывозили, в том числе вертолетами санавиации в специальных капсулах.

Что касается кислорода, у нас не было ситуаций, когда кислород переставал поступать пациентам. Мы подвергали это тщательной проверке и таких случаев не нашли. Вопросы поступления кислорода мы держим на контроле. Проблема была в основном не по части подачи кислорода, а по части энергообеспеченности медицинских организаций, так как оборудование работает автономно только пару часов. На это обратили внимание, сейчас все госпитали обеспечены дизель-генераторами, аварийные бригады четко понимают, каким образом быстро восстановить энергоснабжение в реанимационных помещениях.

— От ковида — к другим темам. Есть ли в Красноярске проблема с медицинскими кадрами? И как вы эти проблемы решаете?

— Недостаток кадров фиксируется, количество работников последние 30 лет не меняется, а потребность в них увеличивается, к тому же появились негосударственные учреждения, с которыми мы вынуждены конкурировать за сотрудников. Для привлечения кадров есть федеральные программы. Функционирует федеральная программа «Земский врач», которая поддерживает выпускников, переезжающих работать в сельскую местность. Мы также подключились к программе, которая стимулирует выпускников переезжать не только в небольшие города, но и в межрайонные центры, где население — более 50 тысяч (вроде Канска и Норильска). Им также платятся подъемные. Привлекаем специалистов из других регионов России, думаем, что этот способ позволит нам привлечь дополнительно 20–25 специалистов. Частично компенсируем стоимость съемного жилья: 16 тысяч — для семьи из двух человек, 12 — если работник один. Со студентами медвуза, учащимися на платном отделении, заключаем договор, переводим на бесплатное и оплачиваем за счет средств краевого бюджета. Таким образом мы намерены за 4–5 лет подготовить 1000 врачей.

Большая проблема стоит по части нехватки кадров среди среднего медперсонала — фельдшеров и медсестер, поэтому мы увеличили набор в медтехникумы и колледжи, при этом увеличили средний балл для поступления.

Мы надеемся выровнять ситуацию к 2024 году, основные наши приоритеты — это первичное звено, работники ФАПов и узкие специалисты.

По словам министра, коллективного иммунитета можно добиться уже осенью

— В феврале депутат обратил внимание на то, что в Красноярском крае существуют большие долги по кредиторской задолженности перед поставщиками в медучреждениях. Удалось ли ее погасить и есть ли долги сейчас?

Да, действительно, задолженности есть, хотя финансирование медучреждений постоянно увеличивается. Кредиторская задолженность в 1 миллиард рублей была полностью погашена, но на начало мая уже накопились новые долги, сумма постоянно меняется и закрывается 1–2 месяцами работы учреждения. Из краевого бюджета направлено 4,5 миллиарда рублей на то, чтобы закрыть кассовые разрывы и не копить долги перед поставщиками.

— Несколько вопросов по самым резонансным случаям в системе здравоохранения последних нескольких месяцев. Увольнение Андрея Модестова — почему это произошло и вызвало такой резонанс? И были ли оправданы опасения, что онкологическая служба станет платной?

Я бы сразу разделил историю с увольнением Андрея Арсентьевича и платную медицину. Кто-то попытался связать, и это, с моей точки зрения, целенаправленное и провокационное действие. Андрей Модестов многое сделал для онкоцентра, но сейчас мы намерены усилить онкослужбу края. Сам онкодиспансер сильно модернизировался за 10 лет, и это, в том числе, его заслуга. Проблема есть в развитии онкопомощи в районных больницах, что тоже находится в подчинении онкологического диспансера. И на это сейчас нужно делать упор. Онкологическая служба не станет платной, она продолжит работать в системе ОМС. Изменение статуса онкоцентра не планировалось и не планируется.

При этом, если говорить о системе государственно-частного партнерства, она будет развиваться. Когда не хватает мощностей государственных, много больниц остается в плохом состоянии, поэтому мы сотрудничаем с частными организациями, которые бесплатно для пациентов, по ОМС оказывают медицинскую помощь в случае необходимости.

Что касается ротации кадров — у нас в крае работает 140 руководителей медучреждений, все они имеют годовые контракты, и по показателю их работы принимается консолидированное решение пролонгировать эти контракты или нет. Это обычная кадровая работа.

Мы поговорили с Борисом Немиком на острые темы

— Красноярский край столкнулся с двумя случаями смерти детей со СМА. Вопрос с закупкой лекарства сейчас решен?

В прошлом году мы выделили 330 миллионов рублей для закупки «Спинразы» для детей со СМА, по сумме это треть всех средств на всё лекарственное обеспечение в крае. Эти вопросы мы всегда держим на контроле, сейчас в помощь регионам федеральное решение. С весны лекарства закупаются из государственного благотворительного фонда «Круг добра», но мы в случае необходимости будет подстраховывать. Сейчас у нас есть «Спинраза» для всех 14 детей со СМА до марта 2022 года. По другим препаратам будем работать, приобретать, в том числе обращаться в «Круг добра».

— В апреле в Красноярске умер мальчик с саркомой — в последние недели его мама сообщала, что есть проблемы с получением паллиативной помощи. Как сейчас в Красноярском крае развивается паллиативная помощь для взрослых и детей?

Мы разбирались в этом случае — по нашим данным, помощь ему предоставлялась в полном объеме, возникло непонимание между мамой и медицинским персоналом.

Вопрос паллиативной помощи актуален, у нас большая программа по ее развитию. Сейчас есть паллиативное детское отделение, работают выездные бригады, на дому обеспечивается такая помощь, предоставляется необходимое оборудование.

Для взрослых также работают выездные бригады, это направление мы планируем развивать дальше, так как таких пациентов больше. После завершения строительства 3-й очереди онкоцентра будет отремонтирован корпус на Московской, планируем сделать там взрослый хоспис. Также нужно подготовить специалистов, в том числе психологов, которые будут работать с пациентами и их родными.

Также мы начали привлекать для этой работы некоммерческие организации, они получают от нас гранты, первым таким стал хоспис им. Стародубцевых в Железногорске. Посмотрим, как это работает, и, возможно, продолжим сотрудничать с НКО.

— Несколько лет назад говорилось о планах создать центр по трансплантации костного мозга в Красноярске на базе Детской краевой больницы. Как сейчас продвигается эта работа?

Эти планы остались, у нас уже подготовлены специалисты, которые будут этим заниматься. Ждем решение по согласованию финансирования. Полученные средства позволят закупить оборудование и отремонтировать отделение, на это понадобится 300 миллионов рублей.

В Красноярске готовятся построить большую многопрофильную детскую больницу — туда переедет детское отделение 20-й больницы. Более подробно об этом мы рассказывали в отдельной новости

— Повлияло ли уголовное дело о хищениях при строительстве краевой больницы на работу самой больницы?

— Не повлияло, потому что само уголовное дело с работой учреждения не связано, претензии были к поставщикам. Оборудование работает, эксплуатируется как обычно, сбоев в работе больницы не происходило и не может произойти, так как нет оснований для этого. Мы оказываем максимальное содействие правоохранительным органам по этому уголовному делу.

— Какие медучреждения в Красноярском крае уже готовятся к открытию в ближайшее время?

— Ближайшее и важное событие — уже в эту пятницу в Лесосибирске откроется инвазивный центр. Мастер-класс — операцию на новом оборудовании — проведет ректор КрасГМУ, основатель первого в крае регионального сосудистого центра профессор Алексей Владимирович Протопопов. Мы пригласим туда и студентов-целевиков, чтобы они посмотрели, увидели своими глазами, какие возможности сегодня есть у районной медицины. Так что у межрайонных центров, у районных больниц сегодня есть и будет хорошая и профессиональная кураторская поддержка, а также современное оснащение.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
10
ТОП 5
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
«Трудности будут вне зависимости от возраста»: красноярский психолог высказалась о родах до 23 лет
Анонимное мнение
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления