В июле стало известно о масштабных проектах по благоустройству Татышева, в том числе пока вполне дикой восточной части острова. Власти представили проект огромной детской площадки и дорожек для занятия триатлоном. В перспективе там появится и спортивный павильон — проект курирует лично президент Российской Федерации этого вида спорта, дочь министра обороны страны Ксения Шойгу.
Специально для NGS24.RU мнением о постепенной урбанизации острова и ее последствиях поделился экоактивист Евгений Сухарев. В фокусе его критики больше не спортобъекты, а интерес чиновников по заработку на этой территории.
Замечу, что активная урбанизация острова началась отнюдь не вчера. За последние 5–10 лет остров стал стремительно меняться, причем не в лучшую сторону — там появился частный бизнес: кафешки, прокат спортоборудования, парковки, автошколы, ларьки с мороженым.
В 2019 году на острове снесли около 200 деревьев и построили огромную парковку, которая сейчас практически всегда пустует, летом 2020 года в здании визит-центра открылся ресторан Bellini Group, а осенью того же года началось строительство понтонного причала возле вантового моста и благоустройство прилегающей территории: там запланирован мавританский газон, обычный газон (его придется регулярно косить), две «поляны» из песчано-щебеночной смеси, детская площадка, дорожки. Конечно, придется срубить часть деревьев, но когда у нас это кого-то останавливало?
Остров Татышев представляет собой уникальный естественный ландшафт со своей специфической флорой и фауной. Причем находится эта жемчужина буквально в центре города. И любой горожанин, где бы он ни жил, может добраться до острова за несколько минут, чтобы восполнить потребность в общении с природой.
Собственно, урбанизация острова, а значит, и разрушение его уникального экологически значимого природного ландшафта идет полным ходом. Увы, это было вполне предсказуемо и неизбежно в нашем недемократическом обществе.
Ведь сам по себе такой ландшафт никому в явном виде денег не приносит. Но стоит только назвать его парком и начать благоустраивать, остров превращается в золотую жилу для чиновников, проектировщиков и подрядчиков: нужно разработать сам проект благоустройства, его реализовать, затем обслуживать, ремонтировать инфраструктуру, вокруг этого неизбежно разрастается бюрократический аппарат — у парка должен быть директор, бухгалтер и так далее.
Даже маленький ларек с мороженым серьезно увеличивает антропогенную нагрузку на биосферу острова: нужно привозить товар, вывозить мусор, туда приезжает на работу персонал, поэтому нужны широкие асфальтированные проезды.
Масса людей оказывается при деле и при заработках, а в проигрыше остается городская среда и в итоге все горожане. Кстати, горожанам скажут, что это им «подарок» от властей, СМИ послушно разместят фото с улыбающимися детишками у детской площадки.
Вас, мои дорогие читатели, спрашивали, хотите ли вы урбанизировать остров настолько? Да чиновникам попросту плевать на общественное мнение, они пилят остров как хотят. А если надо, то вам нарисуют любое нужное застройщикам общественное мнение, или мэр у себя в Instagram сделает «опрос».
Прежде чем воплощать в жизнь все эти убийственные для природы острова «стройки века», следовало бы провести ОБЩЕСТВЕННЫЕ СЛУШАНИЯ. Ведь остров принадлежит не горстке чиновников, проектировщиков и подрядчиков — это общегородская ценность: экологически значимый природный ландшафт, место обитания животных и произрастания многих, в том числе краснокнижных растений.
А получается, что за наши же деньги чиновники разрушают природу нашего же острова!
Для сохранения экосистемы островам необходимо придать статус особо охраняемой природной территории. Это не значит, что туда нельзя будет ходить, это означает поставить точку в их урбанизации и сохранить природную территорию. Дорожки, свет, скамейки — вот на этом и следовало бы остановиться.
Иначе мы превратим острова в городскую среду, ту самую, из которой мы бежим за город и на острова, чтобы пообщаться с природой. Естественный ландшафт должен оставаться естественным.
Согласны с автором?