Наблюдаем, как образуются пробки и опасные ситуации на перекрестке в «Северном», и ищем спасения с экспертами
В начале февраля перекресток улицы 9 Мая и Комсомольского проспекта был признан самым аварийно опасным участком Красноярска. К таким выводам пришел специалист по транспортному планированию Виталий Чеусов. Вместе с программистом Андреем Безносовым общественник переложил на карту статистику по авариям от ГИБДД за 2015–2017 годы. В итоге им представилась жутковатая картина. В самом сердце спального микрорайона за 2 года произошло 46 ДТП, было сбито 27 пешеходов. 7 человек лишились здесь жизни.
Сегодня 9 Мая и Комсомольский — основные магистрали, соединяющие «Солнечный», «Северный» и Рощу с другими районами города. Каждый день по этим зажатым серыми «панельками» магистралям проезжает до 30 тысяч машин. Криминальная хроника рисует картину типичных аварий на перекрёстке: лихачи, таранящие друг друга при попытках проскочить светофор, кровавые дрифты, сотни мелких аварий — «притирашек».
Мы решили своими глазами понаблюдать за тем, что происходит на перекрестке в будние дни.
В 16:30 магистрали относительно свободны, но на светофорах уже скапливаются вереницы машин. Первое, что бросается в глаза, — минимум знаков у перекрестка.
Со стороны Рощи в сторону «Солнечного» с Комсомольского можно поворачивать только с крайней правой полосы. По соседней полосе двигаться можно лишь вперед. Но вот загорается зелёный, и водители дружно двумя рядами уходят вправо.
Возникает сразу несколько сложностей. На поворотах водители проявляют чудеса аккуратности, чтобы вписаться в поворот и не задеть соседнее авто. Если вы едете прямо по второй полосе, то порой вам приходится тормозить. Потому что авто перед вами вдруг начинают поворачивать. Нередко поворачивать вплотную друг к другу начинают и маршрутки.
Вечером на поворот с Комсомольского на 9 Мая светофор отводит около 40 секунд. Поток машин уходит с проспекта в сторону «Планеты» и останавливается у пешеходного перехода. В итоге перекресток оказывается плотно забитым. Автомобили не успевают проскочить, но светофор уже открывает дорогу тем, кто едет со стороны Светлогорской. Возникает неразбериха. Нередко те, кто не успел повернуть с Комсомольского, так и остаются стоять в центре перехода — на встречке потока машин.
Одна из основных причин высокой аварийности на перекрестке Комсомольского и 9 Мая кроется в его размерах, считает Виталий Чеусов: «Сверху он выглядит как огромное поле асфальта».
Общественник считает, что это резко снижает обзор: автолюбители попросту не видят, что происходит за перекрестком, закончили ли маневры другие водители, перешли ли дорогу пешеходы. Других водителей такие просторы искушают превышать скоростной режим, пытаться «пролететь» развязку. В качестве примера Виталий приводит перекрестки в странах Европы, где между проезжими частями нет такого пространства, как, например, на 9 Мая.
Изучив движение на перекрестке с высоты, Виталий Чеусов предложил задуматься еще над несколькими нововведениями:
Ввести выделенную полосу для маршруток.
Перенести пешеходные переходы ближе к перекрестку. По словам специалиста, такая мера увеличит угол обзора водителей. Если, например, перенести стоп-линию на Комсомольском ближе к перекрестку, то водителям будет проще контролировать ситуацию на 9 Мая. Шансы заметить тех, кто решит на этой улице проскочить на мигающий зеленый, повышаются.
«Большинство аварий на перекрестке возникает из-за неразберихи при выезде с Комсольского в сторону "Солнечного" и при повороте на проспект с 9 Мая со стороны города», — полагает координатор отделения Федерации автомобилистов России в Красноярске и член рабочей группы по оптимизации дорожного движения Егор Фролов.
По словам Фролова, перенастройка светофоров развела по времени все потоки на перекрестке. Однако водители продолжают поворачивать с нескольких полос. «С Комсомольского на 9 Мая можно было бы разрешить поворот в сторону "Солнечного", можно бы было и с двух полос. Не мешало бы и на всех дорогах у перекрестка установить знаки. Все-таки там движение не в две полосы, а в четыре», — считает собеседник.
Однако коренным образом изменить ситуацию, по мнению координатора ФАР, на пересечении двух оживленных магистралей могли бы поворотные шлюзы.
«Пробки возникают на Комсомольском в направлении "Северного". Большая заторовая ситуация возникает и при движении по 9 Мая в сторону "Зеленой рощи". Правоповоротные шлюзы могли бы исправить ситуацию. Когда мы предлагаем сделать развязки, власти говорят, что нет денег. Шлюзы — минимальное по затратам решение. Они избавили бы водителей от ожидания».
В планах администрации Красноярска реконструировать в этом году 7 сложных и опасных участков — у ТРЦ «Июнь», у «Зенита», на Стасовой, Шахтеров, Юности. Перекрестка Комсомольского и 9 Мая в этих планах не значится.
Начальник отдела мониторинга улично-дорожной сети Красноярска Игорь Воевалко говорит, что перекресток Комсомольского и 9 Мая сложно назвать самым опасным:
«Мы поднимали статистику ГИБДД. Аварии здесь есть, но от них не избавлена ни одна развязка. Мы анализировали аварийность в "Северном". Самыми аварийными перекрестками на 9 Мая стали пересечения с улицами Авиаторов, Водопьянова, 78 Добровольческой бригады. Еще в 2017 году там были установлены камеры, которые фиксируют несоблюдение дистанции, проезд стоп-линии на запрещающий сигнал светофора».
Вместе с нами транспортник подробно разобрал все сложности движения на перекрестке и способы их устранения. Оказывается, несколько лет назад работники управления дорог и благоустройства детально разрабатывали вариант создания шлюза для тех, кто поворачивает с 9 Мая на Комсомольский. Однако выяснилось, что создать шлюз в этом месте невозможно: здесь проходит плотная сеть канализаций и других коммуникаций.
«На перекрестке у светофоров горит не менее 4 фаз. Мы опасаемся, что введение еще одной фазы для пешеходов приведет к ухудшению заторовой ситуации. Пешеходная фаза не менее 30 секунд. Если к общему циклу прибавить еще пешеходную фазу, это усугубит общую ситуацию».
В свою очередь, Виталий Чеусов готовится ко всестороннему исследованию перекрестка. В частности, он готовится запросить в ГИБДД детальную схему всех ДТП, чтобы понять, в чём причина аварий, как они происходят. «Основная цель программы — не перекладывать ответственность за ДТП на пользователей, а найти инфраструктурное решение, позволяющее сделать улицы безопасными», — полагает активист.
Антон Понарин
Фото и видео: Артём Ленц
Новости, мемы и горячие споры — в нашей группе «ВКонтакте».
Новости и фото отправляйте 8-999-315-05-05 (WhatsApp, Viber, SMS)