Как красноярская компания заработала миллионы на установке заборов
Масштабный ремонт дорог Красноярска подходит к концу. Работы превратились в бесконечный сериал новостей про криво уложенную плитку, переложенные с одной улицы на другую бордюры, проверки аудиторов Счетной палаты. Под конец к делу подключилась прокуратура: исполнителей работ на Мира заподозрили в крупных хищениях. А под самый занавес в центре Красноярска появились заборы, против которых часть горожан бунтовала еще с весны. Разбираемся, кому же выгодно появление в городе странных конструкций.
Угловатые металлические конструкции появились на улице Маркса в самом конце октября. Спустя пару дней выяснилось: в центре появились новые остановки.
С первым снегом дорожники рассчитывали поставить финальный аккорд в затянувшемся ремонте. Однако случился казус: общественники и рядовые красноярцы подняли остановки на смех.
«Хроники колхозного дизайна. Стиль, от которого глаза начинают бесконтрольно и обильно кровоточить», — описал уведенное на остановке у «Луча» руководитель движения «Народный контроль в сфере ЖКХ» Роман Казаков. В десятках комментариев в соцсетях горожане раскритиковали торчащие болты, углы и козырьки остановок.
Мы решили сами проверить качество новых остановок и выяснить, кто же установил в сердце города такое чудо.
Остановка словно зависла в воздухе. Примерно так же установлены и остальные новые остановки на улице Маркса. Конструкция держится прочно, чего не скажешь о стеклах. Наверное, они должны были придать сооружению изящества. На практике же стекла сильно вибрируют и свободно «гуляют». Можно только догадываться, как конструкция выдержит сильный ветер.
Сами остановки выглядят несколько небрежно: взгляд сразу падает на торчащие стыки железных листов, кривоватые уголки.
На «Органном зале» пассажиры предпочитают дожидаться автобусов на старенькой остановке. Пара женщин признается: «Новая остановка неудобная. Во-первых, очень близко к дороге, автобусы отъезжают — вонь идёт. А во-вторых, не видно, какая маршрутка подходит».
Сами остановки кажутся весьма хрупкими. Кажется, авторы проекта не вынесли урока из судьбы первой теплой остановки в городе: плафоны из стекла там оторвали чуть ли не в первый же месяц.
Сама установка не обошлась без скандалов. Очевидцы рассказали нам, что запчасти остановки на «Органном зале» просто валялись без присмотра около 5 часов.
На остановках, словно из чувства стеснения, нет ни одного упоминания об изготовителях. Тайну помогает открыть портал госзакупок.
Ремонт улицы Маркса за 166,8 млн бюджетных рублей ведет компания «Промстрой». В документах заказа читаем, что кроме замены брусчатки и асфальта она должна установить 14 остановок модели А3 от ООО «Вариант-999».
При этом наблюдается 10-кратное расхождение в цене: в одной из смет к контракту стоимость одной остановки от интернет-магазина «Вариант-999» — 18,6 тысячи рублей, на сайте компании — 181,9 тысячи рублей. В другой части документа читаем, что вместе с установкой урн, копанием ям, укладкой бордюров заложен 1,7 млн.
Директор компании-подрядчика работ на Маркса подтвердил нам, что остановки были приобретены у компании «Вариант-999». Разговор про качество остановок и цены был очень коротким: «По проекту так заложено. То, что по проекту заложено, то и установлено».
Мы попытались связаться с компанией «Вариант-999». В течение двух рабочих дней несколько раз мы звонили в приёмную, но директор компании Павел Сторожук не нашел возможности пообщаться с нами по телефону. В конце рабочего дня нас соединили с юристом компании. Она признала, что компания поставляла остановки, и поинтересовалась: «А что с ними не так?». Разговор закончился просьбой прислать вопросы на почту.
Позднее представители компании нам пояснили: «Вариант-999» только поставил конструкции остановки. Их сборку вели рабочие компании «Промстрой» (подрядчика дорожных ремонтных работ на Маркса). По словам представителей компании «Вариант-999», их специалисты предлагали свои услуги по сборке, выезжали на место, но подрядчик из экономии решил от услуг отказаться. В итоге сборку осуществили работники «Промстрой». В компании не исключают, что обнаружившиеся дефекты — последствия неправильной сборки.
Одновременно с остановками на Маркса, да и в других местах Красноярска стали появляться и пешеходные ограждения. О том, что в центре Красноярска решено установить заборы вдоль дорог, красноярцы узнали в начале года. В Сети вспыхнули жаркие споры.
Автор проекта ремонта на Мира Сергей Лопатин говорил, что заборы снизят аварийность в 2 раза. Общественник Роман Казаков приводил цифры: из 607 аварий по вине пешеходов разметки не было в 145 случаях. По данным общественника, пешеходы перебегают дорогу и в местах, где есть ограждения.
Многие заявляли, что город с ограждениями превратится в «Забороярск», станет похожим на кладбище.
В ответ авторы проекта ремонта говорили о ГОСТах, которые обязывают устанавливать ограждения.
Еще летом обсуждение заборов депутаты назвали издевательством. Александр Усс, занимавший тогда пост спикера краевого парламента, заявил: город поражен «заборной болезнью».
В итоге страсти улеглись...
Прежние заборчики в центре монтировались друг к другу. При поломке одного элемента приходилось бы разбирать всю конструкцию.
Новые сооружения крепятся болтами к опорам. При желании поврежденные элементы можно разобрать.
Вызывает вопросы и само расположение заборов.
К появлению же заборов причастна все та же компания «Вариант-999». В контракте на ремонт Маркса нет ни одного упоминания об ограждениях. Однако в самом конце октября чиновники мэрии заключили с дорожниками дополнительное соглашение к контракту. Там говорится о закупке сотен ограждений и фигурирует компания «Вариант-999». Всего по сметам только на установку заборов на Маркса ушло около 375 тысяч рублей.
Само предприятие появилось в 1994 году. Его единственный владелец сегодня — Сергей Синников. В прошлом он был акционером красноярского завода холодильников «Бирюса», который появился на базе «Красмаша», гласят данные базы «СПАРК». В свою очередь, «Вариант-999», как пишет издание «Деловой квартал», долгое время снимал помещения у «Красмаша». Именно «Вариант-999» получил на конкурсе право реконструировать цеха этого завода за 600 млн рублей. Известно предприятие и изготовлением урн, остановок и прочей уличной мебели.
Можно предположить, что нынешним руководителям департамента горхозяйства компания «Вариант-999» прекрасно известна. Только за последние 3 года фирма заключила контрактов с мэрией на 27 млн на установку пешеходных заборов и остановок.
Судя по данным госзакупок, именно в изделиях из продукции «Вариант-999» красноярцы ждут автобусов на остановках «Авиагородок», «Магазин "Металлург"» по улице Краснодарская.
Летом, когда в Красноярске спорили о необходимости заборов на Мира, «Вариант-999» стала единственным участником торгов на право установить ограждения в Новосибирске за 6,1 млн рублей. Одновременно компания выиграла на конкурсе право установить ограждения и в Кемерово.
Вообще же установка заборов приносит компании неплохие доходы. Общая сумма заключенных контрактов на их установку переваливает за 50 млн. Продукция компании по линии ГИБДД уходила в Тыву, Свердловскую область, города Красноярского края. Деньги же на установку заборов шли по федеральной программе «Безопасность дорожного движения».
Забавно, что появившиеся в итоге в Красноярске заборы абсолютно не похожи на те, которые чиновники мэрии предложили обсудить красноярцам минувшим летом. Тогда на сайте мэрии запустили голосование, а во дворе департамента горхозяйства даже устанавливались опытные образцы будущих ограждений. Предполагалось, что это ограждение обойдется бюджету в 3 тысячи рублей за погонный метр.
Сейчас чиновники появление новых заборов, которые красноярцы не обсуждали, объясняют так: предложенный вариант был слишком дорог. В эфире 7 канала такое заявление сделал высокопоставленный работник департамента горхозяйства Александр Михайлов.
Но есть и другая версия. Источники, знакомые с ситуацией, говорят, что «экспериментальные» заборчики показались чиновникам загонами для скота. Видимо, зная, что тема горячо обсуждается горожанами, тогдашний мэр Акбулатов проводил множество совещаний, рассматривались варианты чуть ли не с коваными цветочками и зверюшками. В итоге остановились на самом простом варианте.
Знакомые с дорожной отраслью источники появление заборчиков от компании «Вариант-999» на Маркса объясняют тем, что подрядчик и поставщик — местные, варианты, предложенные красноярским производителем, прекрасно укладываются в цену.
В 2013–2014 годах депутат красноярского горсовета Александр Глисков обвинял чиновников мэрии в том, что мэрия устроила на сайте конкурс, предложив горожанам выбирать остановочные павильоны только из образцов компании «Вариант-999». Об этом же говорил его тогдашний коллега Андрей Селезнев.
Сейчас г-н Глисков дожидается письменного ответа директора предприятия о том, его ли продукция появилась на Маркса. По его словам, завод имеет импортное оборудование, а то, что установлено в центре, похоже на какой-то контрафакт.
Напомним, ранее прокуратура уже уличала подрядчиков ремонта в центре в махинациях. Они изменили документы, работа была «фактически не выполнена», это привело к необоснованному расходованию бюджета.
В департаменте горхозяйства нам заявили, что работы на Маркса еще не приняты, весь ремонт, в том числе и остановки, будет рассматривать специальная комиссия. В компании «Вариант-999» ответсвенность за ограждения сняли, заявив, что в этом году поставку заборов для работ на Маркса не проводили.
Фото и видео: Артём Ленц, variant-999.ru (9), скриншот zakupki.gov.ru (19)
Следите за новостями в нашей группе «ВКонтакте».
Новости и фото отправляйте 8-999-315-05-05 (WhatsApp, Viber, SMS).