Чиновникам и бизнесменам показали проект генплана Красноярска на ближайшие 20 лет. Согласно ему, красноярцев станет на 300 тыс. больше, число промышленных территорий в городе резко упадет, а количество жилых домов увеличится в 2 раза. От пробок горожан спасут 6 мостов, 17 крупных развязок, а также тоннель под главным символом города — часовней и, конечно, метро. Авторы проекта готовятся вынести его на суд общественности, однако ученые и бизнесмены считают его фантастическим. Побывав на градостроительном совете, корреспондент НГС.НОВОСТИ узнал, как к 2033 году можно будет объехать центр без пробок и почему Красноярск не нуждается в метро.
Первые лица строительных компаний города, энергетики, архитекторы собрались у овального стола в кабинете на 5-м этаже администрации Красноярска в понедельник, 9 июня, ровно в 14:00.
Заседание градостроительного совета Красноярска открыл мэр Красноярска Эдхам Акбулатов. Чиновник пояснил собравшимся, что именно на основании генплана город будет развиваться до 2033 года: новые развязки, интенсивность жилищного строительства, места деловой застройки. Право разработать генплан Красноярска за 73 млн бюджетных рублей еще в сентябре 2013 года получила московская компания ОАО «Гипрогор».
Эдхам Акбулатов предложил обсудить «все направления работы, чтобы до конца года завершить работу над планом», и передал слово проектировщикам.
Как сообщил главный инженер проекта компании «Гипрогор» Дмитрий Татаринцев, сейчас все предложения по проекту генплана Красноярска сведены в 12 книг и 20 карт. Эти пока еще никем не утвержденные разработки сулят взрывные темпы строительства. Во всех своих расчетах разработчики генплана исходит из того, что в ближайшие двадцать лет число красноярцев вырастет на треть и составит 1,3 млн человек. В итоге для расселения такого числа людей, к 2033 году генплан предусматривает увеличение в 2 раза жилого фонда: к нынешним 22,3 млн «квадратам» должно появиться еще 22 млн кв. м жилья.
По словам главного архитектора проекта Константина Неустроева, часть площадей под жилую застройку даст перенос за черту города промышленных территорий и некоторых железнодорожных путей.
Главной же особенностью проекта нового генплана г-н Неустроев назвал появление магистрали на левом берегу, которая должна соединить ул. Ястынскую, Молокова, Мужество и пр. Свободный в одну линию. Для этих целей под Караульной горой проектировщики предусматривают строительство тоннеля длиной в 2 км и ценой в 3 млрд руб. По словам специалиста, дорога в виде серпантина здесь будет более опасной и грозит испортить вид на один из символов города.
Из других транспортных решений проекта генплана наибольший эффект произвела идея возвести в Красноярск еще два моста: с ул. Затонской через о. Татышев до ул. Игарской, второй мост должен соединять с правобережьем «Зеленую рощу».
Остальные идеи в плане развития транспорта повторяли то, что давно озвучивалось: проложить трамвай по Октябрьскому мосту до «Солнечного» через проектируемый микрорайон «Солонцы-2», соорудить канатную дорогу в районе СФУ, не отказываться от идеи строительства метро. Именно в надежде на финансирование строительства метро архитекторы предусматривают строительство пересадочных станций в районе ж/д вокзала и «Арены.Север», куда планируют перенести автовокзал.
Присутствующие эксперты и представители строительного бизнеса неоднозначно восприняли идеи разработчиков генплана с 6 мостами и тоннелем под Караульной горой.
Застройщик «Южного Берега» Александр Коропачинский усомнился в реалистичности проекта: «Всем в жизни двигают деньги. Давайте прекратим говорить о метро. Красноярск не может его построить, и не нужно оно ему. Город может загрузить метро, только когда численность населения достигает 3–4 млн человек. Спросите у Толоконского, сколько дотаций необходимо метро Новосибирска».
По мнению бизнесмена, закладывая деньги на метро, финансирования лишаются другие сферы. Самого Коропачинского больше всего волновал вопрос: «какие территории по новому генеральному плану будут застраиваться в первую очередь». Застройщик «Южного берега» предположил, что сначала должны быть застроены берега Енисей, а только потом уже «Солонцы-2» и другие участки.
«В других городах бывают проблемы с финансированием того, что нарисовано», — заявил профессор Томского государственного университета Алексей Козин. По его словам, проект генплана предлагает 17 мощных транспортных многоуровневых узлов, каждый из которых обойдется в 3–5 млрд руб.
Лично Эдхаму Акбулатову на совещании был задан только один вопрос: «Как генплан решит проблему КрАЗа в городе?». Мэр рассказал, что завод от города будет отделять зеленая зона, и он находится в постоянном контакте с руководством завода.
Закончилось совещание предложением Акбулатова собраться еще раз 20 июля, исправив все высказанные замечания.
Антон Понарин
Фото Ольги Ярцевой