Семья «Следствию нужна была преступная группа»: зачем в Красноярске пытаются посадить суррогатную маму

«Следствию нужна была преступная группа»: зачем в Красноярске пытаются посадить суррогатную маму

Женщина полтора года сидит в СИЗО и не видит 7-летнюю дочь и 4-летнего сына

Сурмамы рожали деток в перинатальном центре

На прошлой неделе стало известно, что суррогатная мать Тамара Яндиева сядет на три года в колонию. Это дело «о продаже детей» широко обсуждается последние пару лет. Красноярская фирма «Дидилия» выступала посредником между гражданами Китая и жительницами Казахстана. Первые хотели найти сурмам, вторые — стать сурмамами. По российским законам это не запрещено. И всё бы было хорошо, но тут грянула пандемия — и границы закрылись. А участники процесса внезапно стали преступниками.

В итоге 20 младенцев уже полтора года содержатся в доме малютки, не ведая материнской ласки. Вероятно, столько же пар их биологических родителей не могут воссоединиться с родными детьми. А обычная сурмама получает реальный срок, причем у нее самой есть двое детей, для которых она и пыталась заработать денег. В ситуации разбиралась журналистка NGS24.RU Мария Антюшева.

Хорошая девочка в тяжелой жизненной ситуации

О деле Тамары Яндиевой мы поговорили с ее адвокатом Людмилой Айвар. Людмила Константиновна — профессор, доктор юридических наук, академик РАЕН, первый вице-президент Союза адвокатов России, директор НИИ правовой политики, ее стаж работы — 29 лет. Она считает, что Тамара всего лишь допустила документарное нарушение, которое никому не причинило зла.

Тамара по национальности ингушка, но родилась в Казахстане в 1993 году. Жила в городе Актау с населением порядка 200 тысяч человек. Окончила школу, вышла замуж, родила дочь и сына. Когда младшему был годик, а старшей четыре, Тамара разошлась с мужем и осталась одна с двумя детьми. Мама-инвалид не могла ей ничем помочь, денег на жизнь не хватало. В 2019 году в 26 лет Тамара зарегистрировалась на форуме, посвященном суррогатному материнству, и оставила там информацию о себе. Ей писали из разных стран, предлагали съездить родить в Америке, но она не хотела надолго покидать детей. Наконец, договорилась с представителем тех самых китайских родителей.

— Хорошая девочка, воспитанная, с хорошими манерами, просто была в тяжелой жизненной ситуации. Да и не только она — многие девочки из Казахстана занимаются этим, — говорит адвокат Людмила Айвар.

Тамара сдала множество анализов, чтобы подтвердить, что она полностью здорова. Дальше ей купили билет в Камбоджу и там сделали подсадку оплодотворенной донорской яйцеклетки. Таким образом, по словам адвоката, девушка не имела никакой генетической связи с будущим ребенком.

При этом в официальном пресс-релизе следкома вместо слова «подсадка» используют слово «оплодотворение», как будто сурмама выступила одновременно и донором яйцеклетки, что однозначно запрещено законом РФ. Мы попросили пресс-службу следкома прояснить этот момент. Нам обещали ответить позже.

Закрытие границ

Итак, Тамара вернулась домой, стала вынашивать ребенка. На жизнь и медицинские расходы ей высылали по 300 долларов в месяц. Предполагалось, что рожать она поедет в Китай в марте-апреле 2020 года. Но тут началась пандемия. Китай закрыл границы. Представители биологических родителей стали спешно искать другие варианты. Договорились, что Тамара родит в России, а китайский отец приедет сюда же и заберет ребенка.

Но тут и РФ закрыла границы. Тамара успела въехать в нашу страну, а вот отец — нет. Яндиева родила в Красноярске 29 апреля. Здесь ее курировали сотрудники фирмы «Дидилия». Судя по группе во «ВКонтакте», фирма минимум с 2018 года совершенно открыто занималась организацией сурматеринства.

Как и предполагалось, сразу же после родов Тамара написала отказ от ребенка в пользу генетических родителей. Но дальше, по идее, его должен был забрать родной отец. Он пошел бы в красноярский ЗАГС со всеми документами (отказом Тамары и тестом на отцовство) и, в соответствии с законом РФ, получил бы свидетельство о рождении.

Однако отец приехать не мог. А по закону младенец не должен долго оставаться без свидетельства о рождении. Если родители не идут в ЗАГС и не регистрируют малыша, то государство имеет право передать его в детдом.

В «Дидилии» понимали, что в ближайшее время карантин не снимут, отец не приедет и документы не оформит. И ребенок может стать детдомовским сиротой при живых родителях. Тогда кураторы попросили Тамару оформить свидетельство о рождении ребенка на себя. Она так и сделала. В качестве отца девушка указала того самого гражданина Китая, который к тому времени прислал свое нотариально заверенное согласие.

Дальше девушка подписала документ, что доверяет ребенка представителю генетических родителей, и уехала в Казахстан. Ребенка из роддома забрали сотрудники «Дидилии» по этой доверенности. Они наняли малышу няню и стали ждать открытия границ. Тамара же по приезде домой получила оговоренную сумму — 13 тысяч долларов.

«Если б не вмешалась пандемия, то никакого дела бы не было»

А осенью 2020 года Следственный комитет в Красноярске сообщил о возбуждении уголовного дела из-за «торговли детьми». Как рассказывает адвокат Людмила Айвар, следователи связались с Тамарой и попросили ее вернуться ненадолго в Красноярск, чтобы дать показания в качестве свидетеля. В феврале 2021 года Тамара спокойно приехала, пришла к следователю, они поговорили. Девушка уже собиралась лететь обратно, но вдруг ее сняли с самолета, арестовали и посадили в СИЗО, где она находится по сей день. Ее собственные дети (тогда им было 2 года и 5 лет) остались без мамы. Их забрал к себе отец.

— Как мне представляется, следствию нужна была организованная преступная группа. А без суррогатных матерей преступная группа никак не складывалась. Поступили по принципу «чем больше людей привлечено к ответственности, тем лучше». Логика такая: Тамара (и другие такие же роженицы) вписала себя в свидетельство о рождении. Раз вписала, то взяла на себя обязанности материнства. А раз взяла обязанности, то стала матерью. А раз она мать и передала ребенка другим людям, то это торговля детьми. Но если бы отец успел приехать из Китая до закрытия границ, то Тамаре не пришлось бы оформлять ребенка на себя. И вся эта история осталась бы полностью в рамках закона. Если б не вмешалась пандемия, то никакого дела бы не было. По сути, ее преследуют за чисто документарное нарушение. При этом я знаю громкую историю, когда в аналогичной ситуации дело против сурмамы возбуждать не стали, тогда даже Генпрокуратура выступила с разъяснением, что сурмама на некоторое время записала ребенка на себя, действуя ради его блага. Так что тут применяют двойные стандарты, — объясняет Людмила Айвар.

Она планирует обязательно подавать апелляцию.

Один из 20 малышей, изъятых по делу «Дидилии»

Дети-вещдоки и другие виноватые

По словам адвоката, китайский отец сейчас находится в Красноярске. Он сделал генетическую экспертизу, побывал у следователя, дал показания как свидетель и теперь судится за то, чтобы ему отдали его ребенка. Иск рассматривает Кировский районный суд. А малыш уже больше полутора лет живет в доме малютки. Там же находятся еще 19 таких же детей, которые из-за пандемии не дождались своих китайских родителей. Все они были изъяты следствием по делу «Дидилии» у нанятых фирмой нянечек.

Кстати, некоторые няни пытались добиться, чтобы на время разбирательств детки продолжили жить у них, а не в казенном доме. Это семейные женщины, которые по договору с «Дидилией» взяли новорожденных к себе домой и заботились о них, пока все ждали открытия границ. Няни успели прожить с малышами по полгода и привязались к ним. Женщины уверяли, что готовы содержать детей за свой счет, лишь бы те не страдали без человеческого тепла. Но следком был непреклонен. Живые «вещдоки» остались храниться в государственном учреждении.

Дарья Стулинская воспитывала одного из китайских младенцев с весны по декабрь 2020 года

Еще несколько сурмам из Казахстана находятся под следствием. У некоторых из них ситуация даже сложнее, чем у Тамары, потому что на момент родов им было по 32–34 года. А по российскому закону сурматерями могут быть женщины лишь в возрасте 25–30 лет.

Пару месяцев назад мы узнали, что перед судом по обвинению в халатности предстанут главврач перинатального центра Вадим Янин и его заместитель Татьяна Меньшикова. Они отдали 17 новорожденных сотрудникам «Дидилии» по доверенностям, написанным казахскими сурматерями. Для еще трех детей медсестра перинатального центра выписала справки о рождении, где сразу указала генетических китайских родителей. На нее завели было дело по статье о подделке документов, но после чистосердечного признания дело прекратили и оштрафовали ее на 30 тысяч рублей.

Директор и два работника «Дидилии» обвиняются по пунктам «б» и «з» части 2 статьи 127.1 УК РФ (продажа несовершеннолетнего, находящегося в беспомощном состоянии и зависимости от виновного). Им грозит от 3 до 10 лет лишения свободы.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства