В начале июня суд вынес приговор по делу об убийстве минусинского журналиста, главного редактора газеты «ТОН-М» Дмитрия Попкова. Преступление было совершено в 2017 году. По мнению следствия и суда, убийство заказал предприниматель и бывший депутат райсовета Иса Хашиев — его приговорили к 16 годам лишения свободы. Киллером признали бывшего детдомовца Виктора Шестакова — ему дали 14 лет. Ранее к 16 годам и 10 месяцам колонии приговорили бизнесмена и лидера криминальной группировки Николая Горюнова, признанного организатором убийства.
Защитники Хашиева и Шестакова намерены обжаловать приговор, так как полагают, что дело сфабриковано. По их мнению, об этом свидетельствует материал, который случайно оказался в одном из 86 томов расследования, — это запись интересного разговора оперативного сотрудника ГУФСИН с Горюновым. По мнению защиты, из записи следует, что Виктор Шестаков, попавший под влияние Горюнова, стал разменной монетой. В этой истории разбиралась корреспондент NGS24.RU Галина Сергиенко.
Минусинский предприниматель и депутат райсовета Иса Хашиев был очень недоволен публикациями Дмитрия Попкова. Так сильно недоволен, что решил его убрать. Для этого он обратился к другому местному предпринимателю и лидеру криминальной группировки Николаю Горюнову и попросил организовать убийство. А Николай Горюнов поручил киллерскую работу 17-летнему детдомовцу Виктору Шестакову — тихому и физически слабому. 23 мая 2017 года Витя сдавал в колледже экзамен по пчеловодству. А 24 мая получил от Горюнова пистолет, перелез через двухметровый забор участка Дмитрия Попкова и застрелил хозяина… Следствие, присяжные и суд решили, что всё так и было...
Раб и груша для битья
В 2017 году у Вити Шестакова на счете лежал 1 миллион рублей. Это были сиротские деньги, так как парень почти всю жизнь прожил в детском доме. Доступ к счету открывается после того, как детдомовцам исполняется 18 лет. Кроме того, Вите полагалась квартира от государства. Еще у Вити была небольшая умственная отсталость и большая опухоль на лице, из-за которой он часто попадал в больницу, перенес сложную операцию на мозге и получил инвалидность.
О Вите и его деньгах знал минусинский предприниматель и тренер по боксу Николай Горюнов. По словам местных жителей, Горюнов создал молодежную ОПГ, куда преимущественно входили выпускники минусинского детского дома, у которых мужчина «отжимал» сиротские деньги. Воспитанники Николая характеризуют его как жестокого человека, говорят, что он «верил в рептилоидов, в плоскую землю, был расистом и строил бункер». Горюнов завербовал Витю к себе в «бригаду», запугав его.
— За выпускниками из детского дома следили члены банды, проживающие в детском доме. Наверное, знаете, что в детском доме могут проживать до 22 лет, если нет жилья. Так люди с криминальными наклонностями влияют на подрастающее поколение. Особенно ночью наступает царство «авторитетов», тогда обрабатываются жертвы, — рассказывал ранее Иван Федоров, учитель Вити.
Оказавшись в банде Горюнова, Витя занял самое низкое положение: готовил, убирал, стирал, выгуливал собаку и даже массировал Горюнову ноги.
— У него была позиция раба и груши для битья. Когда Коле было плохо или он был в плохом настроении, Витя всегда получал. Витя — он нормальный. Да, он наивный, где-то глупенький, но в целом-то он неплохой человек. Ну не мог он ответить, он Колю очень боялся. Коля его сильно запугал. О чем говорить, Витя на коврике у него спал. К нему в дом заходишь, и тут коврик был около прихожки, Витя на нем спал, — рассказывает Руслан Сельдимешев, спортсмен, входил в банду Горюнова.
На разборки и «серьезные дела» Витю не брали, потому что бегать и драться он не мог. Не мог и держать в руках оружие, потому что тряслась кисть. Ни разу не мог подтянуться.
Когда Шестаков достиг совершеннолетия, он вместе с Горюновым и другими членами банды поехал в Красноярск. Там Витя на свои сиротские деньги купил «Мерседес» и подарил его Николаю (в распоряжении редакции есть документ, доказывающий, что Шестаков купил авто и оформил его на жену Горюнова). Но, по словам близких людей и показаниям Вити, Горюнов силой отобрал у Виктора деньги и купил себе машину.
Так было до 2020 года, когда Горюнов взял Витю с собой на «дело». Там Николай расстрелял из карабина «Сайга» члена банды, который вышел из тюрьмы и просил компенсацию за отсидку. На место примчались оказавшиеся поблизости полицейские. Тогда Горюнов, по словам защитника Вити Василия Лепехина, дал тому заряженное оружие и приказал стрелять по уже мертвому человеку, чтобы силовики подумали на Шестакова. Так как Витя боялся Николая, он указание выполнил. Но Николаю отделаться не удалось, силовики задержали обоих. И на двоих возбудили дело об убийстве по предварительному сговору.
Дома у Николая прошел обыск — следователи нашли целый арсенал оружия. Потом вскрылась еще пара преступных эпизодов. Срок Горюнову светил очень большой.
Предложение, от которого трудно отказаться
Защитники Шестакова и Хашиева рассказали, что когда Горюнов находился под стражей, к нему пришел оперативный сотрудник ГУФСИН Александр Пархоменко и предложил взять на себя организацию убийства Дмитрия Попкова. Пообещав, что взамен Горюнову скостят срок. Громкое убийство журналиста, у которого было множество недоброжелателей, на тот момент не могли раскрыть уже три года. А дело взял под свой личный контроль глава Следственного комитета Александр Бастрыкин.
Адвокат Василий Лепехин нашел в материалах дела запись разговора предположительно Пархоменко и Горюнова, сделанную скрытой камерой. На записи можно услышать их диалог.
— Предлагаю по Попкову соглашение. Ну что это значит, ты знаешь? — говорит оперативник Горюнову.
— Я понимаю всё, да, — соглашается Горюнов и спрашивает, как можно смягчить ему наказание по делу об убийстве бывшего члена банды. — Как можно технически сделать так, чтобы меня оттуда вывести? Либо самооборону там сделать мне.
— Превышение, — отвечает оперативник.
— Превышение самообороны, да… — продолжает Николай.
Далее планируют показания Горюнова по делу об убийстве Попкова.
— В принципе, я на всё согласен, поэтому я не против. Но придумывать надо, — говорит Горюнов.
— Тебе, короче, примерно накидали что-нибудь, распределили роли сами, а ты просто согласишься, — поясняет сотрудник ГУФСИН.
Сторона защиты утверждает, что эта опровергающая позицию обвинения запись попала в материалы дела из-за банального недосмотра.
— Ошибка системы. В следственной группе было 35 следователей, один из следователей вложил [запись], не прослушав, в дело. Суд в силу закона обязан был исследовать все материалы, которые имеются в деле. Но суд на месте постановил, что в этом ролике оперативник не разъяснил Горюнову ответственность за дачу ложных показаний. Суд решил, что такие материалы в деле не допустимы до присяжных, — говорит брат Исы Хашиева Амар Хашиев.
«Это просто чудовищная несправедливость»
По словам защитников, Горюнов после разговора с Пархоменко приказал Виктору дать показания по делу об убийстве Дмитрия Попкова, оговорив себя и Ису Хашиева. Витя так и сделал.
Но позже, уже на суде, Виктор заявил, что по приказу Горюнова специально оклеветал себя и Хашиева, которого на тот момент он знать не знал. Витя рассказал судье, как прямо в камере заучивал «обстоятельства»: какого цвета была мебель в бане Попкова, как убивал, где последний стоял, где взял оружие и другое. За неподчинение и ошибки в показаниях его избивали сокамерники, давили морально, угрожали.
— Меня вызвал оперативник и начал говорить, что ты ж постоянно находился в общении с Горюновым, с тобой люди хотят поговорить, ты не бойся. Меня завели в боксик, там находилось 3–4 человека, они начали рассказывать мне, что в общении с Горюновым давно находишься, слышал же про убийство Попкова? Я об этом слышал один или два раза. <...> Потом мне просто сказали — ты же хочешь нормальной жизнью, хочешь жить мужиком, не опущенным. Значит надо говорить так, как есть. Они говорили — это ты, ты там должен был быть. <...> Я начал бояться, что со мной что-то случится. Я сказал, что я всё понял, смысл отказываться от всего этого. Если я тупил, как на следственных действиях, меня приводили в этот бокс и били постоянно. До крови и не до крови били. <...> Показывали мне видеозапись, местонахождение этого дома и как там всё есть. Они мне рассказали всю подытожную, я, можно сказать, знал там каждый кирпичик на этой территории. Мне всё рассказали, как они [Попков и Хашиев] выглядят, на чем ездят, где передвигаются по городу, — рассказывал Виктор Шестаков судье.
Также Шестаков написал письмо с извинениями брату Исы Хашиева. Как думают близкие бывшего депутата, его втянули в дело просто потому, что это было удобно для следствия, а на самом деле Иса Хашиев и Дмитрий Попков были друзьями, вместе отдыхали, ходили в баню. У Хашиева на иждивении пятеро несовершеннолетних детей, плюс он обеспечивал своих родителей, у его мамы сахарный диабет.
— Хочу сказать тебе в первую очередь, что мне жаль, что так получилось. Я прекрасно понимаю, что это всё спланировано, суд под [полицейскими] сидит, под их дудку пляшет. Я хочу попросить у тебя и у твоей семьи прощения, — написал Шестаков брату Хашиева.
Судебные разбирательства длились три года. Приговор Горюнову вынесли в прошлом году, а в марте 2023-го незначительно смягчили. Виктор Шестаков и Иса Хашиев услышали свои приговоры 2 июня. Сторона защиты подала апелляцию и надеется, что дело пересмотрят.
— Это просто чудовищная несправедливость, я не встречался с такой в жизни. Он [Виктор] отдал все свои деньги [Горюнову], жил на коврике, находился в самых стесненных условиях. Он был там никем. Разве киллер или человек, который совершил такого рода преступление, может находиться в таких обстоятельствах? И иметь к себе такое отношение? Ведь знают — если человек убил, он может и тебя убить с легкостью, правильно? — возмущается Иван Федоров, бывший педагог Виктора.
Опухоль на Витином лице продолжает расти. Нужна повторная операция. По словам переживающих за Витю людей, без нее он долго не проживет.