Почти 2 года назад Александр Усс объявил о запуске масштабного инвестиционного проекта «Енисейская Сибирь». Сразу после назначения и.о. губернатора краевая власть подписала соглашения с крупнейшими олигархами о запуске в Красноярском крае новых производств. Позднее идею во время визитов в Красноярский край одобрил Владимир Путин. Весь 2018 год краевые чиновники разрабатывали планы развития. Их премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил только весной 2019 года. Мы решили детально изучить масштабные проекты «Енисейской Сибири», выяснить, кто заработает на них миллиарды и что в итоге получат красноярцы. Начать мы решили с империи Олега Дерипаски.
Свой путь к вершинам рейтинга Forbes 51-летний Олег Дерипаска начал с Хакасии. Окончив Московский университет с перерывом на службу в армии, Дерипаска увлекся торговлей на бирже. В 26 лет он стал директором Саяногорского алюминиевого завода.
Forbes писал, что акции завода предприниматель скупил, сотрудничая с олигархом Львом Черным. «Черной как раз искал тогда динамичного управленца для своего алюминиевого бизнеса: компания хотела контролировать не только экспорт, но и производство металла. А молодой трейдер Дерипаска был полон амбиций — Черной увидел в нем самого себя в молодости», — писало издание.
Алюминиевая отрасль в ту пору была не только сверхприбыльным бизнесом, но и ареной кровавых конфликтов. С легкой руки журналистов их стали именовать «алюминиевыми войнами».
В одной из передач НТВ рассказывается: в Саяногорске Дерипаске пришлось охранять завод от бандитов, которые регулярно приглашали молодого человека на встречи в степи. В передаче говорится, что в степь Олега Дерипаску вызывали в плавках и шлепанцах, чтобы тот не мог записать разговор.
— Что это за история, когда вы в шлепанцах и плавках встречались с бандитами в степи? — спрашивает журналист у Дерипаски.
— Так. Для частного просмотра. У людей было неправильное представление. Неправильно воспринимали. Я все-таки армию прошел. Детство у меня было не самое легкое. Поэтому мне все эти разговоры с бандитами…Ничего, кроме угроз, не было. Чего бояться? Жить бояться? — спокойно отвечает миллиардер.
К концу 90-х Олег Дерипаска создал группу «Сибирский алюминий», куда кроме СаАЗа входили Самарский металлургический завод, Братский алюминиевый завод. В 2000 году главный акционер Красноярского алюминиевого завода Анатолий Быков оказывается под стражей из-за подозрений в организации убийства. Олег Дерипаска скупает акции КрАЗа, объединив свои активы в холдинг «Русский алюминий».
Сейчас в его империю в Красноярском крае входит Красноярский и Богучанский алюминиевые заводы, Красноярский металлургический завод. Холдинг Олега Дерипаски контролирует часть акций Красноярской ГЭС и красноярского аэропорта.
Общая чистая прибыль красноярских компаний по итогам 2017 года, которые полностью или частично контролирует Олег Дерипаска, составила почти 7 миллиардов.
Несмотря на то что часть бизнеса предпринимателя до недавнего времени была зарегистрирована за рубежом, а головной офис «Русского алюминия» находится в Москве, связей с Сибирью коммерсант не терял. В 2014 году много шума наделала идея предпринимателя перенести столицу в Сибирь. Он заявил, что в Москве собрано слишком много народу, который не занят производством. Такое положение бизнесмен сравнивал с «экономическим пузырем».
— Каждый раз, подлетая к Москве, я задумываюсь, что эти люди там делают и какая это нагрузка на нашу экономику. И с Москвой надо серьёзно подумать. Не расширять её, а подумать, как её расселять, — говорил бизнесмен.
Почти все 2000-е крупные работники империи Олега Дерипаски активно участвовали в красноярской политике. Начальник департамента экологии компании РУСАЛ Иван Ребрик с 2011 по 2016 год был депутатом краевого парламента. С 2011 по 2019 год в компании работал депутат Сергей Попов.
Новые проекты алюминия
В рамках масштабного проекта «Енисейская Сибирь» империя Олега Дерипаски планирует запустить в Красноярске Технологическую долину. На базе КраМЗа планируется наладить производство широкого алюминиевого профиля. Построить еще один завод по производству литых дисков, производить алюминиевые плиты и ленты мощностью 30 тысяч тонн в год. Кроме этого здесь планируется построить индустриальный парк для сдачи помещений иностранным резидентам. В 2018 году представители краевых властей объявляли, что до 75% продукции Технологической долины планируется не экспортировать, а использовать внутри страны — в машиностроении, энергетике, сельском хозяйстве.
Сейчас «Гражданпроект» проектирует обустройство территории долины, сооружение подъездных путей.
На сайте алюминиевой ассоциации России говорится: запуск Технологической долины позволит создать в Красноярске 1200 рабочих мест. Сейчас на алюминиевых заводах Олега Дерипаски в Красноярском крае работает примерно 8 тысяч человек.
С 2019 по 2027 год РУСАЛ планирует вложить в Технологическую долину 27 млрд рублей. Сейчас, по данным министерства природы Красноярского края, на предприятия РУСАЛ приходится 28% от всех выбросов в краевом центре. За последние 5 лет предприятие сократило выбросы примерно на 10% — с 61 тысячи тонн до 55 тысяч тонн.
В корпорации развития «Енисейской Сибири» уверяют, что открытие Технологической долины не приведет к нагрузке на экологию: «Новые производства не создадут дополнительную экологическую нагрузку. Технологические процессы на предприятиях такого рода не связаны с выбросами, а строгий контроль за экологическими стандартами должен сформировать предпосылки для привлечения российских и зарубежных инвесторов, которые придают особое значение «зеленым технологиям».
Аэропорт
Компании Олега Дерипаски участвуют в планах по превращению красноярского аэропорта в международный хаб. Принадлежащая Дерипаске ООО «ЭРА групп» вместе с краевым министерством транспорта числится ответственной за реализацию этого проекта.
Хаб должен появиться к 2023 году на базе аэропортов Емельяново и Черемшанка. Для этого в аэропорту нужно удлинить рулежную дорожку, что позволит увеличить количество вылетающих из аэропорта судов с 12 до 24 в час. Кроме этого, по планам аэропорт и станцию Бугач должна связать железная дорога, а в аэропорту реконструируют перроны.
В июле Красноярску выделили 600 миллионов на строительство рулежной дорожки.
Проект строительства аэроэкспресса обсуждается в Красноярске уже несколько лет. Несколько раз в совещаниях о строительстве железной дороги принимал участие президент России. В конце 2017 года красноярские железнодорожники даже посчитали примерную стоимость поездки по будущей железной дороге.
В конце 2018 года Министерство транспорта России отказалось спонсировать строительство скоростной ж/д ветки до аэропорта. Тогда строительство оценивалось в 6,7 миллиарда. Чиновники тогда заявили: строительство железной дороги не решает вопрос с доставкой грузов в аэропорт.
В этом году на КЭФ новый начальник развития РЖД Виктор Зимин заявил, что аэроэкспрессу быть. На это городу потребуется около 3 лет. Стоимость строительства оценили в 7 миллиардов рублей. По данным главы правительства Красноярского края Юрия Лапшина, вопрос о строительстве аэроэкспресса должен быть решен к сентябрю 2019 года.
Корпорация развития «Енисейской Сибири» оценивает, что превращение красноярских аэропортов в хаб потребует примерно 65 млрд рублей.
Красноярцы от запуска хаба получат не только электричку в аэропорт — строительство новой рулежной дорожки сократит время ожидания в аэропорту, а из Емельяново можно будет улететь в большее количество мест. «Аэрофлот» уже объявил, что после создания хаба в Красноярске запустятся новые рейсы до Сочи, Игарки, Иркутска, Норильска, Омска, Екатеринбурга.
Генеральный директор Корпорации развития Енисейской Сибири Сергей Ладыженко отмечает, что компания Русал является одним из стратегических инвесторов КИП «Енисейская Сибирь».
- Красноярская технологическая долина – это проект, который обеспечит глубокую переработку сырья с выходом на производство готовой продукции, востребованной как на российском, так и международном рынке. Сегодня в финальной стадии находится подготовка заявки на создание особой экономической зоны. Ведется активное привлечение резидентов проекта – первые 6 компаний уже подтвердили свое участие. Это важное направление экономического развития региона. Производство продуктов с высокой добавленной стоимостью позволит создать новые рабочие места, обеспечит дополнительные налоговые отчисления, сформирует в Красноярске центр новых компетенций, - отметил Ладыженко.
Когда все это появится?
В документах краевого правительства говорится, что для модернизации в аэропорту придется создать зону со специальным режимом. По российским законам, в таких зонах инвесторы получают право использовать созданные за счет государства транспортные объекты и налоговые преференции. В распоряжении губернатора Александра Усса говорится, что заявка о создании такой зоны может быть разработана и отправлена в правительство России в конце 2019 – начале 2020 года.
По данным правительства Красноярского края, заявка на создание Технологической долины будет рассмотрена Министерством финансов России до конца года.