За 44 дня до Нового года мы побывали на красноярском производстве елочных игрушек. Единственное место в городе, где праздник длится круглый год, а большинство сотрудников в декабре не ставят дома новогоднюю елку. Мы проследили весь путь создания стеклянных елочных шаров и узнали, почему русская игрушка делается из иностранных материалов.
Красноярская артель «Галантерейщик», известная нам сейчас как фабрика детских и новогодних игрушек «Бирюсинка», заработала в 1942 году. Как свидетельствует хроника, тогда на предприятии шили одежду и обувь для фронта. В 1959 году фабрика стала специализироваться на игрушках: начали выпускать деревянные, а впоследствии — резиновые. Изготавливать именно новогоднюю елочную игрушку начали в 60-х. Оказывается, в крае таких заводов было два — второй находился в Ачинске.
Детские и елочные игрушки партиями развозили по всему Советскому Союзу. Так же, как и сейчас, их изготавливали и расписывали вручную мастера фабрики. В 1993 году предприятие переименовано в «Сибирскую игрушку». Сейчас около 180 сотрудников производят не только стеклянные шары самых разных форм, но и всевозможные упаковки для новогодних подарков — футляры в виде Дедов Морозов, Снегурочек и снеговиков получат тысячи малышей вместе с конфетами.
Кажется, что в канун Нового года на фабрике должна кипеть работа «в три смены» — на носу главный праздник года. Но мы увидели совсем другую картину: больше всего мастеров в швейном цехе и отделе росписи, в остальных — всего несколько человек. Оказывается, готовиться к Новому году здесь начинают за 11 месяцев — с февраля. На март — август приходятся самые ударные работы, а с сентября традиционно работа идет на спад. Обычно в это время завод заполоняют экскурсии с желающими посмотреть на производство елочной игрушки. В связи с коронавирусом в этом году мастера творят в тишине.
— Сейчас в производстве русской елочной игрушки, как бы это печально и грустно ни было, нет ничего русского. Лишь стеклянные заготовки для шаров приходят от отечественных поставщиков. Держатели для шарика — из Польши, лаки для покраски — из Германии, и так далее, — рассказал специалист фабрики Артём Денисович.
В 2014-м здесь возродили производство игрушки на советский манер — красноярцы до сих пор
с ностальгией раскупают сосульки, снеговиков и грибочки. На территории завода есть мини-музей — несколько витрин с подлинными изделиями 50-летней давности.
Настоящая магия создания новогодней игрушки начинается в стеклодувном цеху, где десятилетия работают исключительно девушки. Нам рассказали, что сколько ни пытались обучить мужчину сделать эту тонкую работу — не вышло.
— Мы понимаем, что этой профессии никто не обучает. Мы даем 2–3 недели, показываем азы, и если у человека начинает получаться — значит, он сможет работать. Если нет, то учить уже бесполезно. За всю историю фабрики лишь двое мужчин работали в этом цеху, — рассказали на предприятии.
Специальные трубчатые стеклянные заготовки держат на весу на открытом огне. Одно неверное движение — и руки могут оказаться под огнем 1000 градусов.
Нагретое стекло помещают в специальную пресс-форму, затем мастер в прямом смысле слова вдыхает в него жизнь, чтобы игрушка приняла нужный размер. За восьмичасовую смену одна мастерица выдувает до двухсот шаров.
Рассказывают, что брака и битого стекла почти нет, хотя раньше из него даже делали напыление для игрушек. Но потом такой способ напыления признали неэкологичным.
После того как стекло остынет, шар окунают в специальную краску. После высыхания он будет готов к росписи.
Самый красивый цех производства — мастерская росписи игрушек. Здесь килограммы краски, разноцветной пыли и клея. И с десяток мастериц, которые каждый шар расписывают вручную.
Главный тренд — традиционно символ года. Бык на шариках улыбается во всех позах.
10 минут — и у нашей редакции есть свой фирменный елочный шар.
Мастерица Татьяна рассказала, что уже семь лет работает на фабрике. По образованию — художник-декоратор, окончила наше суриковское училище.
— Бывает такое, что ты уже просто устал от постоянного праздника. Мы готовимся к нему почти круглый год. У нас есть образцы, по которым мы должны работать, но можем добавлять свои штрихи, если видим, что так будет лучше, — рассказала мастер.
После росписи шарики подсохнут, их упакуют и отправят в магазины по всей стране.
Мало кто знает, что помимо шаров на фабрике большими партиями производят резиновые игрушки и нарядные футляры для шоколадных конфет. Детали формы отливают из жидкого поливинилфторида — очень прочного твердого полимера.
Его заливают в формы и «выпекают» на тысячеградусном огне. Далее заготовки охлаждаются, мастер щипцами достает изделие. Так появляются головы сказочных животных, варежки и сапожки у символов праздника. В день один мастер делает около трехсот подобных деталей для игрушек.
Когда полимер застывает, начинается роспись — нужно нарумянить щечки и разукрасить шубку.
Елена Константиновна работает на фабрике полгода. До производства работала в школе учителем ИЗО.
— Раньше у меня работа была более творческая, а здесь пришлось перестраиваться. Деды Морозы, Снегурочки, упаковки для подарков — каждая игрушка интересна. У нас, конечно, есть шаблоны, на которые мы ориентируемся, но в точности до миллиметра всё повторить невозможно, — поделилась Елена.
Раскрашенные и подсохшие резиновые заготовки поступают в швейных цех. Здесь у Деда Мороза появляется борода, красивая шубка, а у Снегурочки — теплые варежки. Здесь же мастерицы сшивают сотни тканевых футляров для будущих новогодних подарков.
Как рассказали сотрудницы, дома даже новогоднюю елку не все ставят — хватает праздника и на работе за год. Особенно тем, кто работает на производстве не одно десятилетие — таких немало. За 12 месяцев в Красноярске, на одной из трех существующих фабрик по производству новогодней игрушки в России, выпускают 300–400 тысяч изделий. Цены в магазине «Бирюсинка» стартуют от 300 рублей, самый дорогой шар стоит 2500 рублей.
Признаются, что с Китаем конкурировать сложно, но любой, кто хотя бы раз побывал на экскурсии, понимает, из чего складывается цена настоящего новогоднего волшебства.
Почитайте наш подробный материал о том, какие елки и ледяные городки появятся в разных районах города в этом году в канун праздника.