Горы мусора, контуры мощной магистрали, упреки миллиардера-строителя и претензии жителей к чиновникам в нашем спецрепортаже
В октябре 2015 года в Красноярске сдали новый мост через Енисей. Спустя почти 3 года чиновники присвоили ему красивое имя Николаевский. Но популярности это конструкции не добавило. Сооружение за 12 миллиардов по-прежнему не пользуется большой популярностью у автомобилистов — даже в часы пик здесь не увидишь заторов.
Исправить ситуацию должна новая магистраль, которая пройдет по Волочаевской и свяжет четвертый мост с Копылова. По словам специалистов «Гражданпроекта», новая магистраль должна резко снизить нагрузку на центр города. Потоки автомобилистов из Октябрьского района, с Северного шоссе смогут сразу уходить на новую переправу.
Работа над проектом велась несколько лет. С учетом расселения жителей старых домов затраты на строительство приближаются к 6 миллиардам.
Длина дороги — 2 километра. В ширину дорога будет достигать 6 полос, как Коммунальный и Октябрьский мосты. Волочаевская должна стать единственной дорогой, которая не будет пересекаться с другими: 5 путепроводов разведут транспортные потоки по разным уровням. Их планируется построить на съезде с четвёртого моста, на Байкитской, около улицы Пастеровская, над улицей Красной Армии и над Копылова.
Сама магистраль задумывается как исключительно транспортная артерия, так что прогулки тут будут вряд ли слишком уж комфортными. Чтобы поток двигался на максимально допустимых скоростях, на Волочаевской не планируется «зебр» и светофоров. Для пешеходов построят один виадук через улицу Бебеля и шесть подземных переходов — пара на Красной Армии и по одному на Пастеровской, Годенко, Бабеля, Киренского.
Сейчас большинство подземных переходов города выглядят очень убого. В некоторых передвигаться можно, только зажав нос. Не блещет красотой и подземный переход у путепровода в «Северном». Так что городским властям придется постараться, чтобы не допустить такого же и на новой магистрали.
Пока будущая магистраль выглядит так:
В конце 2016 года по итогам конкурса контракт на строительство Волочаевской получила компания «Сибиряк», которая принадлежит депутату горсовета, миллиардеру, строителю Владимиру Егорову. За 3,2 миллиарда он должен построить дорогу к концу этого года.
Первые работы начались в Николаевке в начале 2017-го. Строительство сопровождалось громкими скандалами. В марте в Николаевке полностью выгорел один из домов, расположенный в районе дороги.
С апреля старенькие дома частного сектора стали сносить бульдозеры. Под расселение попадало 500 семей. Оценку стоимости жилья по специальной методике проводили оценщики мэрии. Большинство людей согласилось с условиями переезда, которые предложила мэрия. Но 34 семьи решили остаться в своих домах и увязли в судах с чиновниками.
«За участок 12 соток дали 1,2 миллиона рублей — на эти деньги полноценную квартиру не купишь», — делился с нами житель Николаевки Николай. На строительных форумах жители приводили и конкретные цифры. «Дом в 250 квадратов, 4,5 сотки земли оценили в 6,5 миллиона. Сказать, что мы были в шоке, это ничего не сказать», — жаловались жители.
Летом строителя Егорова обвинили в том, что его работники снесли жилой дом на месте стройки, оставив семью без крова. Владимир Егоров тогда заявил, что все это клевета завистников: «Самая элементарная зависть. Это было предписание департамента городского хозяйства. Видимо, бабушку к этому подготовили. Я полагаю, там не очень благополучная семья. Понимаете, у меня же не все друзья в городе».
В середине года ситуацию в Николаевке обсуждали в Гражданской ассамблее. Общественница Елена Уляшева, ставшая теперь руководителем пресс-службы губернатора, тогда утверждала, что в Николаевке люди «живут хуже, чем в зоопарке».
Сейчас в Николаевке мало что напоминает некогда густо заселенный зеленый уголок Красноярска. Кругом рвы и котлованы, по дорогам, вздымая пыль, ездит строительная техника. Вид на Николаевку сверху:
Красноярец Степан Амелькин опубликовал в соцсетях фотографии огромных груд мусора — земля, обломки досок и просто куски какого-то хлама. «Новые технологии строительства дорог и утилизации строительного мусора на улице Волочаевская», — подписал изображения Степан.
Представитель краевого управления автомобильных дорог Александр Марков заявил, что к строительству дороги мусор не имеет никакого отношения. «Для производственных целей строители выбрали грунт, сейчас яма заполняется. К конструктиву дороги это не имеет отношения», — говорит Марков.
Сейчас глава компании «Сибиряк» упрекает жителей сохранившихся в Николаевке домов в жадности. На сессии горсовета он завил, что жители «просят за сараи по 15 миллионов», затраты выросли уже на миллиард. Заместитель мэра Еремина Алексей Давыдов заявлял, что на желании жителях Николаевки наживаются десятки юристов.
В базе судов мы нашли несколько исков жителей Красноярска к мэрии из-за сноса. «Какое жилье я могу купить на 2,5 миллиона? Те, кто судится и кого не снесли, боятся дома оставлять, чуть ли не дежурят, чтобы бульдозеры не появились», — эмоционально рассказывает Юрий, чья жена судится с мэрией. В КруДоре обещают, что дорога, призванная спасти город от пробок в центре, будет сдана в срок — в конце этого года.
Антон Понарин
Фото: Артем Ленц
Следите за новостями в нашей группе «ВКонтакте».
Новости и фото отправляйте 8–999–315–05–05 (Viber, WhatsApp, SMS)