Правительство Красноярского края на протяжении нескольких лет выделяет свыше миллиарда рублей на финансирование местных профессиональных спортивных клубов. Редакция NGS24.RU разобралась, много это или мало по сравнению с нашими соседями. А также выяснила, кто отщипнул самый большой кусок «бюджетного пирога» и насколько при этом оказался эффективен в достижении результатов.
Кто богаче — Красноярск, Новосибирск или Иркутск?
По данным Минспорта Красноярского края, в 2021 году на поддержку ведущих спортивных организаций из регионального бюджета выделено 3,9 миллиарда рублей. Из этих денег шесть ведущих профессиональных спортивных клубов получат почти 1,7 миллиарда. Остальные деньги достанутся пяти региональным центрам по подготовке атлетов по разным видам спорта, а также основным организаторам соревнований — Центру спортивной подготовки (ЦСП) и Корпорации развития Енисейской Сибири (отвечает за крупные международные соревнования, например, чемпионат мира по волейболу среди мужчин в 2022 году. — Прим. ред.).
Это достаточно солидная сумма на фоне соседних субъектов. К примеру, в соседней Иркутской области на поддержку профессиональных клубов в 2020 году выделили всего 57,8 миллиона — около 4% от тех денег, что получили красноярцы за тот же год. В Приангарье еще и ограничено количество видов спорта, которые могут претендовать на поддержку государства, — там субсидию могут получить только баскетболисты, волейболисты и футболисты (но в 2021 году им ее не дали, и местный футбольный клуб закрылся. — Прим. ред.). Хоккейный клуб «Ермак» из Ангарска, играющий в одной лиге с красноярским «Соколом», финансируется только из муниципального бюджета, клуб по бенди «Байкал-Энергия» вовсе существует на частные средства.
В Новосибирской области денег на профессиональный спорт выделяют значительно больше, чем в Иркутской, но до Красноярского края далеко и ей. Там в последние годы дотации на развитие физкультуры и спорта сохраняются на уровне 3 миллиардов рублей, при этом значительная часть этих средств перераспределяется на поддержку массового спорта, а также различных организаций по подготовке спортсменов.
По информации РБК, в 2019 году правительство Новосибирской области выделило профессиональным спортклубам 655 миллионов рублей, из которых половина ушла в кассу «Сибири» из элитной Континентальной хоккейной лиги. Баскетбольный «Новосибирск» и клуб по бенди «Сибсельмаш» получили 100 и 75 миллионов соответственно, остатки ушли оставшимся клубам. В 2020-м расходы на профессиональный спорт выросли еще на 250 миллионов рублей — они пошли на футбольный «Новосибирск».
Между кем делят бюджетный миллиард?
Напрямую из бюджета Красноярского края дотируются волейбольный «Енисей», хоккейный «Сокол», футбольный «Енисей», регбийный «Енисей-СТМ», баскетбольный «Енисей» и клуб по хоккею с мячом «Енисей». Все они существуют в форме автономных некоммерческих организаций, при этом у них общий учредитель — ЦСП, который, в свою очередь, учрежден краевым Министерством спорта. Все клубы, кроме футбольного «Енисея» и хоккейного «Сокола», представляют Красноярск на высшем уровне по своим видам спорта, а вот футболисты и «канадские» хоккеисты играют в подэлитных дивизионах — Футбольной национальной лиге (ФНЛ) и Высшей хоккейной лиге (ВХЛ) соответственно.
Примечательно, что в российской спортивной элите есть еще один представитель Красноярска — команда по регби «Красный Яр», которая четыре года подряд брала серебро чемпионата страны. Бело-зеленые из краевого бюджета никак не финансируются, им помогает город. Справедливости ради, дотирующийся краем «Енисей-СТМ» выступает чуть лучше — последние четыре года именно он брал золото чемпионата страны, а на днях выбил «Красный Яр» в полуфинале очередного розыгрыша.
Клубы могут потратить субсидии на свою текущую работу: выплату заработных плат игрокам, тренерам и персоналу, поездки по стране в рамках соревнований, проведение домашних игр. Каждый год организации отчитываются перед Минспортом о расходовании денег, и, как пояснили в министерстве, факты нецелевого расходования средств не выявлялись.
Кто самый зажиточный и самый
успешный?
Больше всех в 2021 году получит футбольный «Енисей» — 356,7 миллиона рублей. Это на 15% меньше, чем выдали клубу в 2020-м (тогда было 418,6 миллиона. — Прим. ред.). При этом такой бюджет для ФНЛ — достаточно средний, бюджеты лидеров лиги переваливают через миллиард рублей.
Нынешний сезон красноярцы начинали под руководством известного в России тренера Александра Тарханова, который покинул команду спустя два месяца после назначения. В начале сезона клуб был в кризисе, но сменщику Тарханова Александру Алфёрову удалось выправить ситуацию. Сейчас «Енисей» идет на девятом месте в первенстве ФНЛ. Клубу осталось провести всего три матча до конца чемпионата — подняться сильно выше вряд ли удастся, но и опасности покинуть дивизион уже нет. Многое зависит от того, как команда пройдет межсезонье и удастся ли ей сохранить основных лидеров.
Вторыми по состоятельности стали волейболисты, которым власти дали 335,1 миллиона рублей в 2021 году — столько же, сколько в 2019–2020 годах. Оценить размер бюджета относительно других клубов лиги сложно, поскольку ни они, ни лига не публикуют отчеты.
В состав клуба входят четыре команды — по две основных мужских и женских, и столько же — дублирующих, играющих в молодежной лиге. У мужчин сезон закончился в марте: команда Юрия Филиппова заняла десятое место в регулярном чемпионате страны, а на квалификационном этапе дважды уступила казанскому «Зениту». Женщины также закончили первенство на десятой строчке, а в первом раунде плей-офф проиграли «Локомотиву» из Калининградской области.
Хоккейный клуб «Сокол» в 2021 году получит субсидию в 308,7 миллиона рублей. Это почти в три раза больше бюджетного минимума для участия в ВХЛ — он составляет более 100 миллионов рублей. Сводный бюджет «Сокола» в 2020 году был в два раза меньше, чем у чемпиона — ханты-мансийской «Югры», но в три раза больше, чем у извечного соперника красноярцев — ангарского «Ермака».
Сезон 2020–2021 годов для красноярцев получился неоднозначным. Основная команда не смогла пробиться в плей-офф (19-е место из 26), что стоило своих мест специалистам из тренерского штаба. Новым тренером «Сокола» стал Павел Десятков. Зато фарм-клуб «Красноярские рыси» стал победителем первенства ВХЛ-Б и впервые в истории завоевал кубок Федерации.
Баскетбольный «Енисей», который в последний раз выходил в плей-офф Единой лиги ВТБ в 2017 году, в 2021-м получит 295,4 миллиона рублей, то есть финансирование останется на уровне прошлого года. Этих денег, вероятно, хватит на то, чтобы приобрести пару-тройку новых легионеров или оставить действующих, — укрепиться до уровня плей-офф будет непросто. По информации Единой лиги ВТБ, «Енисей» в минувшем сезоне был одним из аутсайдеров по размеру бюджета, вероятно, этим и обусловлен его текущий результат.
Удивительно, но единственная команда-чемпион среди «бюджетников» оказалась в числе аутсайдеров по дележу государственных денег. Так, хоккейный «Енисей», который в завершившемся сезоне стал сильнейшим в Суперлиге по бенди, на жизнь получит 223,9 миллиона рублей — столько же, сколько и в прошлые годы. Это более чем в три раза выше бюджетного минимума Суперлиги в 60 миллионов рублей.
В прошлом сезоне «Енисею» удалось собрать суперкоманду, но многие ключевые лица уже ушли — главный тренер Михаил Пашкин, полузащитники Максим Ишкельдин и Олег Толстихин, а также нападающий Алмаз Миргазов. На смену им пока пришли только экс-динамовцы Дмитрий Барбаков и Иван Шевцов (последний — воспитанник «Енисея»).
Меньше всех в 2021 году перепадет регбистам «Енисея-СТМ» — «всего» 149,1 миллиона рублей (столько же, сколько и в 2020-м, и на 4 миллиона больше, чем в 2019 году). Это не мешает СТМ быть стабильным претендентом на победу в чемпионате — команда Александра Первухина уже вышла в финал чемпионата России, обыграв «Красный Яр». Для сравнения, соседи в минувшем году, помимо спонсорских средств, получили 115 миллионов рублей из бюджета города.
Кто зарабатывает на спонсорстве?
Информация о наличии различных спонсоров, как правило, публикуется на официальных сайтах спортивных команд. Кроме того, маркерами внебюджетного сотрудничества могут служить различные логотипы на форме. И, кажется, с поиском спонсоров у красноярских клубов дела обстоят неважно. У баскетболистов и волейболистов наличие внебюджетных источников финансирования проследить невозможно — экипировка девственно чиста, на сайте нет никаких новостей об этом. Нет партнеров (по крайней мере, открытых) и у футбольного «Енисея».
В число спонсоров «Енисея-СТМ» входят оптовая компания «Форт Нокс», группа компаний «Монолитхолдинг» (занимается проектированием, строительством и продажей жилья) и Канский мясокомбинат.
Два генеральных партнера есть у «Сокола» — «Россети-Сибирь» (в эту компанию входит «Красноярскэнерго», которая обслуживает более 400 подстанций в Красноярском крае) и Новоангарский обогатительный комбинат. Кроме того, клуб сотрудничает с лизинговой компанией «Дельта» и страховщиком «Согласие». Партнерами хоккейного «Енисея» являются иркутская логистическая компания «Сервико» и всё то же «Согласие».
Объемы внебюджетного финансирования клубы тщательно скрывают, ссылаясь на коммерческую тайну. Нет этой информации и у Министерства спорта Красноярского края, там лишь отметили, что «средства расходуются клубами самостоятельно».