Недвижимость расследование Куплю «Сибтяжмаш» за 16 млн. Как семья загадочно умершего директора бьется за право купить участок

Куплю «Сибтяжмаш» за 16 млн. Как семья загадочно умершего директора бьется за право купить участок

Вокруг завода банкрота развернулись суды. Жилая застройка завода сулит рост прибыли в 44 раза

Здание бывшего заводоуправления предприятия, которое признали банкротом в 2011 году 

Что случилось?

Осенью краевой Арбитражный суд рассматривал дело про огромный участок в самом сердце правого берега, где когда-то работал завод «Сибтяжмаш».

Родственники обанкротившегося директора «Сибтяжмаша» просили суд разрешить купить участок площадью 1,2 миллиона квадрат по цене примерно пяти 3-комнатных квартир на вторичном рынке — за 16,3 миллиона рублей. То есть 13,5 рублей за 1 квадратный метр. Кадастровая стоимость участка — 652,5 миллиона рублей.

Сейчас эта земля находится в федеральной собственности, но здания на ней в руках частных компаний. Почти тремя десятками построек владеет управляющая компания «Сибтяжмаш». Эта фирма принадлежит семье владельца и директора «Сибтяжмаша» Павла Лусникова — его вдове Ирине Шапирко и дочери Елене. Еще несколькими зданиями владеет компания «Газсервис», работающая в сфере газоснабжения и транспорта. Вначале компанией владел красноярский перевозчик Александр Кнапнугель, в последние 7 лет бизнесмен Виктор Коровякин.

По своим размерам сопоставим с историческим центром города или микрорайоном «Взлетка»

Судя по материала дела, УК «Сибтяжмаш» уже 4 года добивается права выкупить этот земельный участок. Позднее к ним присоединилось и ООО «Газсервис». Логика у бизнесменов простая: по российским законам, владелец недвижимости имеет право выкупать земли под зданиями.

Суд отказал бизнесменам в их просьбе по весьма интересной причине. Несколько зданий на территории бывшего завода арендует государственная энергетическая компания «КрасЭко». У предприятия здесь находятся цеха. А в законе говорится, что собственник зданий на участке не может выкупать землю, если на ней есть здания, которые принадлежат другим. Нужно или подавать совместную заявку на выкуп, или делить участок.

В итоге участок, по крайней мере пока, остался в государственной собственности.

Что такое «Сибтяжмаш»?

В 50–80-е годы это было одним из ключевых предприятий машиностроительного сектора. Гигантские грузовые краны использовались на угольных шахтах, стройках плотин, поставлялись в страны социалистического лагеря и за рубеж.

В 1927 году на всем берегу располагалось несколько поселков или, как их тогда называли, слобод: Базаиха, село Торгашино. В начале 1930-х правый берег Красноярска решено было развивать как промышленную территорию. На участке в районе современной Мичурина планировали построить завод по производству техники для угольной промышленности.

Карта Красноярска. 1927 год 

Эти планы перечеркнула война. Стремительное наступление немецких сил заставило руководство СССР перемещать производство вглубь страны. В августе 1941 года в Красноярск из Брянска эвакуировали паровозостроительный завод «Красный Профинтерн». Перевозка мощностей встала в 51 миллион рублей. Для понимания затрат: литр молока в Сибири тогда стоил 2 рубля.

За считанные месяцы почти в чистом поле были возведены цеха. Первые перевезенные станки со станции «Злобино» вывозили на санях. «Наш эшелон прибыл в Красноярск 5 августа. Мы должны развернуть производство на базе "Сибтяжмаша". А что он представляет собой? Пустырь. Конопляное поле. Склады "Заготзерно". Четыре барака. Здесь должен в кратчайший срок вырасти завод-гигант», — приводятся в книге «Красноярск — Берлин. 1941 — 1945» воспоминания первого инженера завода Григория Гогиберидзе.

Строительство завода «Сибтяжмаш» в военные годы

В войну завод производил паровозы и военную технику. На выпущенном в Красноярске паровозе Сталин прибыл на конференцию в Потсдаме решать судьбу послевоенной Европы. После войны завод стал специализироваться на оборудовании для нефтеперерабатывающей и цементной промышленности. А с конца 60-х перешел на выпуск кранов. Из 15 цехов предприятия продукция шла в Китай, Индию, арабские страны.

Именно «Сибтяжмаш» после войны стал драйвером развития правого берега

В конце 40-х для инженерного состава построили квартал сталинок, чуть позже для работников завода вдоль Мичурина отстроили ряды хрущевок.

Приватизация и путь к банкротству

После развала СССР «Сибтяжмаш» было решено передать в частные руки. По данным чековых аукционов, 100% акций в несколько этапов были проданы за 165 миллионов рублей или примерно за 150 тысяч долларов по тогдашнему курсу. Собственником строений стало ЗАО «Сибтяжмаш».

Стела с наградами — единственное, пожалуй, напоминание о том, что когда-то здесь был завод

Предприятию удалось избежать судьбы «Кванта», телевизорного завода и других закрытых заводов. Число сотрудников «Сибтяжмаша» снизилось, но тяжелые краны продолжали поставляться в Финляндию, Германию, страны Прибалтики. В 1998 году «Сибтяжмаш» и еще 5 красноярских компаний привлекли из Японии 250 миллионов долларов инвестиций. Завод продолжал выпускать оборудования для ГЭС.

В средине 90-х генеральным директором завода стал 30-летний Павел Лусников, пришедший на завод после вуза. «Он родился в "Первомайском". Всю жизнь жил в "Первомайском"», — цитировали позднее слова его вдовы из зала суда журналисты. Знавшие Лусникова характеризуют его коротко: пробивной, с крутым нравом. Именно при Лусникове здания были переведены в собственность УК «Сибтяжмаш».

Сам Лусников в конце 90-х — начале 2000-х вел светский образ жизни: пытался избраться в депутаты от блока Александра Усса, спонсировал строительство храма на Щорса, давал деньги на реставрацию аудиторий института, руководил ячейкой «Единой России» на правобережье. В 2006 году на юбилее завода в Красноярске выступала советская звезда Лев Лещенко и новомодная группа «Премьер-министр».

Директор завода «Сибтяжмаш» Павел Лусников (слева). Умер после возбуждения уголовного дела

На заводе к тому времени стали появляться проблемы. В 2004 году краевая федерация профсоюзов заявила, что на заводе — одна из самых низких зарплат в сфере краевой промышленности. А прокуроры заявили, что завод не платил за загрязнение окружающей среды и выписали предприятию штраф в 300 тысяч.

Кризисный 2008 буквально утопил предприятие в долгах.

— Проблемы начались осенью. В октябре 2008 года нас перевели на трехдневную рабочую неделю. Зарплата упала в 3 раза. При сокращенной неделе получал 4 тысячи. Остальные 2 дня мы занимались хозяйственными работами: чистили пол от мазута, протирали станки. За это от службы занятости платили еще 4 тысячи, — рассказывает красноярец Владислав, работавший мастером на заводе. Для понимания: столько же в то время получали студенты СФУ, не имевшие родителей и учившиеся на оценки 4 и 5.

Через центральную проходную завода пропуск только по пропускам. За стеной — склады, кондитерские цеха и пустые здания

Тогдашние собственники проблемы завода объясняли глобальными изменениями в экономике: количество заказов из России упало, а на международных рынках с мировыми гигантами «Сибтяжмаш» конкурировать уже не мог — производство кранов ушло далеко вперед. Рядовые работники на многочисленных форумах писали в те годы, что собственники предприятия экономили на инвестициях и перевооружении завода.

Ситуация вокруг «Сибтяжмаша» стала одной из главных городских новостей. Губернатор Александр Хлопонин рассказывал, как помогают предприятию добывать заказы — предприятию помогали заключать контракты на восстановление Саяно-Шушенской ГЭС, руководство завода стало активно выбивать у властей господдержку. Но и она ситуацию не исправила. В 2009 году «Сибтяжмаш» отправил работников в отпуск, долги по зарплате достигли 28 миллионов, столько же предприятие задолжало за свет.

Экс-министр промышленности Красноярского края Денис Пашков. Осужден за мошенничество на «Сибтяжмаше»

Дело дошло до того, что работники завода стали устраивать митинги с требованием выплатить деньги, СМИ писали, что на заводе появились дружины — якобы работники боятся, что имущество завода может быть распродано. Тогдашний красноярский министр промышленности Денис Пашков в одном из интервью почти открыто обвинил директора «Сибтяжмаша» Павла Лусникова в том, что он вогнал предприятие в кризис: «В кризис завод не повышал эффективность», «не привлекал кредиты».

Одновременно по городу поползли слухи, что всё происходящее вокруг завода — элемент большой игры, «Сибтяжмаш» готовят к перепродаже. В числе возможных покупателей назывался «Уралвагон».

Развязка наступила в мае 2011 года. Завод с 70-летней историей признали банкротом. Иск подала компания «Экопром», связанная с торговлей металлами. Суд постановил установить круг кредиторов и решить, как завод будет гасить долги.

Очень странные дела. Уголовные

После запуска процедуры банкротства события вокруг «Сибтяжмаша» развивались стремительно. В июне 2011 года директор завода-банкрота Павел Лусников попадает под уголовное дело о мошенничестве. Круг претензий от следователей был очень широк: подделка документов для получения господдержки, уклонения от налогов на сумму в 130 миллионов.

Пустые пространства завода «Сибсталь» 

А спустя месяц после возбуждения уголовного дела, и за 5 дней до собственного дня рождения, Лусникова нашли мертвым в сауне. Экспертиза показала, что Лусников умер от отравления алкоголем. При этом многие шептались о том, что смерть Лусникова после появления проблем выглядит странной.

Спустя еще год с обысками пришли к краевому министру промышленности Денису Пашкову. Его обвинили в особо крупном мошенничестве. По версии следователей, в 2010 году министр Пашков вместе с Лусниковым подделал документы о затратах «Сибтяжмаша» на производство оборудования. С помощью этих документов компания получила из бюджета помощь в 29 миллионов рублей.

Судебные разбирательства шли несколько лет. Свидетелями там выступали заместители губернатора, члены краевого правительства. Главные следователи Красноярска открыто обвиняли с экранов чиновника, сам Пашков отрицал вину, показывал итоги тестов на детекторе лжи, а в разгар суда даже выезжал на лечение за рубежом. СМИ писали, что Пашков страдает от онкологии. При этом имя полного тезки министра всплывало в базе офшоров. Кончилось тем, что Пашкову присудили 5 лет условно и штраф в 500 тысяч.

Что стало с участниками громких дел? Что происходит на территории «Сибтяжмаша»?

Родственники Павла Лусникова несколько лет судились за его имущество. По сферам и правам собственности весь бизнес можно разделить на несколько сфер. Вдова и мать бизнесмена владеют профилакторием «Сибиряк» на Щорса. Управляющая компания «Сибтяжмаш», которой принадлежат здания цехов завода-банкрота, — в собственности вдовы и дочери Лусникова. Дочь погибшего также владеет энергетической компанией «Перспектива» с мощностями на территории завода. Чистая прибыль всех компаний за 2017 год сложилась в размере 20 миллионов рублей.

В бывшей столовой завода открылись кафе, вокруг ютятся десятки павильончиков 

Денис Пашков является владельцем нескольких компаний в сфере торговли топливом, лизинга машин, ему же принадлежит частная медицинская клиника на Ленина, 111. Прибыль этих компаний по итогам 2017 года — 6 миллионов рублей.

После начала процедуры банкротства заводу выставили претензий почти на треть миллиарда. 70 миллионов в этой сумме приходились на долги по зарплате. Часть заводского оборудования, земельные участки «Сибтяжмаша» в живописных районах Красноярского края ушли с молотка. А обязанность погасить долги по зарплате обещала УК «Сибтяжмаш».

Родственникам Павла Лусникова принадлежит 300 тысяч квадратных метров цехов завода «Сибтяжмаш»

Сама компания активно сдает помещения в аренду. Сейчас здесь арендуют помещения кондитерские цеха, магазин медицинских товаров, склады компании «Металлист». На сайте УК «Сибиряк» клиентам обещают «выгодные цены» и «европейский подход к делу». Однако увиденное на площадке завода выглядит удручающе.

Через центральную проходную на территорию «Сибтяжмаша» можно попасть только по пропускам. Периметр завода обнесен забором. Рядом когда-то находился еще один завод — «Сибсталь». Часть цехов «Сибстали» снесли под застройку микрорайона «Образцово». Некоторые цеха «Сибстали» стоят полуразрушенными, в остальных находятся склады магазинов матрасов, строительных материалов, рыбного цеха.

Буферная зона между «Сибсталью» и «Сибтяжмашем»

«Сибсталь» от «Сибтяжмаша» отделяет забор в два ряда. Сквозь проломы в заборе со стороны «Сибтяжмаша» вы можете попасть в буферную зону. Здесь вас ждут горы смерзшегося мусора, кучи каких-то досок и стаи бродячих собак.

Что может появиться вместо «Сибтяжмаша»?

Зачем владелица управляющей компании и вдова директора завода Ирина Шапирко пытается выкупить землю остается загадкой. В управляющей компании «Сибтяжмаш» весь день никто не отвечал на звонки. В профилактории «Сибиряк», где Шапирко принадлежит доля в бизнесе, нам сказали, что она в отпуске до конца декабря. В приемной обещали передать наш запрос г-же Шапирко, когда она вернётся.

Территория завода «Сибсталь», который был закрыт, как и «Сибтяжмаш», сегодня отдана под застройку. В 2014 году в генеральный план внесли изменения и разрешили строить здесь высотные дома. Сейчас застройщик «Южного берега» — компания «СМ.СИТИ», возводит здесь микрорайон «Образцово», также активно строит дома компания «Культбытстрой».

«Сибсталь». Заброшенные корпуса соседствуют с работающими складами

В отличие от «Сибстали» на территории сегодняшнего «Сибтяжмаша» строить жилые дома нельзя. По градостроительным документам земельный участок площадью 120 гектар отнесен к зоне размещения предприятий III класса опасности — появиться здесь могут только промышленные предприятия.

Правда, вероятность того, что владельцы зданий хотят выкупить землю под заводом, чтобы построить еще один завод, невысока — около «Сибтяжмаша» вырос целый микрорайон, а запускать экологически опасные производства вблизи жилмассивов нельзя.

Александр Коропачинский, владелец компании «СМ.СИТИ», которая активно застраивает участок «Сибстали», не исключает, что УК «Сибтяжмаш» желает выкупить землю завода, чтобы отдать её под жилую застройку.

— Лучше застроить территорию «Сибтяжмаша», чем лезть на пустыри «Солнечного» и «Мясокомбината». По сути, завод находится в центре правого берега. Туда не нужно тянуть сети, прокладывать дороги, запускать движение автобусов. Бюджету города проще осваивать участки со сложившейся застройкой, чем вкладывать средства в прокладку теплосетей в микрорайоны за городом, — рассуждает строитель.

Пространство между «Сибтяжмашем» и «Сибсталью» очень похоже на обычную свалку

Возможность запустить на площади «Сибтяжмаша» новое машиностроительное производство Александр Коропачинский оценивает невысоко. По его словам, на это требуются многомиллиардные вложения, но конструкция самих цехов, инфраструктуры «Сибтяжмаша» существенно устарела.

— Нужно признать, что предприятия, как и люди, умирают. Завод был построен по технологии 40–50-х годов. Перестроить печи, трубы — невозможно. Теперь это окружено застройкой. Поэтому цеха нужно снести, а производство размещать за городом.

Для собственника перевод земельного участка из одного назначения в другое сулит многомиллионные прибыли. Еще в 2005 году доктор экономических наук, профессор СФУ Евгения Зандер провела исследование на тему сколько заработают собственники земли под заводами, если там разрешить строить жилые дома или офисы. Расчеты показали, что перевод земель под «Сибтяжмаша» в зону жилой застройки увеличит доход собственника в 40 раз, в зону общественного питания, торговых центров — в 31 раз.

Вид со стороны завода «Сибтяжмаш» в сторону ТЭЦ-1

Правда, расчеты ученые вели исходя из того, что участок будет выкуплен по полной кадастровой стоимости, а не за 2,5%, как требовали в судах предприниматели.

Новейшая история Красноярска знает примеры, когда земельные участки уходили по небольшим ценам в частные руки, а затем шли под застройку. В 2013 году компания «Красноярский завод комбайнов» судилась с мэрией за право купить огромный участок под заводом площадью 60 гектаров за 25,4 миллиона рублей. Кадастровая стоимость участка превышала миллиард, но предприятие настаивало, что имеет льготы на выкуп как предприятие, приватизированное в 90-е. Однако получив землю по льготной цене, «КЗК» не смог развиваться из-за исков от кредиторов. После запуска процедуры банкротства земельный участок отошел компании «Сибиряк». Теперь вместо завода готовится площадка для нового микрорайона.

Следите за новостями в нашей группе «ВКонтакте».
Новости и фото отправляйте 8–999–315–05–05 (WhatsApp, Viber, SMS)
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
26
ТОП 5
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Дарья Дениско
Корреспондент NGS24.RU
Мнение
«Школа строгого режима»: архитекторы объяснили, почему школу на Свободном зря закрыли сплошным забором
Анонимное мнение
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления