Утром 1 ноября в Красноярске задержали депутата Заксобрания Красноярского края Александра Глискова, а уже вечером 2 ноября суд отправил политика на два месяца в СИЗО, пока силовики будут расследовать дело о взяточничестве. Корреспондент NGS24.RU пообщался с красноярским политологом Сергеем Комарицыным и узнал, как дело против Глискова отразится на политической картине в регионе.
— Сергей Гурьевич, решение суда стало неожиданным?
— Нет. Практически на 100 процентов было понятно, что суд определит ему СИЗО, ну или как минимум домашний арест. Такова сегодняшняя практика. Когда возбуждают дело против какого-нибудь чиновника или депутата, изымают документы, допрашивают, проводят какие-то следственные действия — обыски там и прочее, то это может длиться месяцами, если не годами. А вот когда задерживают и тут же возбуждают дело, то обязательно отправят за решетку до суда. Почему так происходит — другой вопрос, но в случае с Александром Глисковым это демонстративное задержание, без «масок-шоу», но тем не менее — сразу же слили оперативную съемку в соцсети, хотя там ничего страшного — ну едут в лифте, однако психологическое давление-то очевидно.
Потом появились чужие старые фотографии денег каких-то, и, что любопытно, один из телеграм-каналов «НеНАШИ» позже установил первоисточник этих фотографий: пару лет назад по другому уголовному делу их публиковало это же управление Следственного комитета на транспорте. Может, конечно, случайность. Но вот это задержание с одновременным возбуждением дела, помещением Глискова в ИВС все-таки означало, что силовики намерены отправить его в СИЗО. Ну а суды, как известно, в таких случаях почти всегда поддерживают силовиков. Вопросы, конечно, остаются — на суде речь шла всего об одном эпизоде. Если это эпизод 2016 года, а силовики, как сообщалось, контролировали процесс, то чего ж такого случилось, что понадобилось так срочно «закрывать» известного человека именно сейчас?
— Вы говорили, что давно идут разговоры о том, что Глисков, видимо, пользуясь своим положением, навязывал кому-то платные услуги.
— Разговоры такие не являются никаким секретом. Время от времени информация просачивалась, причем кроме Глискова назывались и фамилии других депутатов. О чем идет речь? Якобы они настойчиво предлагали не только предпринимателям, но даже муниципальным учреждениям свои услуги информационного и юридического сопровождения. Тут грань очень тонкая, и доказать, что это своеобразный рэкет, вовсе не просто. А может, они сами мечтали работать с адвокатской конторой Глискова? Или прорекламироваться на определенных информационных ресурсах.
— На ваш взгляд, к каким последствиям в красноярской политике приведет задержание депутата Глискова?
— ЛДПР по факту «партия № 2» в крае, хотя у КПРФ депутатов в ЗС больше. В 2018 году ЛДПР победили по партийным спискам в Горсовете. У них неплохие показатели были. В этом избирательном цикле похуже, но в целом у них прочные позиции. Внутри ЛДПР есть противоречия и разногласия, разные группировки. Есть внутрипартийный конфликт между людьми Глискова и людьми [сидящего сейчас в СИЗО вице-спикера ЗС края Сергея] Натарова. Арест самого известного элдэпээровца, самого влиятельного у них там, конечно, не добавит им прочности.
Все их успехи, мнимые или действительные, в значительной степени связаны конкретно с Глисковым, в том числе и с имиджем «народного защитника», «борца со схематозами» — как это, конечно, ни звучит сейчас двусмысленно. С его организаторской деятельностью. Сейчас у ЛДПР довольно разветвленная сеть на территориях, всевозможные штабы, приемные, сторонники. Есть базовые территории — Солнечный в Красноярске, например. Это во многом заслуга Глискова. Он занимался формированием своей политической биографии давно. И внутри партии много заточено под него. Они же так официально и называются — «Глисков и команда». И на выборах слоган такой был.
— То есть арест и уголовное дело против Глискова ударит и по имиджу ЛДПР?
— Ну конечно. Хотя им не привыкать. В ЛДПР вообще самый высокий процент арестованных депутатов среди всех партий, выше даже, чем у «Единой России». А в Красноярске карма какая-то, начиная еще с Олега Коледова — координатора краевой организации, Натаров тоже сидит в СИЗО. А депутату Заксобрания Сергею Титову, арестованному в 2019 году, дали 8 лет колонии. Это, кстати, именно его показания против Глискова сегодня и рассматривались в суде. У них в краевой ЛДПР начальники и депутаты либо в тюрьму попадают, либо перебегают в «Единую Россию» — Побилат, Черных, Кулеш вот тот же, который 1 ноября в своем телеграм-канале заявил, что «подтверждается не только информация о задержании Глискова, но подтверждаются и обвинения в вымогательстве, коррупции и взяточничестве». То есть он уже до суда «подтвердил» обвинения.
— А как, на ваш взгляд, будут развиваться события с уголовным делом Глискова?
— Тут несколько вариантов: может долго тянуться, может, сразу и в суд передадут, как, например, по делам Быкова происходило, а могут и закрыть дело — такое тоже бывало, хотя нечасто и раньше: Владимир Пансков, например, в свое время прямо из СИЗО, просидев полгода и не успев стряхнуть арестантских вшей, был назначен министром финансов Российской Федерации. Хотя это давно уже было. Вот сколько в СИЗО сидит Натаров? По-моему, уже около двух лет. У нас либо очень быстро может быть какое-то судебное решение, либо будут затягивать. Пока речь об одном эпизоде, а если начнут что-то еще предъявлять? В общем, всё возможно.
Что мы знаем о деле Глискова
Уголовное дело на Александра Глискова возбудили 31 октября 2023 года, на следующий день его задержали. Источник NGS24.RU рассказал о позиции силовиков — якобы в 2016–2017 годах Глисков вымогал деньги у Самеда Юсубова, который на тот момент работал заместителем генерального директора госпредприятия «КрайДЭО». По мнению силовиков, депутат получил две взятки: один миллион рублей и пять миллионов рублей. Сам Глисков заявил, что «знать не знает» Юсубова.
Источник NGS24.RU сообщает, что, по версии следствия, Глисков обещал распространить в интернете и в СМИ негативную информацию о деятельности ГП «КрайДЭО», что могло бы привести к увольнению Самеда Юсубова. Деньги Юсубов якобы передал Глискову через Сергея Титова, депутата Заксобрания Красноярского края III созыва от ЛДПР, который ранее уже получил 8 лет за взятку в 2020 году.
Самед Юсубов тоже сейчас находится в СИЗО, его задержали 2 мая 2023 года. Его дело тоже ведут следователи СК на транспорте, как и дело Глискова. Подробнее о самом Юсубове можно прочитать здесь.
Александр Глисков родился в 1972 году, окончил юрфак КГУ (сейчас СФУ), в 2006–2013 годах управлял адвокатским бюро «Глисков и партнеры». С 2008 по 2016 год был депутатом и вице-спикером городского совета Красноярска, с 2016-го стал депутатом краевого парламента. Возглавляет фракцию ЛДПР. На прошедших недавно губернаторских выборах Глисков был одним из пяти кандидатов и занял второе место: Михаил Котюков набрал 70%, а Глисков — 11%.