В Красноярском крае в выборах губернатора будут участвовать сразу пять кандидатов. В отличие от прошлого раза сейчас конкуренцию кандидату от партии власти составляют вполне известные люди, в том числе вездесущий Александр Глисков и первая за 21 год женщина на выборах Ирина Иванова. Впрочем, эксперты, с которыми пообщался NGS24.RU, говорят, что никакой интриги на этих выборах всё равно нет. Узнали, зачем тогда это вообще может быть нужно кандидатам.
Настроен на конкурентные выборы
В середине лета источник, близкий к одной из политических партий в Красноярске, сообщал, что на этих губернаторских выборах планируется «максимальное разнообразие» кандидатов. Лонг-лист желающих поучаствовать в выборах и правда получился довольно пестрым. Их было семеро:
временно исполняющий обязанности главы края Михаил Котюков («Единая Россия»);
депутат Заксобрания Александр Глисков (ЛДПР);
депутат Заксобрания Денис Терехов («Новые люди»);
депутат Заксобрания Ирина Иванова («Зеленые);
депутат Заксобрания Максим Маркерт («Справедливая Россия — Патриоты — За правду»);
депутат Заксобрания Андрей Новак (КПРФ);
и позабытый соратник Анатолия Быкова и бывший депутат Иван Серебряков («Родина»).
Как минимум несколько из этих конкурентов Котюкова имеют какую-никакую известность в крае: Терехов, Иванова и, пожалуй, Серебряков с былыми заслугами. А медийный Глисков, как предполагали эксперты кремлевского «Фонда развития гражданского общества», якобы и вовсе может «создать риски второго тура» для кандидата от партии власти Михаила Котюкова.
Сравните ситуацию, например, с 2018 годом, когда компанию на выборах тяжеловесу Александру Уссу составили экс-депутат Егор Бондаренко из ЛДПР и член избиркома Александр Лымпио из «Справедливой России» — мало кому известные что сейчас, что тогда. Иван Серебряков в тот раз не набрал нужное число подписей, а КПРФ вообще не стала выдвигать кандидата.
— Ну конечно, скорее всего, [в администрации губернатора] попросили, — размышляет о таком рвении кандидатов на этих выборах бывший политтехнолог в беседе с NGS24.RU. — Зачем? Ну для конкуренции, для придания веса будущей победе кандидата от партии власти.
Политический аналитик Александр Чернявский, впрочем, с мнением не согласен и к конспирологии настроен со скепсисом:
— Есть федеральная позиция. И, насколько я понимаю, в администрации президента была установка: ну пусть попробуют все, у кого получится собрать подписи. Это другое. В конспирологию и в то, что это всё игры серого кардинала [вице-губернатора] Сергея Пономаренко, я вообще особо не верю.
Между тем один из близких к горсовету собеседников NGS24.RU поясняет, что при большом числе претендентов проценты голосов за кандидатов просто будут размываться.
— Может быть, оппоненты друг у друга заберут голоса, получат какие-то небольшие проценты, — размышляет он. — А организованные бюджетники при традиционно слабой явке обеспечат основному кандидату требуемый уровень поддержки. А это в районе 60% голосов, чтобы можно было говорить именно о высокой электоральной поддержке.
Чтобы попасть в шорт-лист, то есть стать зарегистрированным кандидатом, до 26 июля участник должен был пройти так называемый муниципальный фильтр — собрать нужное количество подписей депутатов на местах.
По мнению Александра Чернявского, хороший «пакет» муниципальных парламентариев в крае есть у КПРФ, что дает ей возможность без помощи властей «набрать свой, так сказать, вестибюль».
— С остальными партиями, конечно, есть лукавство. Понятно, что если серый дом захочет, то мобилизует определенную часть муниципальных депутатов и убедит единороссов или самовыдвиженцев подписаться за оппозиционного депутата. А если не захочет, то ничего не будет делать, — говорит Чернявский.
Источник NGS24.RU утверждал, что красноярские власти помогали «собирать» подписи для прохождения муниципального фильтра «всем, кроме Серебрякова». Но «отдавать [подписи кандидату] или нет — это уже второй вопрос».
В итоге «не получилось» пройти фильтр у двоих из семи. У, разумеется, Ивана Серебрякова и у Дениса Терехова из «Новых людей», что было довольно неожиданно — и в первую очередь, кажется, для него самого.
— Почему я не стану зарегистрированным кандидатом в губернаторы Красноярского края? Всё просто. Пономаренко не пустил! — сдерживая обиду, объяснял Терехов в своем телеграм-канале.
Сергей Пономаренко ответил на это так:
— [Муниципальный фильтр] — это своего рода защита от разного рода политических авантюристов. Поскольку партия «Новые люди» пока на муниципальном уровне имеет количество депутатов очень похожее на ноль, то и выдвинуться на выборах губернатора Денису Эдуардовичу [Терехову] было тяжело. Уверен, что он это осознавал с самого начала.
При этом у исполнительного директора «8-го канала» Ирины Ивановой из «Зеленых» проблем с подписями не возникло, хотя число муниципальных депутатов у партии в крае тоже, прямо скажем, стремится к нулю. Вице-губернатор Сергей Пономаренко в своем телеграм-канале даже постиронично репостнул сообщение «8-го канала», известного критикой администрации, о встрече Михаила Котюкова с Ириной Ивановой как лидером фракции (сообщений о встречах Котюкова с лидерами других фракций на канале Пономаренко найти не удалось).
По словам источника NGS24.RU, близкого к одной из партий, за несколько дней до дедлайна якобы были сомнения насчет прохождения Александра Глискова. Но он всё же все подписи получил и сдал, а заодно открыто поблагодарил врио Михаила Котюкова за «организационную поддержку»:
— Честно скажу, столкнулись с логистическими сложностями: кто-то из депутатов в тайге, кто-то в больнице, нотариусы в отпуске, главы ставят не те печати. Организационная поддержка администрации губернатора помогла нам преодолеть муниципальный фильтр. Это показывает, что Михаил Котюков настроен на конкурентные выборы.
Выборы губернатора края будут идти три дня — с 8 по 10 сентября включительно. В эти же дни состоятся выборы депутатов городского совета Красноярска, а также довыборы в Заксобрание и Государственную думу по одномандатным округам.
Зачем им это всё
Как настроены на эти выборы сами конкуренты — вопрос. Большинство опрошенных NGS24.RU экспертов, несмотря на прогнозы о возможном втором туре, признали, что никакой интриги с губернаторством нет и в сентябре «заголосуют» врио губернатора Михаила Котюкова.
По словам еще одного близкого к горсовету источника, принимать участие в губернаторской кампании хотели не все. Проблемы с кандидатом, например, были в КПРФ. Лидер красноярского отделения партии Андрей Новак эту ношу вынужденно взвалил на себя, так как никто из «финансово обеспеченных фамилий» и депутатов горсовета участвовать не захотел.
— Потому что это на хер никому не надо — заведомо проигрывать, еще и деньги на это впуливать, — емко объяснил собеседник.
На вопрос, зачем кандидаты вообще идут на априори проигрышную и затратную для себя процедуру, все опрошенные напоминают NGS24.RU про выборы в горсовет, которые состоятся параллельно с губернаторскими в сентябре.
— Я сомневаюсь, что кто-то из оппонентов Михаила Котюкова всерьез рассчитывает на конкуренцию, — говорит Александр Чернявский. — Я полагаю, что они хотят использовать ресурсы, которые дает губернаторская кампания. В первую очередь для помощи своим соратникам на выборах в горсовет Красноярска. Конечно, просто так тратиться на губернаторскую кампанию никто из оппозиционных кандидатов не станет. В этом смысле это деньги на ветер. Но если ты фактически из одного кошелька оплачиваешь две кампании, губернаторскую и в горсовет, то в этом плане всё имеет смысл.
Причем такую же стратегию использует и партия власти. Котюков, например, возглавил партийный список «Единой России» на выборах в красноярский горсовет. Политолог Сергей Комарицын в беседе с NGS24.RU предполагал, что это может даже ударить по имиджу главы края: дескать, не царское это дело и не стоит размениваться по мелочам.
Один из собеседников NGS24.RU, близкий к горсовету, не исключает, что за участие в кампании, где оппоненты размывают друг другу процент голосов в пользу кандидата от власти, кандидатам и политическим партиям «впереди может перепасть что-то хорошее».
— Скажем, места в горсовете [однопартийцам], должности в исполнительной власти, — размышляет он.
Его коллега, впрочем, скептичен на этот счет и язвительно говорит, что из «бонусов» могут быть только «билеты банка приколов».
Так или иначе, с учетом выборов в горсовет на губернаторских состязаниях действительно появляется борьба, считает Александр Чернявский. Правда, не за первое или второе место, а за количество мандатов в горсовет. Губернаторская кампания, по его словам, даст синергетический эффект на выборах в городской парламент. И чем ярче себя проявит кандидат, тем больше процентов в горсовет может набрать его партия. Чернявский выделяет, например, справедливоросса Максима Маркерта, который, к его удивлению, довольно удачно проявлял себя в первой половине лета.
Один из близких к горсовету собеседников, напротив, утверждает, что оппонентам Котюкова, точнее партиям, которые их выдвинули, важно будет занять второе место. Статус «партии № 2» — это борьба за денежных кандидатов, которые не попали в «Единую Россию», куда все по умолчанию стремятся, и которые рассматривают для себя альтернативные пути попасть в депутаты по спискам, поясняет источник.
Традиционно второе и третье места занимают КПРФ и ЛДПР. В 2018-м на выборах в горсовет Красноярска жириновцы заняли второе место после «Единой России». В 2021-м на выборах в Заксобрание было наоборот и второй стала КПРФ. По мнению собеседника, близкого к горсовету, шансов, что коммунист Андрей Новак уступит в этот раз не только узнаваемому Александру Глискову, но и другим оппонентам, довольно много — «с учетом того, что он вообще никак не отсвечивал за годы своего депутатства».
— Чем больше у партии таких [денежных] кандидатов, тем больше денег, — размышляет источник. — Поэтому битва за звание «крупнейшей оппозиционной силы края» — это не про избирателей, а в первую очередь про доступ к ресурсам, благодаря которым функционирует региональное отделение той или иной партии.
Ранее мы рассказывали, кто будет участвовать в довыборах в Госдуму, чтобы занять место умершего Виктора Зубарева.