«Генералов пришел вместе с бородатым охранником и с ходу начал кричать на меня: «Подписывай отказ от дома! Этот дом мой! Вы еще не понимаете, какой ящик Пандоры открыли», — так встречу с земельным королем Евгением Генераловым красноярка Валентина Райкова описывает с дрожью в голосе. Девушка уверяет, что магнат методами из 90-х пытается отобрать у нее новый коттедж в поселке Нанжуль-Солнечный и первым делом в 30-градусный мороз отключил дом от электропитания. Своя версия этой истории у руководителя управляющей компании «Нанж». Но обо всём по порядку.
Дом мечты
Валентина давно мечтала жить за городом. Когда вместе с мужем Иваном стали планировать детей, очень хотелось, чтобы малыши не были ограничены четырьмя стенами квартиры. Просторная детская комната, площадка в собственном дворе, свежий загородный воздух — такую картинку идеальной семейной жизни представляли Райковы. В январе 2020 года они приехали к друзьям на Рождество в поселок Нанжуль-Солнечный и буквально влюбились с него. На семейном совете решили купить дом именно там: близко к городу, есть центральная канализация и свет, дружные соседи и неплохие дороги.
— Мы пришли к застройщику, который работает на территории поселка. Нам сказали: «Вообще не вопрос, вносите залог 100 тысяч, будем строить». На тот момент даже каркаса дома еще не было, только бетонная плита. Где-то на середине строительства мы оплатили стоимость дома целиком, — вспоминает Валентина.
А вот с участком под коттеджем было не всё так просто. Первоначальный владелец земли Сергей Дробышев продал его женщине по имени Татьяна Борисова. Она оформила участок в собственность, но расплатилась не полностью, и земля осталась в залоге у Дробышева. В этой ситуации Райковы согласились на сделку. Они закрывают долг Борисовой перед Дробышевым, через суд устанавливают правопреемственность на землю и после оформляют территорию и дом на себя через Росреестр. Только когда коттедж уже был достроен, начались необъяснимые вещи.
Появление Генералова
— Внезапно Татьяна Борисова, с которой мы заключали договор купли-продажи и акт приема-передачи, умыла руки. К тому времени мы целиком расплатились с ней за землю и дом. И даже успели сходить на первое заседание суда по снятию обременения. Борисова позвонила мне и сказала, что теперь она не при делах, а все оставшиеся вопросы мы должны решать с Алексеем Ширкиным, — рассказывает Валентина.
Алексей Ширкин — тоже важный участник этой запутанной истории. Он — руководитель управляющей компании «Нанж», которая обслуживает более 500 частных домов поселка Нанжуль-Солнечный. Его компаньона, второго руководителя УК, зовут Алексей Овчинников, и он, по словам Валентины, отец той самой Татьяны Борисовой.
— Следующий телефонный звонок мне поступил от Алексея Ширкина. Он сказал, что мы должны отказаться от договора купли-продажи и, соответственно, от всех претензий на дом. Я в шоке. «Почему?» — спрашиваю. И тут Ширкин мне заявляет: «Меня шантажирует Евгений Генералов. Я должен ему денег. Дом и участок, который вы купили, был ранее продан ему», — рассказывает Валентина.
Девушка не поверила ни единому слову. Она заказывала выписку из ЕГРН, своими глазами видела, что собственником является Татьяна Борисова. Да и вообще, как дом мог быть продан ранее, если строился он на глазах Райковых за их собственные деньги? Ширкин умолял Валентину прийти на встречу с Генераловым. Якобы там она получит ответы на все свои вопросы.
Кто такой Евгений Генералов
Евгений Генералов — известная персона в Красноярске. Правда, чаще всего этот персонаж попадал в новостные сводки в связи с различными скандалами. Земельный король скрывает свое лицо, его фото не найдешь в интернете.
В 2015 году он стал собственником огромной территории в Емельяновском районе. В 90-е это были земли проектно-строительной фирмы «Усадьба», которые размежевали и продали под индивидуальное жилищное строительство. Генералов стал обладателем минимум 300 земельных участков общей площадью около 52 гектаров. На картах и в документах они были обозначены в качестве дорог. В 2018 году, когда Солнечный и окрестности стали активно заселяться, на его участки был наложен публичный сервитут.
Публичный сервитут — это официальное разрешение на пользование частным земельным участком. Территорией, на которую наложен публичный сервитут, может пользоваться неограниченное число лиц. При этом сам участок остается в собственности владельца.
Из этого же постановления администрации Красноярска следует, что по соседству с Генераловым в Нанжуле-Солнечном крупными участками владеют тот самый Сергей Дробышев — первоначальный хозяин земли под домом Валентины, Алексей Овчинников — соучредитель управляющей компании «Нанж» и даже сама управляющая компания «Нанж», а также еще несколько физических лиц. Свою связь с ПСФ «Усадьба» Генералов отрицает.
Еще в 2015 году, когда поселок Нанжуль-Солнечный только начал формироваться на землях Генералова, из дорог общего пользования он внезапно решил сделать участки для нового строительства. Там, где раньше были подъезды к домам, стали строиться заборы и новые коттеджи. Подробнее об этой абсурдной истории можно почитать здесь.
Впритык к землям Генералова строились высотки в Солнечном. Такое соседство принесло много бед жителям микрорайона. То дорогу нечистотами им зальет, то дорогу к многоквартирному дому перекроет. А при попытке мэрии выкупить хотя бы часть земель в интересах красноярцев такую цену заломит, что городская казна не выдерживает.
Встреча с земельным королем
Вернемся к Валентине и той самой встрече с Генераловым.
Валентина пришла в назначенное Ширкиным время. Генералов явился не один, а в сопровождении бородатого мужчины, которого назвал службой охраны. Эта угрожающая компания сразу напугала девушку. Она, признается, думала, что увидит какого-то старого деда, но перед ней стоял довольно-таки молодой мужчина. А потом земельный король стал выдвигать требования.
— Он стал подсовывать мне бумагу, кричал: «Подписывай быстро вот это соглашение, потому что этот дом мой!» А Ширкин тем временем показал мне какой-то липовый договор якобы с моей подписью на отказ от дома. У меня есть фотография этого договора, я передала ее в полицию. И он, глядя мне в глаза, заявил: «Мы всё равно этот дом получим любыми путями», — вспоминает Валентина. — Мне вообще кажется, что это какая-то схема, в которой замешаны они все: Борисова, Ширкин и Генералов. И у каждого из них своя роль.
Когда Валентина категорически отказалась что-либо подписывать, она услышала еще один пугающий приказ Генералова.
— Он сказал Ширкину: «Чтобы завтра этот дом был отключен от всех коммуникаций!» А потом уже мне говорит: «Перекопаю тут всё, свет вырубят, и вы же съедете из этого дома!» А вдогонку добавил: «Вы еще не понимаете, какой ящик Пандоры открываете, потому что этот дом мой», — девушка ежится от воспоминаний. — Знаете, я думала, что 90-е годы давно позади. И я видела такое только по телевизору, когда приходят бандиты и отжимают квартиры. А теперь 90-е пришли в мой дом.
Ночные гости
Когда Валентина возвращалась с этой встречи, Генералов вместе с охраной поехал за ней. После того как девушка забежала в коттедж, бизнесмен подошел к электрощитку и что-то сказал своим сопровождающим. Всё это зафиксировала камера видеонаблюдения, установленная на доме Валентины.
Райкова позвонила в полицию, пожаловалась на угрозы. Валентину попросили подождать участкового, который в итоге так и не явился. Зато под покровом ночи приехали двое неизвестных, покрутились возле щитка, и свет в доме пропал. Остановился электрокотел, стены и полы начали остывать, в 30-градусные морозы семья осталась замерзать в бетонной коробке.
— Самое ужасное, что сейчас мы ничего не можем сделать. Так как мы до сих пор не собственники дома, мы не успели заключить на свое имя договор с ресурсоснабжающей компанией. При этом я неоднократно приходила в управляющую компанию «Нанж» и просила оформить договор на меня, официально подключить сети, чтобы я законно пользовалась электроэнергией и оплачивала ее. Но там постоянно оттягивали этот момент, теперь я понимаю почему, — говорит Райкова.
Жизненная необходимость
Есть еще один важный момент во всей этой истории, с помощью которого оказывается давление на хозяйку дома. Валентина — инвалид. Несколько лет назад в автоаварии она лишилась ноги. Полноценную жизнь девушке помогает вести современный электропротез, который заряжается от розетки. Когда свет в доме Райковых пропал, Валентина фактически лишилась мобильности. Сейчас она пытается передвигаться на костылях, но без своего протеза большую часть времени она вынуждена сидеть в доме как заложница. Конечно, есть генератор. Правда, из-за него в сети такие скачки напряжения, что заряжать дорогостоящий протез девушка не рискует.
Журналисты NGS24.RU обратились к бизнесмену Евгению Генералову с просьбой прокомментировать всю эту ситуацию, но он, услышав адрес дома и фамилию Валентины, просто бросил трубку, а потом и вовсе перестал отвечать на звонки. В прокуратуре и полиции попросили направить журналистский запрос, что мы и сделали. Надеемся, ответы будут. В том числе почему участковый уполномоченный так и не пришел после сообщения об угрозах.
Единственным, кто согласился на короткий разговор с журналистами, стал руководитель той самой управляющей компании «Нанж» Алексей Ширкин. Правда, на вопросы он отвечал очень выборочно:
— Я не буду комментировать ничего по поводу самого дома. Скажу только, что поступил звонок с Энергосбыта о том, что этот дом незаконно подключен к сетям. После этого поступила из сетевой компании информация об отключении этого дома. Всё. То есть они просто воруют электроэнергию. У них нет на руках ни одного документа и отсутствует счетчик.
— Понятно. А для чего проводилась встреча с участием Евгения Генералова?
— По этому поводу ничего не буду говорить. Пусть разбираются правоохранительные органы. Я там действительно был, но постольку-поскольку. По сути, не имею к ней никакого отношения. У меня у самого никакого личного интереса там не было. Пожалуйста, пришлите мне свои вопросы на электронную почту, и тогда я отвечу.
Редакция NGS24.RU направила список вопросов в управляющую компанию «Нанж» и Алексею Ширкину лично. Также мы не оставляем попыток дозвониться Евгению Генералову. Валентина и Иван Райковы планируют добиваться справедливости в суде, а также при содействии правоохранительных органов.