Красноярск привыкает жить в новой реальности — в ней QR-коды о вакцинации или перенесенном коронавирусе стали необходимостью для посещения большинства общественных мест: театры, кино, кафе, спортивные соревнования. Власти, вплоть до губернатора и президента, пытаются всячески убедить людей привиться, в том числе за счет новых ограничений. Но на радикальные меры в Красноярске пока не идут, помалкивая насчет, например, общественного транспорта. А там тем временем регулярно возникают масштабные потенциальные очаги распространения коронавируса. И, как выясняется, могут возникать в будущем.
Главный редактор NGS24.RU Андрей Затирко сегодня утром, 16 ноября, попал в самый эпицентр столпотворения в автобусе № 11 муниципального перевозчика «КПАТП-5», где услышал всё, что о властях думают жители Покровского.
08:17 утра, я протискиваюсь в автобус № 11 «3-я Дальневосточная» — «Молодежная» на остановке «Улица Мартынова» в микрорайоне Покровский, вместе со мной еще человек 20 — при этом внутри уже тесно. До «погружения» я простоял на остановке минимум минут 15, при нормальном графике движения автобусов — один в 10 минут.
— Девушка в середине. Да, вы, в серой шапке, ну подвиньтесь немного... А если бы вы остались там, на остановке? — кричит в центр салона грузная женщина, которую прижимают к двери.
Автобус медленно движется по Покровскому — здесь остановок достаточно много, по одной в каждом квартале. Нам предстояло проехать еще пять до выезда на Шахтеров, но салон уже прилично забили.
Я стою в самой серединке центральной площадки, ухватиться за поручень не получается, но и не надо — толпа ласково обтекает меня со всех сторон, не позволяя упасть. При этом ситуация не кажется совсем уж критичной — я езжу на 11-м маршруте стабильно раз-два в неделю, и сталкиваюсь примерно с такой толкучкой где-то раз-два в месяц.
Подъезжаем к следующей остановке — «микрорайон "Покровский"». С нее в салон пытается подняться еще человек 10–15, и большинству удается. Кто-то сильно надавил мне в спину, пришлось упереться в поручень, чтоб не упасть. Дверь закрылась попытки с пятой.
— А у кого-нибудь здесь есть куар-код? — смеясь, впихивалась внутрь девушка, пока другие пытались удержаться внутри.
Я пробежался глазами по салону, пересчитав по головам стоящих пассажиров, которых увидел, — остановился где-то на 60–65, еще около 20 человек сидели. Казалось, что больше людей в автобус не поместится. Я ошибался.
Следующая остановка — «Улица Линейная (Мужества)». Дверь еле открылась, к ней подступили еще человек 15–20. Шансов попасть внутрь у них было немного, но страх получить на работе за опоздание творит чудеса. Только на нашу центральную площадку поднялись еще человек пять, закрыв любую возможность передвигаться. Кондуктор застряла где-то на передней площадке.
В салоне начали сдавать нервы. Сначала по нему прокатилась волна истерических смешков и замечаний.
— Новобрачные так не спят, как мы стоим в автобусе… Зато кафе закрыли, — с сарказмом замечает только вошедшая девушка.
— Кафе не закрыли, там куар-коды ввели, — поправляет ее подруга, улыбаясь.
А затем мужик со вчерашним перегаром, с трудом продираясь к двери, не выдержал:
— Где кондуктор? — почти заорал он. — Вы че, *****, не могли два автобуса в 8 отправить? Только деньги и можете собирать.
— При чем тут кондуктор, это не она автобусы отправляет, — заступился за работницу женский голос с передней площадки.
Следующая остановка была в частном секторе Покровки — к счастью, там было немного желающих доехать до центра, но и никто особо не вышел. Автобус двинулся дальше, женщины рядом мирно хихикали над ситуацией, мимо них еле протолкнулась смурная дама, которая явно не видела в ней ничего смешного.
— Пропустите, че толкаешься, ****, — жестко выругалась она. А, уже уходя, добавила. — Страна дураков и уродов.
Автобус едва докатился до Шахтеров, там напряжение чуть спало — несколько человек вышли, и «в банке» стало чуть просторнее. Кондуктор — девушка с терминалом в руках — наконец смогла вернуться с передней площадки на центральную.
— Как вас подставили сегодня, — посочувствовала ей одна из пассажирок.
— Я сегодня в первый раз, — робко ответила кондуктор.
— О, не повезло. Сегодня не вышли два автобуса — в 08:00 и 08:10, и в ваш, на 08:20, залезли все. Но так бывает редко, — успокоила ее женщина.
— Ага, я постоянно так стою, — возмутилась девушка в черной шапке в районе двери.
На остановках «Марковского» и «стадионе Локомотив» вышла основная часть толпы, дальше автобус побежал резвее.
Комментарий мэрии
В Департаменте транспорта администрации Красноярска сегодняшний коллапс на 11-м маршруте объяснили несколькими причинами. Во-первых, заболели и не смогли выйти на маршрут сразу два водителя — из-за кадрового голода в сфере резерва для их замены не было.
Во-вторых, пассажиропоток на 11-м маршруте вырос в принципе из-за закрытия маршрута № 32, где перевозчик не выпускал автобусы на линию. Продленный маршрут № 64 зайдет только 20 ноября — оперативнее это сделать было невозможно.
— У нас сегодня там стоял контроль, и он зафиксировал сбой на линии. На маршруте заявлен интервал в 9–12 минут в часы пик, интервал вырос до 20. Пассажиры на остановке накопились, и все они вошли в этот автобус. В итоге там у двух автобусов такая наполняемость получилась — 4,5 по нашей транспортной 5-балльной шкале, — объяснили в департаменте.
При этом в ведомстве добавили, что за 11-м маршрутом еще с октября, когда были последние жалобы на наполняемость, следит дополнительный контроль, там есть резервный автобус для часа пик. По данным дептранса, это ситуацию выровняло — жалоб до сегодняшнего дня не было.
В мэрии также уточнили, что все подобные инциденты внимательно разбираются, и перевозчик несет ответственность в случае, если его вина в столпотворении будет доказана. В ситуации с муниципальным перевозчиком — речь идет про лишения руководителя части зарплаты.