С прошлого года Норильск регулярно появляется в лентах федеральных СМИ, причем в основном в негативном ключе: тут разливается топливо, рушатся промышленные цеха, сходят лавины. В соцсетях шутят, что к городу нужно приложить подорожник. Мы решили разобраться, так ли плохо жить в самом северном крупном городе России (с населением более 150 тысяч человек). Почему одни сюда рвутся на вахты, другие стремятся перебраться на материк и забыть о Норильске. И удастся ли многомиллиардной программе реновации восстановить сильно обветшалую инфраструктуру.
Попасть в суровый промышленный моногород можно только самолетом. Или в короткий срок навигации по воде, через Дудинку. Это один из пяти самых северных городов мира с численностью населения больше 100 тысяч человек.
Морозы в 56 градусов, сугробы в несколько этажей, полярная ночь и чарующее северное сияние для норильчан — дело привычное, а лето тут очень короткое. Из-за близости в 300 км к Северному полярному кругу вечная мерзлота уходит вниз на 300–500 метров под землю. Арктические условия повлияли на все сферы города — на историю, жилье, работу техники, цены и прочее.
История города
Норильску как городу 68 лет. Однако первое упоминание о нем на российских картах датируется 1884 годом, после задуманного еще Петром I поиска морского пути. Спустя почти 40 лет, в 1920 году, месторождения будущего рабочего поселка отправилась изучать экспедиция группы геолога Николая Урванцева. Они и построили первый деревянный домик, который сохранился до сих пор.
Строился город ссыльными заключенными из десятков местных лагерей. По данным мэрии, через них прошли 500 тысяч человек. Был среди них даже супруг Ахматовой Николай Гумилев. С 1935 по 1956 годы они трудились на рудниках норильского комбината, медного и механического заводов, строили дороги, дома. К 1953 году в Норильске были построены все объекты инфраструктуры: больницы, школы, стадион, клубы, кинотеатр. А из 77 тысяч населения на тот момент 68 тысяч были заключенными.
Что из себя представляет город сегодня?
Сегодня Норильск — это 30 кв. км Арктики, куда входят несколько районов-городов: Кайеркан, Талнах, жилое образование Оганер, поселок Снежногорск. Население за годы выросло до 180 тысяч человек. При этом треть, больше 60 тысяч, работает на предприятиях заполярного филиала «Норильского никеля».
— Норильск с середины XX века является одним из крупнейших промышленных центров не только на полуострове Таймыр, но и во всей России: никель, медь, кобальт и драгоценные металлы — основная продукция норильских перерабатывающих комбинатов, — гласит сайт местной мэрии.
Образ застройки Норильска сложился благодаря архитекторам и профессорам, также оказавшимся здесь в лагерях. Центр города, Ленинский проспект — это мини-копия питерского Невского, дворы которого от метелей защищают дворы-колодцы. По такому принципу прятали детсады в домах-подковах ветряного Солнечного в Красноярске.
Застройка получилась смешанная: тут можно найти «сталинки», стоящие на скальных породах, современные дома с вмерзшими в вечную мерзлоту свайными полями. В «старом городе» остались одно-, двухэтажные дома лагерной застройки. По словам бывавшего здесь красноярского фотографа Сергея Филинина, чтобы разнообразить серые пейзажи, иногда фасады домов украшают тропическими рисунками с пальмами.
Особенности города: рассказы жителей о родных краях
Суровый климат и изолированность накладывают свои отпечатки на жизнь норильчан. Например, в городе практически не угоняют автомобили — их просто некуда увозить. «Улицы и доpоги есть только в чеpте гоpода, дальше — бескрайняя тундра», — объясняют в мэрии.
Старые машины здесь вообще принято бросать в огромных сугробах во дворах, чтобы не тратиться на утилизацию. От чего страдают коммунальщики, которым ювелирно нужно разгрести сугробы высотой в 3–4 метра.
Теперь уже красноярка Оксана Хикматулина родилась и прожила в Норильске до 25 лет, но вспоминает о нем с теплом. Последний раз она была там 6 лет назад в командировке в качестве журналиста.
— Это невероятный город, там всегда экстремальные ситуации: экстремальные морозы, экстремальная пурга — мы можем там передвигаться, не прилагая никаких усилий. Было обычным делом выйти из автобуса в сильный ветер и бежать, пока не упрешься в первый дом, который встретит тебя на пути. Для нас, северян, не проблема в 40 градусов мороза есть на улице мороженое, — с ностальгией вспоминает девушка.
Помидоры — 800 рублей, огурцы — 900 рублей — типичные ценники для Норильска. Доставляют продукты сюда в основном летом с навигацией или самолетами. А вот в советское время снабжение было особенным и на полках магазинов можно было найти то, чего не было даже в Красноярске, рассказывает Оксана Хикматулина. С перестройкой, как и везде, пришел дефицит.
— Если погода нелетная, город отрезан от мира… Там нет ферм, мясо замороженное, охлажденное привозят летом. Надо смотреть на сроки годности, потому что возить продукты туда — дело не очень выгодное. Пока закрыты порты, они могут испортиться. Какие-то сыры с маленьким сроком годности, йогурты до нас не доходят. Теплиц в моем детстве не было, сейчас, знаю, есть парники, и там выращивают овощи и фрукты, — делится собеседница. — У меня папа был рыбаком и охотником с лицензией. Дичь, оленина всегда были в доме, все деликатесы типа икры хариуса. И сейчас очень скучаю по этому. В Красноярске нигде не делают сагудай так, как я люблю, по-настоящему. Все это интерпретация.
Все, кого в Норильск привели командировки или иные цели, первым делом вспоминают жуткий смог, от которого не спасают даже закрытые окна. Однако Оксана, например, говорит, что в ее детстве там было гораздо хуже с экологией:
— Экология стала получше со времен, что я там жила. Я помню времена, когда я была маленькой, было больно дышать дома. Стеклопакетов тогда не было. При закрытых окнах я укрывалась одеялом, были неприятные ощущения в легких, — вспоминает она.
В отличие от Красноярска и уже Новосибирска Норильск может похвастаться собственным аквапарком. Получается, он самый северный в мире. Судя по сайту, по сравнению с морозами, цены не кусаются: 100 рублей за полноценный день для взрослых, 200 рублей — за детей.
Местные жители среди плюсов города называют большие зарплаты. Доход в 25 тысяч тут считается очень низким, столько получают продавцы и работники сферы услуг. Средний — около 60 тысяч рублей, больше всех зарабатывают работники промышленных предприятий — от 100 тысяч и выше. При этом Оксана вспоминает, что раньше зарплаты отличались от материковых еще сильнее.
— Мы не чувствовали себя круто в Норильске, но чувствовали себя так на материке, когда приезжали в отпуск. Зарплаты на тот момент отличались значительно, мы могли позволить себе хорошо отдохнуть, всё покупали, как сумасшедшие, потому что там все ограничено. Были моменты, когда мы везли с собой из отпуска картошку, капусту, арбузы, зеленые помидоры и все они дозревали в диване. Все норильчане это делали. Помню, как перли эти сумки в метро Москвы, потом сидели несколько дней в аэропорту, потому что погода нелетная. Все норильчане общались между собой, играли в карты, хорошо помню это время. Там очень классные люди, которые любят свой город. Но если выбирать Норильск или юг, то я туда — только по работе, — признается девушка.
У большинства жителей материка сложился образ Норильска как города вахтовиков, куда приезжают за большими деньгами. Однако представитель заполярного филиала «Норникеля» называет это заблуждением. Сам промышленный гигант приглашает специалистов, в том числе молодых, на постоянное место жительства, предоставляя жилье и компенсируя его стоимость за 3 года. Это около 2 тысяч человек в год — горняки, металлурги, инженеры, водители, газоспасатели и многие другие профессии. Зарплата зависит от категории должности, но стартует от 100 тысяч рублей. Рабочие получают в среднем около 140 тысяч рублей, руководители, специалисты и служащие — 180 тысяч.
— Вахта — это не наша история, нет задачи сделать Норильск вахтовым городом. Почему много вакансий вы видите? Потому что большие объемы работы, сроки тоже сжаты, соответственно, нужно большое количество работников, — объясняет собеседник.
Вахтовики, конечно, есть, но чаще это сотрудники подрядных организаций из строительной отрасли. К примеру, сейчас в Норильске построен вахтовый поселок для строителей нового серного проекта на 1,2 тысячи проживающих сотрудников — для 180-тысячного города это и правда немного.
На портале trud.com зарплаты для вахтовиков в Норильске стартуют с 74 тысяч рублей в месяц. Такую сумму, например, обещают простому охраннику. Работодатель предоставляет проживание с питанием и спортзалом. Инженерам с опытом от двух лет обещают уже 84 тысячи. Автокрановщику — 120 тысяч, начальнику участка в нефтегазодобывающей промышленности — 170 тысяч.
Плюсы и минусы города нынешние жители описывают по-арктически сухо.
— Плюсы. У нас очень дружный город, каждый может помочь, почти все в Норильске работают в одной компании — «Норникель», выше зарплаты, низкая цена на недвижимость, компактность, все относительно рядом: и школы в двух шагах, и магазины. На предприятиях большой отпуск — 2 месяца, для материка — это настоящая роскошь. На этом плюсы заканчиваются. Недостатки: очень холодно, лета практически не бывает, у нас очень часто газ, дышать почти нечем, — делится с нами Данил.
Другой откликнувшийся на наш вопрос житель, Максим, с ним почти солидарен:
— Плюсы: хорошая зарплата, возможность заработать северную пенсию, компактность города, много школ, садов детских, хороший соцпакет у «Норильского никеля». Минусы: холод, нет лета, плохая экология, большая удаленность от материка.
Что будет с городом дальше?
В последние 30 лет в Норильске новое жилье почти не строилось, а многие дома стоят заброшенными. Так, например, выглядел поселок Алыкель, где военные построили целый городок с казармами, столовой, клубом, но так туда и не заехали. В итоге недавно все девятиэтажки превратились в груду мусора — их снесли. На очереди — последняя пятиэтажка.
Если не принять оперативные меры, в ближайшие годы около 30% домов станут непригодными для проживания, заявляли еще в 2018 году власти Красноярского края. Тогда же начали говорить о масштабной программе реновации.
Прошлый мэр Норильска Ринат Ахметчин на КЭФе, пописывая соглашение с СФУ, говорил, что новостройки влетят в копеечку. Вести строительство в зоне вечной мерзлоты и доставлять материалы, оборудование очень дорого. Стоимость квадратного метра получается такой же, как в Москве на 2018 год, — порядка 100 тысяч рублей. По приблизительным подсчетам, 9-этажный трехподъездный дом может обойтись в полмиллиарда рублей.
Осенью прошлого года развернулись масштабные споры вокруг программы и сумм на ее реализацию — детали были описаны слишком пространно. В них включились даже члены Совета Федерации и замминистра строительства России, наведовавшиеся в Норильск. В итоге, когда избранного в январе уже этого года мэра Дмитрия Карасева попросили подписать документ, он отказался. Аргументируя тем, что не все суммы заложены в бюджете и согласованы всеми четырьмя сторонами. Возможно, на ситуации сказалось принятое в эти же дни решение суда о взыскании с «Норникеля» 146 миллиардов за ущерб от розлива дизтоплива в мае 2020 года.
В итоге 20 февраля все участники подписали соглашение — сошлись на 120 миллиардах рублей. 20 из них выделят до 2024 года, остальные — до 2035-го. Губернатор Александр Усс настаивает, что нужно около 200.
Кто сколько заплатит из итоговой суммы, сейчас неизвестно. Но изначально планировалось, что «Норникель» возьмет на себя половину затрат, еще 40% даст федеральный бюджет, остальные 10% — Красноярский край и Норильск.
По задумке, в течение 15 лет планируют расселить более 9 тысяч семей. Снесут 23 дома с гостинками и 20 пятиэтажных домов из газозолобетона в центре Норильска и Талнахе. Имеющие право и нуждающиеся в переселении норильчане будут отправлены в регионы с более благоприятным климатом.
В мэрии Норильска нам уточнили, что деньги также пустят и на модернизацию ЖКХ: за 4 года стабилизируют грунты под многоэтажками и соцобъектами, благоустроят дворы, построят спортзал на 1100 мест, детсады в Оганере (270 мест) и Кайеркане (236 мест), поликлинику на 1297 посещений в смену. Кроме этого, планируется строительство плотины на реке Норильской и пожарного депо.
К реализации программы планируется приступить уже в этом году, но осязаемый результат можно будет увидеть, вероятно, только ближе к концу десятилетия. Тем не менее, даже несмотря на существующие проблемы и общий упадок, город на многих и сейчас навевает какую-то свою романтику.
— Норильск — очень интересный и своеобразный город, город с неповторимым северным индустриальным колоритом. Честно говоря, я не могу представить себя его жителем, но люди живут здесь поколениями и никуда не собираются уезжать. Хотя Норильск совсем не туристическое место, в любом случае посетить его было очень интересно, и если есть такая возможность, ее не стоит упускать! — советует красноярский фотограф Сергей Филинин.