Мэр Красноярска решил погулять по городу с московским блогером. Мы решили подыскать им маршрут
В Красноярск приезжает московский блогер, специалист по архитектурному планированию Илья Варламов. В своём блоге Илья часто сравнивает города по степени комфорта и подробно разбирает инфраструктуру российских мегаполисов.
Прежние визиты московского гостя в Красноярск нередко заканчивались жаркими спорами. Варламов критиковал плотную застройку «Белых рос», каменные джунгли на «Взлётке», а летом 2016 года он прогулялся по красноярской набережной и назвал её позором города. Он ужаснулся обилию кальянщиков, отсутствию пандусов и отсутствию здесь мест для прогулок: всё пространство отдано под парковку. Часть красноярцев согласилась с мнением блогера о набережной, кто-то стал доказывать, что и так сойдёт. Тогдашний мэр Акблулатов заявил, что всё это «претензии заезжего гастролёра». Тогда Варламов задумался над вопросом: «Не возбуждают ли красноярского мэра заборы?». Дискуссия о заборчиках на Мира длилась почти год.
Вступивший осенью в должность мэра Сергей Ерёмин, видимо, извлёк выводы из поведения Эдхама Акбулатова. Варламова пригласили на Красноярский экономический форум, мэр с удовольствием читает книги блогера и благодарит его за новые взгляды.
А несколько дней назад Варламова пригласили погулять по Красноярску вместе с мэром. Мы решили помочь нашему градоначальнику и московскому гостю с маршрутом. Захватив фотоаппарат, мы прошлись по тем местам города, где ровно 2 года назад гулял Варламов, и решили посмотреть, успели ли чиновники сделать эти места олицетворением комфорта, о котором они любят говорить.
Начинаем путешествие по городу с «Зелёной Рощи».
Выходя из автобуса, вы сразу погружаетесь в атмосферу рынка. На прилавках под открытым небом соседствуют рассада, женские лифчики, бижутерия, белорусский трикотаж. В тени красуется магазин алкогольных напитков с лаконичным названием «Пятница». Борьба за снос павильонов, развернувшаяся в центре, обошла стороной этот уголок Красноярска.
В 2016 году Варламов предложил превратить это здание в «памятник варварству людей начала XXI века». Видимо, кто-то в Красноярске воспринял эту шутку как буквальную инструкцию к действиям. За 2 года здесь не изменилась ни одна вывеска. Судя по окрестным дворам, кто-то решил превратить этот участок города в заповедник — старый, покрытый трещинами асфальт, детские площадки из ржавой арматуры и некошеная трава, смахивающая на коноплю.
Два года назад москвич Варламов мечтал о том, что в Красноярске появится свой Собянин, который снесёт ларьки.
Сам снос павильонов превратился в политический триллер. Владельцы павильонов судятся с мэрией. Уполномоченный по правам бизнеса требует приостановить снос до решения суда. Толпы негодующих павильонщиков перекрывали улицу города. А краевые депутаты подозревают, что уполномоченный по правам бизнеса защищает владельцев павильонов не просто так, а потому что часть павильонов в центре принадлежит его супруге.
Пока общественники ходят в рейды, а чиновники и павильонщики выясняют, кто из них прав, — обочины главных дорог превращаются в руины. Остатки павильонов можно увидеть и в центре, и на Партизана Железняка, и на Красрабе. На уборку остатков, 220 павильонов, в бюджете заложено 65 миллионов. Но следов этой работы пока не видно. Сложно представить, какие пробки ждут красноярцев, когда власти начнут одновременно менять асфальт на одних участках города и благоустраивать тротуары от остатков павильонов на других.
Илья Варламов — один из самых известных адептов развития общественного транспорта. В прошлый визит от его взгляда не укрылись старые остановки с металлическими лавочками из труб. Такие и сегодня можно увидеть в нашем городе. «Примерно так в Европе делают преграды на дорогах для скота. Чтобы с поля коровки не убежали, на просёлочной дороге делают такую вот решётку», — описывал Варламов лавочку.
В прошлом году в центре появились новые остановки. С лавочками там всё ок — сидеть на деревянных конструкциях осенью, конечно, удобнее. Но вот вид остановок вселяет уныние, а история их появления выглядит как один большой скандал. С первых же дней установки горожане сетовали на некачественную сборку. Уже в ноябре, то есть спустя несколько дней после установки, мы заметили, что конструкции выглядят шатко — пластиковые стёкла шатаются, отовсюду торчат болты. Глава компании-подрядчика не мог толком объяснить, кто же устанавливал эти конструкции. Представители производителя «Вариан999» всю вину возлагали на сборщиков и установщиков. Мэрия попыталась судиться с подрядчиками, однако это не помешало им выиграть тендер на установку бордюров на Ленина.
Пока на главной магистрали на «Взлётке» кипит ремонт, тротуары остаются вне поля зрения городской власти.
«К счастью, я приехал в хорошую летнюю погоду, но, судя по всему, улицы не везде принято убирать», — писал про этот участок Варламов в 2016 году. За 2 года, судя по фотографиям, изменилось тут мало что. Например, вырос ларёк с печатью.
Увидев это место 2 года назад, Варламов и поинтересовался: «Эдхама Акбулатова возбуждают заборы?». Московскому визитёру показалось, что любовь к оградкам попахивает фетишем. Сергей Ерёмин распорядился снести лишние ограждения. К лету дорожники умудрились снести 6 километров пешеходных ограждений, но до «Взлётки», судя по всему, не дошли. На перекрёстке у Молокова по-прежнему целый лабиринт — заборчиком обнесена каждая клумба.
Трава в клумбах заботливо подстрижена. Но вот на газонах по 78 Добровольческой Бригады её никто не косит. Полыни здесь — по колено взрослому красноярцу.
Как и в 2016 году, днём у подъездов здесь можно увидеть мешки с мусором. Мешки с объедками и отходами расставлены прямо под объявлением не складировать мусор.
Перемещаемся в «Покровский».
«В Красноярске любят сдать район, не сделав дороги. Хорошо», — зло шутил Варламов про этот дворик. За 2 года дворовой проезд здесь не сделали. Выезд из дома лежит по гравийке.
От патрулей участок надёжно скрывают глухие ограждения. За ними кучки пивных бутылок, лежаки и следы костров.
Со стороны кажется: заглянешь во двор, увидишь большую детскую площадку, как в старых дворах Красноярска. Но нет. Площадка ютится на нескольких квадратах. А в центре двора огромный кусок обнесён заборами. Надпись гласит, что здесь появится многоэтажный дом. Но строительная техника не работает.
«Интересно, можно ли такое встретить хоть в одном нормальном городе? Сначала тихие улицы превращают в шоссе, потом ставят звукоизолирующие панели, чтобы хоть как-то можно было жить. Вы совсем там с ума посходили? Нужно не от шума жителей защищать, а снижать скорость, успокаивать трафик, высаживать деревья и приводить улицы в порядок», — так в разное время писал про эти экраны Илья Варламов.
Отдельно он высказывался и про внешний вид этих ограждений. С 2016 года экраны «Покровского» претерпели только одно изменение — с них исчезла реклама квартир по часам, микрокредитов и работы на дому. Вместо объявлений на пластике следы засохшего клея, кусков бумаги.
На достигнутом городские власти останавливаться не намерены. За 14 миллионов рублей огромные экраны решено установить на Свердловской, Маерчака и Лесопарковой.
«Взлётка» считается деловым центром Красноярска. Цены на двухкомнатные квартиры в соседнем Лазурном берегу колеблются в пределах 7 миллионов. Однако прогулки здесь превращаются в квест. Удастся ли пройти между домами или уткнётесь в бетонный забор? Ограждения между строительными площадками тянутся через весь квартал Молокова – Алексеева у «Планеты».
Можно в Красноярске отыскать и портал в 80-е. В районе улиц Песочной и 26 Бакинских Комиссаров время остановилось.
Обилие общежитий, мигрантов, работников рынка КрасТЭЦ придают колорит этому уголку Красноярска.
«Милая (на самом деле нет) красноярская традиция — выставлять мусорные баки прямо к подъездам. Выходишь, а тебя встречает зловонная помойка и говорит: "Доброе утро! День начинается!". Хочется улыбнуться и пойти на работу! Если красноярец выходит из дома и не видит рядом с дверью мусорного бака, он кидает мусор просто себе на крыльцо. То, что помойка убежала на 5 метров, его не смущает», — ехидничал Илья в своём блоге жарким летом 2016 года.
Этим летом администрация Красноярска рассчитывает отремонтировать полторы сотни дворов Красноярска. Участка Красноярска на правобережье — улиц 26 Бакинских Комиссаров, 2-й Краснофлотской, Песочной — там нет.
Каждый год дворы ремонтируют после конкурса — красноярцы с помощью управляющей компании должны подать заявку, обещать средствами управляющих компаний вложиться в ремонт. Верный способ получить деньги на ремонт — поучаствовать в конкурсе по благоустройству домов. В итоге комиссия из общественников выберет, достоин ли двор ремонта или подождёт. Такая сложная процедура наводит на мысли, что средств на ремонт всех дворов Красноярска в казне не хватает.
Путешествие по Красноярску мы завершаем в центре.
Уже в 9:00 длинные ряды машин стоят под палящим солнцем перед гостиницей «Красноярск», театром оперы и балета. Напротив гостиницы «Нователь» идёт стройка ещё одного развлекательного комплекса. В своё время строительство начала компания «Сибнефто». Весной вице-мэр Красноярска Олег Животов обещал, что инвесторы построят контуры здания к концу года, тогда же чиновник сказал, что в этом году планируется отремонтировать театральную площадь — кое-где подлатать брусчатку, убрать бетонные блоки.
Спустя 2 года число машин тут не убавилось. На фоне Триумфальной арки забитая до упора парковка выглядит как один из символов Красноярска. Ещё в прошлом году Ерёмин обещал осмыслить «саму философию проекта платных парковок». Удивительным образом осмысление обернулось скандалом. Инвестор проекта Дмитрий Вилков обвинил руководство города в «управленческой импотенции». В частности, пожаловался на то, что система штрафов за неплатежи так и не работает. Сергей Ерёмин обиделся и посоветовал Вилкову слова «запихать в то место, откуда сказал». Сейчас Вилков ежедневно в своём аккаунте в Facebook подсчитывает, сколько бюджет потерял из-за отсутствия штрафов за нарушение правил парковки, а чиновники подумывают над тем, как «перенастроить проект» с учётом московского опыта. Детали перенастройки красноярцам не раскрываются. Известно только, что парковка в центре будет по-прежнему платной.
За 2 года число машин здесь явно не убавилось. В этом году набережную планируют реконструировать: обустроить у речного вокзала ресторанные дворики, кое-где создать пляжные места, однако парковка у «Галереи Енисей» никуда не исчезнет.
В летние деньки у речного вокзала доносится запах шашлыков.
Центральная часть красноярской набережной с 2016 года разительно изменилась.
Довольно мило выглядит уголок набережной возле краеведческого музея.
Но вот кое-где новые лавочки уже поцарапаны. И это повод задуматься не над работой строителей, а над отношением к городу. Многие красноярцы говорят, что следы появились от того, что местечко облюбовали роллеры и скейтбордисты.
Антон Понарин
Фото: Артёма Ленца
Новости, мемы и горячие споры — в нашей группе «ВКонтакте».
Новости и фото отправляйте 8–999–315–05–05 (WhatsApp, Viber, SMS)