Что изменилось после того, как чиновники запретили несколько популярных маршрутов
C 1 мая в Красноярске прекратили ходить 4 автобусных маршрута: 76, 79, 84 и 89-й. В мэрии объяснили это тем, что люди «по 40 минут ждут на остановках», и предлагают пользоваться альтернативными маршрутами или ездить с пересадками.
Мы решили проверить, сколько времени на самом деле ждали эти автобусы горожане и как теперь они добираются из отдаленных уголков Красноярска. Мы выбрали два маршрута — 89-й и 79-й. Первый позволяет жителям Павлова добраться до «Гор ДК» и посёлка Таймыр, второй — до «Взлетки».
Как на самом деле ходили отмененные маршруты: время в пути и ожидание на остановках
Утром 26 апреля, когда ходили оба маршрута, подходим к «Каменке» — на останковку «Городской дворец молодёжи» на Павлова. Ждем 79-й маршрут, чтобы добраться до «Взлетки» — остановки «Сбербанк» на 78 Добровольческой Бригады. Пропускаем первый 79-й. Следующий подходит через 7 минут 28 секунд.
В автобусе завязываем разговор с кондуктором. По ее словам, у перевозчика своих автобусов не хватает, на линию выходят автобусы с других маршрутов. По словам женщины, этот автобус перевели с 60-го маршрута.
— На самом деле бардак у этого перевозчика, все автобусы «убитые». Некоторые съезжают из-за поломок с маршрута. В воскресенье вообще на линии было всего 4 автобуса: сначала было 6 автобусов, потом двое съехали. Сейчас всё хорошо перед закрытием: вчера аж 18 машин было. Здесь бывает даже так, что в 6 утра открываешь смену и закрываешь её в 10. То есть человеку нужно встать в 4 часа утра и уехать домой в 2 ночи. Почти сутки на ногах, — рассказывает кондуктор.
О том, что будет с автобусами после закрытия маршрута, сейчас ничего ни водителю, ни кондуктору не известно — перевозчик молчит. В дороге мы замечаем, что нет автоматического объявления остановок.
Пассажиров перспектива лишиться маршрута № 79 не радует.
— Езжу каждый день от Мичурина до гостиницы «Октябрьская». Если маршрут всё-таки уберут, то не знаю, на чём ездить буду. 85-й автобус, если ехать оттуда, останавливается очень далеко от дома, а 65-й едет очень долго, я и без того выхожу за полтора часа до начала рабочего дня, — рассказала пассажир Татьяна Юрьевна.
Дорога от «Каменки» до 78 Добровольческой Бригады на 79-м маршруте занимает у нас 53 минуты.
В тот же день проверяем и маршрут № 89. С остановки «Кинотеатр Строитель» на Тотмина нам нужно было доехать до кинотеатра «Родина». В дороге замечаем: на линии, судя по Яндекс.Транспорт, было всего 5 автобусов этого маршрута.
26 апреля остановке «Строитель» в 11 часов дня интервал между автобусами 89-го маршрута — 16 минут. Конечная цель — остановка «Родина» на Красрабе.
Кондуктор признается, что пассажиры жалуются на отмену маршрута.
— Девушка вот садится от «Оптики» и едет до «Радиозавода». Ни один автобус так не ездит оттуда! Разговаривала с людьми, говорят: тысячу как минимум надо ещё выложить, чтобы добираться до работы. Это ей надо будет садиться на «тройку», ехать до Матросова и там штурмом брать 80-й автобус. Я говорю пассажирам: "Иисус ходил по воде, вот и вы учитесь — переходите через Енисей!" — говорит женщина.
«Скорее всего, буду искать работу, а в 55 лет не так уж это и легко», — заявляет она.
Салон автобуса чистый и пассажиров, невзирая на то что не час пик, достаточно. Один раз автобус уехал, не дождавшись пассажирки, которая бежала к автобусу.
— Еду от «Оптики» на Щорса до Кравченко и «Гор ДК». У меня там подруга живёт и работаю в «Торговом квартале». 89-й маршрут для меня единственный, на котором я смогу доехать без пересадок прямо до места. Да, маршрут не идеальный: зимой пол грязный, каша от снега, иногда проезжает остановку мою, но это бывает довольно редко, но альтернатив нет. На «тройке» придётся очень далеко идти от остановки до работы, а в морозы это как-то не очень, если честно», — сказала Анастасия.
Услышав наш разговор с девушкой, к беседе подключаются пенсионерки: «Хотите — пешком ходите!», «Нельзя окраины города оголять!», «Обижают народ со всех сторон!».
До «Родины» на 89-м маршруте мы добрались за 42 минуты.
На конечной 89-го и 79-го маршрутов водители делятся планами.
— На 61-й маршрут уйду работать. На этом же автобусе, в этом же гараже. Кого-то на 63-й перекинут. Сейчас по Павлова муниципалы будут как короли ездить. 55-й маршрут столько людей будет вывозить на Водниках и Красрабе. Уже однажды отбирали муниципальные автобусы у нас маршруты: лет 8 назад я работал на 97-м маршруте и тогда пертурбация была, когда резко понадобилось 55-й маршруту Водники забрать. Сейчас то же самое. Такая же история и с 52-м маршрутом — не пускают туда 99-й маршрут, хотя хотели, — рассказал Владислав.
Водитель считает, что маршрут № 55, который ходит по Щорса на вокзал, после закрытия 79-го маршрута с потоком пассажиров не справится.
У женщины-кондуктора особых надежд нет: «Я уже 100% выпадаю из обоймы. Я на Новосибирской живу, и мне далеко ездить и до Солнечного, и до Шинного, если водителя на 61-й пересаживают. На такси тоже деньги не всегда есть. Тогда уж проще бутылки собирать: на хлеб и сигареты хватит».
Как ездят красноярцы после отмены маршрута № 79
3 мая мы снова стоим на остановке «Каменка». Цель та же — добраться до 78 Добровольческой Бригады. Теоретически можно пройти 500 метров на Щорса, сесть на «семерку», через Октябрьский мост доехать до Авиаторов, а оттуда пройти пешком еще 500 метров через дворы до остановки «Сбербанк».
Однако зимой или с детской коляской так не находишься, поэтому сразу принимаем решение — уезжаем с той же остановки с пересадками. Ждем 55-й маршрут, который теперь идет по Павлова. Первый автобус видим на остановке в 7:40, следующий подъезжает через 6 минут 30 секунд — на минуту меньше, чем у 79-го маршрута, когда мы его тестировали.
Валентина работает на 55-м маршруте сегодня первый день, до этого она обслуживала 12-й маршрут. Валентина работает кондуктором уже 23 года. До этого она работала на всех маршрутах КПАТП № 7, которое обслуживает 55-й автобус.
— Очень много людей жалуется на то, что маршруты убирают. Сегодня первый рейс, когда ехали с ж/д вокзала, пассажиры жаловались на то, что долго стоят ждут, говорят, что вообще бы лучше мы не ходили, я говорю: "Вон телефон и звоните в диспетчерскую, пускай закрывают", — рассказала кондуктор.
Также поговорили с Галиной Фёдоровной, которая ездит практически каждый день:
— Очень часто ездила на 89-м и 79-м автобусах. Садилась на Павлова и ехала, в основном до Мичурина, но время от времени надо ездить до «Гор ДК». Садилась на 89-й автобус и ехала спокойно и сидя. Сейчас, если ехать до Мичурина, придётся стоять, а в моём возрасте, как понимаете, не очень постоишь. Ладно этот «Гор ДК», до автовокзала-то теперь как доехать мне, скажите, пожалуйста? Раньше хоть можно было добраться на 79-м, а теперь вообще не знаю как.
На 55-м автобусе мы доехали до «Оперы и балета». Отсюда до «Взлетки» идет только один маршрут — 50-й. Поэтому мы идем пешком до остановки «Дом техники». Там число маршрутов повышается. Садимся на 63-й автобус и доезжаем до «Сбербанка» на 78 Добровольческой Бригады. Дорога отнимает на 20 минут больше, чем несколько дней назад на 79-м.
Как ездят красноярцы после отмены маршрута № 89
В первой половине дня пытаемся доехать от «Строителя» до «Родины». Изначально планировали поехать на 52-м автобусе до «Оперы и балета», но, вспомнив, что он с 1 мая едет по Калинина, решили ждать 80-й автобус. Интервал между автобусами составил 6 минут.
Уже в автобусе мы поговорили с кондуктором Надеждой. Количество автобусов на маршруте стало значительно больше и так как 89-й маршрут убрали, а 52-й автобус ходит теперь по Калинина, автобусам стало ходить даже легче. К закрытию 89-го маршрута она относится положительно.
— Пассажирам, конечно, неудобно ездить теперь будет, но что поделать. Честно сказать, я положительно отношусь к закрытию. Не из-за того, что конкурирующий маршрут, а потому что знаю, какие там ходили автобусы: все грязные, ушатанные. В общем, я даже рада закрытию.
Доехав до «Оперы и балета», мы ждали первый автобус, который идёт по Красрабу. Подъехал 55-й. Кондуктор рассказала, что пассажиров с переносом на Павлова прибавилось. В основном ездят пенсионеры на рынки и поликлинику по Павлова. Также большой наплыв на Нефтебазу.
— Когда выезжали 1-го числа, думала, люди разорвут! Злые очень были. Мы их прекрасно понимаем. Мы ходили по Щорса, там очень много детских садов и школ. Также «Дом творчества» (Центр детского творчества № 3 на Щорса, 55. — Прим. ред.). Дети с Водников ездят, в основном на Щорса. А с Павлова будет неудобно до Щорса-то идти. Мы против этой перестановки маршрутов, — говорит Антонина Николаевна.
Пассажирка Тамара Александровна часто ездит от цирка до Автовокзала в поликлинику.
— Безобразие! Я не знаю, как теперь на лечение добираться. От цирка вообще не доехать, придётся с пересадками, а я пенсионер и как-то по кошельку очень ударит это. Да, конечно, автобус хоть и не без претензий был, но всё равно, как говорится, выбирать не приходилось. А сейчас как-то вот так.
До «Родины» с пересадками мы добрались за 50 минут.
Таким образом, после отмены маршрутов нам пришлось тратить на дорогу на 10–20 минут больше и платить за это двойную цену.
Красноярцам остаётся ждать, когда департамент транспорта проанализирует пассажиропоток и, возможно, снова изменит схему движения, как обещал глава департамента транспорта Дмитрий Петров.
Дмитрий Ваулин
Фото и видео: Артём Ленц
Скачивайте наши приложения в App Store и Google Play.
Новости и фото отправляйте 8–999–315–05–05 (WhatsApp, Viber, SMS или запрещенный Telegram)