Мы продолжаем рассказывать про красноярцев, решивших открыть свое дело. В прошлом материале мы говорили о девушках, которые запустили продажу «еврейской шаурмы» и отбили вложения за 4 месяца. Сегодня наш герой — программист, создавший полезное приложение о маршрутах автобусов, которое конкурирует с «Яндексом» по всей стране. Как красноярцу пришла идея создать такую программу, как приставка «Денди» помогла молодому человеку заработать первые деньги — наш следующий материал.
Вы стоите на остановке, смотрите вдаль, мерзнете, ждете автобус и вглядываетесь в номера маршрутов. Сегодня решить проблему долгого ожидания на остановках можно минимум с помощью трех приложений: Яндекс.Транспорт, Bustime и KrasBus. Все три приложения подскажут, где сейчас едет ваш автобус и когда он доберется до нужной вам остановки. Год назад мы специально проверяли как точно они работают в Красноярске.
Последнее приложение — KrasBus (CityBus) — было создано красноярской компанией «СОФТ-Центр». Мы решили поговорить с директором компании Олегом Семкиным о том, как ему пришла в голову идея создать такую штуку, с какими трудностями он столкнулся, и насколько выгодно быть разработчиком в Красноярске.
Зайдя в кабинет директора, он предложил: «Есть данные о положении транспорта, их можно получить и визуализировать. Молодой человек перемещался в том числе и на автобусах, поэтому понимал, как сделать интерфейс простым и понятным». От идеи до запуска ушло примерно 2 месяца.
— Как работает вся эта система?
— С каждого автобуса данные о его местоположении поступают на сервера муниципального казенного учреждения (МКУ) «Красноярскгортранс». После обработки эти данные передаются на наш сервер, которые анализируются, обрабатываются и отображаются в приложении.
— Сложно было убедить чиновников предоставить такие данные?
— В Красноярске МКУ «Красноярскгортранс» увидело перспективу в пользе нашего приложения для горожан и согласилось предоставлять данные. Затем подключили Питер и Омск, и так далее. Сейчас мы работаем в 30 городах. Но до сих пор при запросах в местные органы власти на подключение в том или ином городе нашего приложения, ответы местной администрации доходят до абсурда: «Мы не хотим бесплатное приложение, у нас будет тендер, мы разработаем свое приложение» и т.д. В таких регионах, как Москва, Новосибирск, Владивосток, Иркутск, Краснодарский край и т.д., чиновники непробиваемые, у меня на столе целая стопка официальных отказов в предоставлении данных. Это при том, что подключение города к приложению бесплатно, а данные о движении транспорта — не стратегические, их получают с помощью спутников, которые не являются частной собственностью транспортных предприятий.
Первая версия приложения стала доступна для бесплатного скачивания в магазине приложений в 2014 году. Тогда, вспоминает Олег, по запросу «Красноярск» можно было найти всего 7 приложений, сейчас приложений больше сотни. По данным Google Play, на сегодняшний день KrasBus (CityBus) установлено более чем на 100 тысячах устройств.
— Это же новаторы, поэтому идею быстро подхватили, раскрутили. Я помню, нас как-то спрашивали: «А как вы себе это представляете? Бабушки на остановке будут смотреть в смартфоны?». А мы отвечали: «Делаем приложение для всех, но целевая аудитория — молодые люди, которые пока не заработали на машину».
— Сейчас движение автобуса показывают разные приложения. Иногда на одной и той же остановке их данные отличаются друг от друга. Почему это происходит?
— Во-первых, пробки, автобусы банально опаздывают. Для этого нам пришлось построить аналитическую систему, чтобы спрогнозировать, когда автобус доберется до заданной точки с учетом заторов.
Во-вторых, не везде в городе ровный интернет. Данные от автобуса передаются на центральный сервер через каналы сотовой связи. Например, когда мы запускались в Норильске, люди писали, что есть остановка, на которой данные в приложении о месте положения транспорта отображаются неправильно: показывается, что автобус на подходе, а на самом деле он проехал. И на самом деле, данная остановка находится в мертвой зоне интернета сотовой связи. И это расхождение никак не решить с помощью приложения, только ждать, когда появится интернет в этом месте или немного заранее приходить на остановку.
— И сколько вы потратили на это приложение?
— Коммерческая информация (Улыбается.), но, поверьте, сумма из шести нулей. Это затраты на разработку, аренду серверов, интернет-трафик, зарплата тем, кто участвовал в создании приложения. Сюда же входит какая-то амортизация оборудования. Везде одни расходы. Доходов в проекте нет. А сам я при этом езжу на машине (Смеется.).
— А зачем вам это?
— А почему нет? Социальный проект. Моей команде захотелось помочь людям, да и не всё в этой жизни нужно измерять через призму денежного дохода.
На этих устройствах установлен планшет, который интегрирован с чековым принтером. Кассу можно поставить в любой павильон, магазин, кафе или салон. Управлять ей можно удаленно из любой точки мира. Устанавливая различные приложения на кассу, можно подключать банковский терминал, считыватель карт, весы. Например, подключив к этой кассе этикет-принтер, можно сразу печатать этикетки или ценники, и компьютер при этом не нужен. К такой кассе мы даже подключили контроллер АЗС, чтобы управлять бензоколонками.
Ещё одна разработка компании — приложение «Дисконт клуб»: электронная система лояльности. Сам предприниматель признается, что продвигать среди предпринимателей такие идеи бывает трудно.
— Владельцы бизнеса в большинстве случаев это поколение Х (те, кто родился с 1965 по 1979 год), которые настроены консервативно. Бизнесмены привыкли работать с пластиком. А у них в заведении зависает молодежь. С ней надо играть, искать подходы, а многие банально копируют идеи друг у друга, не вдаваясь в подробности. С каждым годом поколение предпринимателей молодеет, поэтому я уверен, в будущем такие идеи будет легче двигать.
— Помните самое первое ваше приложение?
— Погода на Белё. На Белё ездит много знакомых, а погода на озёрах Хакасии, как вы знаете, меняется часто... Я приобрел метеостанцию, установил ее на озере и мы выпустили к ней приложение для смартфонов.
Изначально молодой человек увлекался радиоэлектроникой, планировал стать инженером. А потом на кафедре ВЦ (вычислительный центр) увидел первые огромные ЭВМ и стал изучать машинные языки. Работу приходилось совмещать с учебой.
— Иногда уходил с работы в 2 часа ночи. Дома у меня компьютера не было. Часто задерживался, изучал машинный язык. Написал для первых IBM PC-совместимых компьютеров программу — русификатор, антивирус и что-то еще из мелочи. Потом увлекся базами данных, создавал проекты для компаний, занимающихся недвижимостью.
— Наверное, 90-е не самые лучшие годы для программистов? Все занимались торговлей….
— Помню на рынке появились первые игровые приставки «Денди». У них все время ломались джойстики. Знакомый попросил посмотреть, что не так с джойстиком. Разобрав его, произвел анализ обмена сигналов джойстика с центральным процессором, и на основе наших компонентов сделал замену импортной микросхемы в джойстике. Затем дал объявление в «Комок» и ко мне пошли толпы с поломками. В 1992 году совместно с ребятами с вычислительного центра мы написали свою первую коммерческую программу для банка. Подключили к компьютеру огромную печатающую машину, которая ранее управлялась ЭВМ СМ 4.
В начале 2000-х Олег работал директором IT в одной крупной компании в сфере ритейла. Затем запустил собственное дело в сфере IT.
— Помню первые телефоны «Сименс» и «Нокиа» с примитивными функциями. Как такового широкого рынка приложений почти не было. Когда первый раз взял в руки «Айфон», меня заинтересовало как работают приложения и что можно из этого извлечь.
— Было страшно уходить в неизвестность?
— Наступил момент, когда понимаешь: у тебя есть ценности и есть перспектива саморазвития. Поэтому четко знал, куда идти дальше.
Сейчас в компании Олега работают в основном красноярцы. Фриланс бизнесмен не приветствует: «часто бывает так, что это не очень обязательные люди».
— Много сотрудников уезжает в Москву?
— Как и во всех компаниях есть люди, которые, проработав у тебя некоторое время, перебираются в столицу. Вообще, столица притягивает много людей, но мало кто знает, что часто московские компании обращаются в регионы за помощью, например, для разработок приложений.
— У вас есть такие заказы?
— Да, мы сотрудничаем с очень известными федеральными компаниями в области интеграции их систем, с кассами будущего.
— Как оцениваете уровень подготовки молодых специалистов?
— ВУЗ дает только общие рамки, какие-то базовые навыки. Хорошие программисты выходят из тех, кто постоянно самообразовывается, ищет что-то новое. В моей команде работают именно такие люди. Сам до сих пор программирую, например, что-нибудь на Arduino (средство построения автоматических систем). Если будете в Хакасии на базе «Большой плёс», там как минимум две мои разработки: на въезде стоит огромный трансформер, теперь он двигается и приветствует того, кто к нему подходит. И еще есть один автоматизированный объект (Смеется.).
— Что изменилось с приходом приложения от «Яндекс»?
— Конкуренция некая была и есть. Но у каждого приложения всегда есть свой пользователь. Кто к чему привык.
— Легко ли монетизировать приложения?
— Смотря какое приложение использовать для монетизации, какая его целевая аудитория. Нюансов достаточно много.
— Какие ещё были разработки приложений?
— Вместе с одной красноярской компанией участвовали в создании приложения о достопримечательностях города Енисейска. Наш был только код, остальное придумала другая компания. Сейчас это приложение успешно используется как гид по достопримечательностям города Енисейска.