Город Говорим по делу истории Входим в бизнес: как программист создал приложение о прибытии автобусов и конкурирует с «Яндексом»

Входим в бизнес: как программист создал приложение о прибытии автобусов и конкурирует с «Яндексом»

Приложение появилось в Красноярске и стало популярно во всей стране

Мы продолжаем рассказывать про красноярцев, решивших открыть свое дело. В прошлом материале мы говорили о девушках, которые запустили продажу «еврейской шаурмы» и отбили вложения за 4 месяца. Сегодня наш герой — программист, создавший полезное приложение о маршрутах автобусов, которое конкурирует с «Яндексом» по всей стране. Как красноярцу пришла идея создать такую программу, как приставка «Денди» помогла молодому человеку заработать первые деньги — наш следующий материал.

Вы стоите на остановке, смотрите вдаль, мерзнете, ждете автобус и вглядываетесь в номера маршрутов. Сегодня решить проблему долгого ожидания на остановках можно минимум с помощью трех приложений: Яндекс.Транспорт, Bustime и KrasBus. Все три приложения подскажут, где сейчас едет ваш автобус и когда он доберется до нужной вам остановки. Год назад мы специально проверяли как точно они работают в Красноярске.

Последнее приложение — KrasBus (CityBus) — было создано красноярской компанией «СОФТ-Центр». Мы решили поговорить с директором компании Олегом Семкиным о том, как ему пришла в голову идея создать такую штуку, с какими трудностями он столкнулся, и насколько выгодно быть разработчиком в Красноярске.

По словам Олега, идея родилась в 2013 году у молодого сотрудника компании

Зайдя в кабинет директора, он предложил: «Есть данные о положении транспорта, их можно получить и визуализировать. Молодой человек перемещался в том числе и на автобусах, поэтому понимал, как сделать интерфейс простым и понятным». От идеи до запуска ушло примерно 2 месяца.

— Как работает вся эта система?

— С каждого автобуса данные о его местоположении поступают на сервера муниципального казенного учреждения (МКУ) «Красноярскгортранс». После обработки эти данные передаются на наш сервер, которые анализируются, обрабатываются и отображаются в приложении.

— Сложно было убедить чиновников предоставить такие данные?

— В Красноярске МКУ «Красноярскгортранс» увидело перспективу в пользе нашего приложения для горожан и согласилось предоставлять данные. Затем подключили Питер и Омск, и так далее. Сейчас мы работаем в 30 городах. Но до сих пор при запросах в местные органы власти на подключение в том или ином городе нашего приложения, ответы местной администрации доходят до абсурда: «Мы не хотим бесплатное приложение, у нас будет тендер, мы разработаем свое приложение» и т.д. В таких регионах, как Москва, Новосибирск, Владивосток, Иркутск, Краснодарский край и т.д., чиновники непробиваемые, у меня на столе целая стопка официальных отказов в предоставлении данных. Это при том, что подключение города к приложению бесплатно, а данные о движении транспорта — не стратегические, их получают с помощью спутников, которые не являются частной собственностью транспортных предприятий.

Сейчас городские власти предлагают узнавать о прибытии автобуса по телефону. Приложение у гортранса так и не появилось 

Первая версия приложения стала доступна для бесплатного скачивания в магазине приложений в 2014 году. Тогда, вспоминает Олег, по запросу «Красноярск» можно было найти всего 7 приложений, сейчас приложений больше сотни. По данным Google Play, на сегодняшний день KrasBus (CityBus) установлено более чем на 100 тысячах устройств.

Разработчик объясняет успех точным попаданием в целевую аудиторию — горожан до 30 лет

— Это же новаторы, поэтому идею быстро подхватили, раскрутили. Я помню, нас как-то спрашивали: «А как вы себе это представляете? Бабушки на остановке будут смотреть в смартфоны?». А мы отвечали: «Делаем приложение для всех, но целевая аудитория — молодые люди, которые пока не заработали на машину».

— Сейчас движение автобуса показывают разные приложения. Иногда на одной и той же остановке их данные отличаются друг от друга. Почему это происходит?

— Во-первых, пробки, автобусы банально опаздывают. Для этого нам пришлось построить аналитическую систему, чтобы спрогнозировать, когда автобус доберется до заданной точки с учетом заторов.

Во-вторых, не везде в городе ровный интернет. Данные от автобуса передаются на центральный сервер через каналы сотовой связи. Например, когда мы запускались в Норильске, люди писали, что есть остановка, на которой данные в приложении о месте положения транспорта отображаются неправильно: показывается, что автобус на подходе, а на самом деле он проехал. И на самом деле, данная остановка находится в мертвой зоне интернета сотовой связи. И это расхождение никак не решить с помощью приложения, только ждать, когда появится интернет в этом месте или немного заранее приходить на остановку.

 Третье — сама система сбора данных. На автобусах установлены специальные трекеры, которые определяют координаты автобуса через ГЛОНАСС или GPS. К нам эти данные поступают каждые 15 секунд

— И сколько вы потратили на это приложение?

— Коммерческая информация (Улыбается.), но, поверьте, сумма из шести нулей. Это затраты на разработку, аренду серверов, интернет-трафик, зарплата тем, кто участвовал в создании приложения. Сюда же входит какая-то амортизация оборудования. Везде одни расходы. Доходов в проекте нет. А сам я при этом езжу на машине (Смеется.).

— А зачем вам это?

— А почему нет? Социальный проект. Моей команде захотелось помочь людям, да и не всё в этой жизни нужно измерять через призму денежного дохода.

По словам Олега, доход компании приносит разработка приложений, автоматизация торговли и ресторанного бизнеса. Сейчас компания разработала более 30 приложений в сегменте бизнеса. Среди них приложения для кассовых аппаратов нового поколения, так называемые кассы будущего

На этих устройствах установлен планшет, который интегрирован с чековым принтером. Кассу можно поставить в любой павильон, магазин, кафе или салон. Управлять ей можно удаленно из любой точки мира. Устанавливая различные приложения на кассу, можно подключать банковский терминал, считыватель карт, весы. Например, подключив к этой кассе этикет-принтер, можно сразу печатать этикетки или ценники, и компьютер при этом не нужен. К такой кассе мы даже подключили контроллер АЗС, чтобы управлять бензоколонками.

Ещё одна разработка компании — приложение «Дисконт клуб»: электронная система лояльности. Сам предприниматель признается, что продвигать среди предпринимателей такие идеи бывает трудно.

— Владельцы бизнеса в большинстве случаев это поколение Х (те, кто родился с 1965 по 1979 год), которые настроены консервативно. Бизнесмены привыкли работать с пластиком. А у них в заведении зависает молодежь. С ней надо играть, искать подходы, а многие банально копируют идеи друг у друга, не вдаваясь в подробности. С каждым годом поколение предпринимателей молодеет, поэтому я уверен, в будущем такие идеи будет легче двигать.

— Помните самое первое ваше приложение?

— Погода на Белё. На Белё ездит много знакомых, а погода на озёрах Хакасии, как вы знаете, меняется часто... Я приобрел метеостанцию, установил ее на озере и мы выпустили к ней приложение для смартфонов.

Программированием Олег увлекся еще в конце 80-х во время учебы во ВТУЗе

Изначально молодой человек увлекался радиоэлектроникой, планировал стать инженером. А потом на кафедре ВЦ (вычислительный центр) увидел первые огромные ЭВМ и стал изучать машинные языки. Работу приходилось совмещать с учебой.

— Иногда уходил с работы в 2 часа ночи. Дома у меня компьютера не было. Часто задерживался, изучал машинный язык. Написал для первых IBM PC-совместимых компьютеров программу — русификатор, антивирус и что-то еще из мелочи. Потом увлекся базами данных, создавал проекты для компаний, занимающихся недвижимостью.

— Наверное, 90-е не самые лучшие годы для программистов? Все занимались торговлей….

— Помню на рынке появились первые игровые приставки «Денди». У них все время ломались джойстики. Знакомый попросил посмотреть, что не так с джойстиком. Разобрав его, произвел анализ обмена сигналов джойстика с центральным процессором, и на основе наших компонентов сделал замену импортной микросхемы в джойстике. Затем дал объявление в «Комок» и ко мне пошли толпы с поломками. В 1992 году совместно с ребятами с вычислительного центра мы написали свою первую коммерческую программу для банка. Подключили к компьютеру огромную печатающую машину, которая ранее управлялась ЭВМ СМ 4.

В начале 2000-х Олег работал директором IT в одной крупной компании в сфере ритейла. Затем запустил собственное дело в сфере IT.

— Помню первые телефоны «Сименс» и «Нокиа» с примитивными функциями. Как такового широкого рынка приложений почти не было. Когда первый раз взял в руки «Айфон», меня заинтересовало как работают приложения и что можно из этого извлечь.

— Было страшно уходить в неизвестность?

— Наступил момент, когда понимаешь: у тебя есть ценности и есть перспектива саморазвития. Поэтому четко знал, куда идти дальше.

Сейчас в компании Олега работают в основном красноярцы. Фриланс бизнесмен не приветствует: «часто бывает так, что это не очень обязательные люди».

— Много сотрудников уезжает в Москву?

— Как и во всех компаниях есть люди, которые, проработав у тебя некоторое время, перебираются в столицу. Вообще, столица притягивает много людей, но мало кто знает, что часто московские компании обращаются в регионы за помощью, например, для разработок приложений.

— У вас есть такие заказы?

— Да, мы сотрудничаем с очень известными федеральными компаниями в области интеграции их систем, с кассами будущего.

— Как оцениваете уровень подготовки молодых специалистов?

— ВУЗ дает только общие рамки, какие-то базовые навыки. Хорошие программисты выходят из тех, кто постоянно самообразовывается, ищет что-то новое. В моей команде работают именно такие люди. Сам до сих пор программирую, например, что-нибудь на Arduino (средство построения автоматических систем). Если будете в Хакасии на базе «Большой плёс», там как минимум две мои разработки: на въезде стоит огромный трансформер, теперь он двигается и приветствует того, кто к нему подходит. И еще есть один автоматизированный объект (Смеется.).

— Что изменилось с приходом приложения от «Яндекс»?

— Конкуренция некая была и есть. Но у каждого приложения всегда есть свой пользователь. Кто к чему привык.

— Легко ли монетизировать приложения?

— Смотря какое приложение использовать для монетизации, какая его целевая аудитория. Нюансов достаточно много.

— Какие ещё были разработки приложений?

— Вместе с одной красноярской компанией участвовали в создании приложения о достопримечательностях города Енисейска. Наш был только код, остальное придумала другая компания. Сейчас это приложение успешно используется как гид по достопримечательностям города Енисейска.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
16
ТОП 5
Мнение
Метро или метротрам? Как правильно называть то, что строят в Красноярске
Анонимное мнение
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
«Трудности будут вне зависимости от возраста»: красноярский психолог высказалась о родах до 23 лет
Анонимное мнение
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления