Город Входим в бизнес: как девушка запустила продажу «еврейской шаурмы» и отбила вложения за 4 месяца (фото)

Входим в бизнес: как девушка запустила продажу «еврейской шаурмы» и отбила вложения за 4 месяца (фото)

25-летняя Кристина — совладелица закусочной FalafelBurg

Запускаем новый сериал про людей, решивших открыть своё дело

Мы запускаем новый проект, в котором будем рассказывать про обычных красноярцев, запустивших маленькое, но свое собственное дело. Сегодня наша героиня — 25-летняя девушка, которая вместе с подругой открыла в самом центре Красноярска закусочную с вегетарианской восточной едой. Как вчерашним студенткам пришла в голову идея накормить красноярцев экзотическим блюдом, сколько они зарабатывают и с какими трудностями сталкиваются — наш специальный материал.

Сегодня утолить голод на ходу красноярцам предлагают десятки точек с чебуреками, «смайками», шаурмой, пирожками. Яркие кофе-машины встречаются едва ли не на каждом перекрестке центра города. Почти год назад в самом центре города, напротив ТЦ «Хамелеон», появился маленький ларек, в котором красноярцам продают нечто похожее на шаурму.

Стоит такое блюдо 80–150 рублей — примерно на 20 рублей дороже, чем чебуреки в соседнем ларьке. Однако в этом блюде абсолютно нет мяса, а родина его — Ближний Восток. Раньше такое блюдо подавали в основном в кафе.

Справка: Фалафель — традиционное блюдо арабской и израильской кухни. Представляет собой обжаренные шарики из измельченного нута — растения из семейства бобовых. Обжаренные шарики из нута подаются в пите или лаваше с зеленью и приправами

Одна из учредительниц первой в городе уличной фалафельни Кристина эмоционально рассказывает: идея открыть заведение родилась, когда она болтала по скайпу со своей подругой Татьяной. Обе девушки жили в Хакасии, Кристина поступила в аэрокосмический, а Татьяна поехала учиться в Питер.

«У подруги как раз подошло время возвращаться, мы думали о бизнесе. Сначала присматривались к кофе-машинам, но пока думали, они появились. Рассматривали вариант открыть антикафе… Мы с ней как-то болтали по скайпу, и она такая говорит: "Пойду поем фалафель". Я как простая красноярская девчонка сразу заинтересовалась: "Что ты поешь?". В общем, как только подруга рассказала про фалафель, я сразу сказала: "Таня, у нас еще этого нет!". Пока готовились к запуску, я все время переживала: только бы другой кто-то не открыл», — вспоминает Кристина.

Самая первая попытка приготовить фалафель дома закончилась провалом: опыта не было, получившееся блюдо девушку не устроило, но она решила не отступать. «Первая мысль была: "Господи, что это такое!". А потом изучили рецепт, и дело пошло», — смеется Кристина

В тот момент Кристина работала проект-менеджером, и рутинные будни в офисе стали ей прилично надоедать: «Я отучилась на пиарщика, поработала офис-менеджером, проект-менеджером. А потом поняла, что всё это мне не очень интересно. Стала спрашивать себя: "Для кого я это делаю? Зачем?". Работа по найму стабильна, но постоянно приходится под кого-то подстраиваться».

Сейчас девушка минимум два раза в день сама стоит за прилавком.

Все действо по изготовлению фалафеля проходит в маленьком опрятном помещении: здесь из полуфабрикатов продавец формирует блюда

Всего в бизнесе три человека: совладельцы Кристина и Татьяна и продавец. В фалафельной все работают по очереди

Кристина, сколько денег ушло на открытие? Как готовились? Как составляли бизнес-план, всё такое?

На подготовку ушло где-то полгода. Готовиться начали, когда подруга была еще в Питере. Мы создали в Гугле документ, созванивались и отмечали, что из оборудования необходимо, где выбрать место. Таня приехала в прошлом марте и в апреле мы открылись.

Вложили примерно 300 тысяч. Еще когда только заговорили с подругой о бизнесе, начали копить. Начинали с обычного оборудования, потом взяли профессиональное, но б/у. Обычное все же с такими нагрузками не справляется. Вложения окупились примерно через 4 месяца.

Сначала открылись у педуниверситета на Колхозном рынке. Я боялась, говорила подруге: «Таня, это же Сибирь, все хотят мяса». Она меня успокаивала. Потом решили перебраться сюда.

Хм. А на регистрацию бизнеса, сбор документов сколько ушло?

Долго мы никуда не ходили, нам же фалафель делать надо. (Смеется.) Зарегистрировали ИП и все. Павильон мы арендуем у собственников. Но аренда тут дорогая. Киловатт — около 5 рублей. Но мы решили переехать, потому что здесь всё-таки больше оборот, посещаемость. После переезда число посетителей на 30% выросло.

А кто покупает закуски, в которых вообще нет мяса? Кто ваши клиенты? Вегетарианцы?

Точно не одни вегетарианцы. Хипстерская молодежная аудитория. Те, кто любит открывать что-то новенькое. Или просто те, кто распробовал фалафель и хочет еще раз попробовать. Такое желание часто бывает, когда кругом одни дёнеры да шаурма.

Не боялись, что никто не будет покупать ваш продукт, когда рядом — чебуречки, сосиски.

Мы не конкуренты мясу. Хотя бывают такие, кто спрашивают: есть ли с мясом? И уходят…

По традиционному израильскому рецепту фалафель подается в специальном соусе — хумусе. Изготавливается он всё из того же нута.

Первая сложность, с которой столкнулись начинающие девушки-бизнесмены, узнали, что в Красноярске такого соуса нет в природе.

«Мы планировали делать только саму фалафель. А тут же хумус. Его очень любят веганы, которые не употребляют растительных жиров. Мы объехали весь город, но так его и не нашли. Пришлось начать варить его самостоятельно. А вторая сложность — найти в Красноярске питу. Вы не поверите: ни одна пекарня не делает питу. Все, что продается, везется из других городов фурами», — говорит Кристина.

В Израиле, по словам Кристины, покупатели сами формируют себе блюдо — на линии раздач лежат обжаренные нутовые шарики, зелень, пряности

Не тоскуете по размеренной жизни наемного работника?

Бывает, так устанешь за день, намотаешься, накрутишься, что думаешь: «И почему в офисе не работаем?». Но, с другой стороны, тут безумный драйв. И безумно здорово, когда общаешься с новыми людьми, знакомишься и они начинают ценить, что ты делаешь. Вы не представляете, что мы чувствовали, когда зимой после переезда мы увидели у нового ларька наших постоянных клиентов.

Изучив десятки рецептов, девушки выбрали свою форму подачи — с маринованной свеклой, сырами или солёными огурцами. Последний рецепт девушкам подсказал постоянный клиент

В дни, когда девушки не стоят за прилавком, они объезжают рынки, скупая ингредиенты для заморского блюда. На одну неделю требуется закупить примерно 15 кг нута. Потом варят нут, крутят шарики, готовят маринад и закуски.

Вам не кажется, что цена для блюда без мяса немного высоковата? В супермаркетах пачка нута стоит около 100–150 рублей…

Есть такие люди, которые говорят, что дорого. Но я не думаю, что нут со всеми специями, зеленью, овощами стоит дешевле.

Сейчас девушка минимум два раза в день сама стоит за прилавком
Антон Понарин 
Фото: Артём Ленц 

Следите за новостями в нашей 
группе «ВКонтакте»
Новости и фото отправляйте 8-999-315-05-05 (Viber, WhatsApp, SMS)
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства