Развлечения Психоактивный Буратино

Психоактивный Буратино

Известный автор Макс Фрай вернулся к читателям с галлюциногенной версией «Золотого ключика»

Светлана Мартынчик реанимировала «Золотой ключик», подбавив к старой истории готической жути

Макс Фрай, он же — Светлана Мартынчик, любимый автор эзотерически настроенных программистов, перевел «Золотой ключик» Алексея Толстого на язык осознанных сновидений. «Ключ из желтого металла», последний роман фантомного писателя, представляет собою остросюжетный и вполне галлюциногенный трип-репорт московского разгильдяя Филиппа — рантье и кофемана, — выступающего в роли Буратино. Современная инкарнация деревянного героя, по версии Фрая, являет собою искателя-сновидца, плюющего на стандартную реальность, знающего толк в Кастанеде, Борхесе, Павиче, психоактивных веществах и конспирологических теориях.

«Ключ из золотого металла» завязывается в промежуточном состоянии между сном и явью. Земную жизнь пройдя наполовину, 33-летний Филипп, отправляется по поручению своего папы Карла в мистическую Прагу, чтобы найти ключ из желтого металла, способный открыть таинственную дверь, обнаруженную в подвале папашиного дома в Вильнюсе (где, к слову, уже несколько лет обитает сама Светлана Мартынчик). Филипп садится в автобус, засыпает и просыпается ночью на границе с Польшей. Обнаруживается странное: водитель и пассажиры будто бы умерли, автобус окутан пеленой тумана, мобильный телефон не работает. Отважный Буратино не теряет силы духа, сам садится за баранку автобуса и выдергивает себя и спутников из ночного кошмара.

Прагу в качестве главного места действия романа Фрай выбрал неслучайно — именно в этом город был создан Голем, который, как и Буратино, по сути своей гомункулус, но в отличие от Буратино — почти полностью подчинен своему создателю. В течение всего романа Фрай иронично обыгрывает образ марионетки и предлагает кажущиеся невероятными методы выхода из-под контроля.

Конечно, сон как материал для литературного произведения использовался писателями неоднократно — особенно в этом преуспел Милорад Павич. Однако сербский сновидец плел кружевную паутину сна и яви из любви к чистому искусству, Фрай же действует гораздо грубее — в его текстах белыми нитками видны следы психопрактик люцидных снов и психоактивных веществ.

С одной стороны, эта нарочитость способна принести пользу, а именно психотерапевтический эффект (по словам многих читателей, в практике осознанного сновидения художественные тексты Фрая могут принести больше пользы, нежели иные пособия). Тем более что сюжет завернут весьма умело, и следить за неожиданными его поворотами достаточно весело.

С другой стороны, зачастую грубость фактуры дурно сказывается на стилистике книги — в результате привыкший к гладкому языку читатель просто побрезгует взять Фрая в руки: целые страницы приходится пропускать, поскольку написаны они катастрофически небрежно.

Светлана Мартынчик любит сравнивать себя с Аароном, красноречивым пресс-аташе Моисея, который о видениях своих мог говорить косноязычно и заикаясь

Действительно, Фрай пишет на языке блога, и словечки вроде «фигассе», «в моем личном рейтинге» и «нереально крут» превращают его тексты в треп блогерской тусовки, каждый участник которой делится с другим «нереально крутой телегой».

Иногда даже кажется, что «Ключ из желтого металла» — это плод коллективного творчества ЖЖ-юзеров из одного комьюнити. И относиться к этому можно по-разному: можно сказать, что все получившееся есть штампованная тусовочная эзотерика, а можно приглядеться к живому опыту незамыленным взглядом и, осознав все подводные камни сна и яви, отправиться на поиски своего собственного ключа из желтого металла.

Любопытно, что отечественные исследователи измененных состояний сознания относятся к Буратино с особой теплотой. Например, Аня Герасимова, лидер рок-группы «Умка и Броневик», назвала отважное говорящее бревно своим любимым литературным персонажем и посвятила ему немало строк в своих песнях. И неудивительно, сказка о золотом ключике — это веселая история о победе над страхами и иллюзиями. История о том, как герой пережил невероятные приключения и благодаря своей активной жизненной позиции волшебным образом попал в мир счастья и уверенного спокойствия.

Макс Фрай сохраняет эту идею «Золотого ключика»: если ты Буратино, будь хозяином реальности, не считай себя подчиненным персонажем, но только главным, подчиняющим себе все — и явь, и сон, и ход истории.

Справка: Макс Фрай — один из обликов Светланы Мартынчик, писательницы и художника, родившейся в 1965 году в Одессе. В 1993 году Светлана Мартынчик переехала в Москву, а в 2004-м — в Вильнюс. Под именем «Макс Фрай» также можно понимать один из первых литературных проектов русскоязычного интернета. Самые известные книги Макса Фрая: фэнтази-сериал «Лабиринты Ехо». Последний роман был опубликован в 2007 году.

Владимир Иткин

Фото gazeta.ru (1) и usachev.livejournal.com (3)

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства