С 1 сентября 2022 года в российских школах ввели новую практику: уроки начинаются с поднятия флага и исполнения гимна. А раз в неделю для всех школьников проводят «Разговоры о важном» — классные часы патриотической направленности, посещать которые обязательно всем. NGS24.RU узнал, изменились ли за год подходы к патриотическому воспитанию, какие настроения на этот счет в учебных заведениях и как сами учителя относятся к нововведениям.
Несколько красноярских учителей, с которыми мы связались, анонимно рассказали, как устроены «Разговоры о важном». Они вписываются в учебный план в обязательном порядке, а посещать эти классные часы обязаны все — точно так же, как русский язык или математику.
Учитель истории Иван (имя изменено) рассказал NGS24.RU, что ультрапатриотические темы в его школе не особенно затрагиваются.
— Большинство тем, которые выдают сверху администрациям школ, скорее можно назвать страноведением. Патриотические темы сильно замаскированы под разные тематики. В основном это разговоры про волонтерство, художников или освоение Арктики. Темы неоднородные, и информацию для младших, средних и старших классов подают по-разному. Единственное — перед «Разговорами о важном» всегда поднимают флаг и проводят патриотическую линейку. Но с темами уроков это обычно не пересекается, — говорит педагог.
В конце прошлого и начале этого года СМИ рассказывали, что учителям не доплачивают за «Разговоры о важном». На проблему жаловались педагоги из Волгограда, Новосибирска, Читы, Ростовской области, Нижегородской области и многих других регионов России. Тогда в профсоюзе преподавателей пояснили: система оплаты зависит от школы, а где-то выплату включают в классное руководство. Некоторые преподаватели не торопятся брать классы под опеку — и поэтому не проводят «Разговоры о важном».
— «Разговоры о важном» в обязательном порядке вписываются в учебный план школы. На это выделяется дополнительный час, и за него должны доплачивать, как за кружок или секцию или как за урок без проверки домашнего задания. Если он есть в плане, то ты никуда от него не денешься — ты обязан его проводить. Стимулирующими сверху он оплачиваться не может, — говорит Иван.
То же самое нам рассказала и учительница английского языка Анастасия (имя изменено). В ее школе темы классных часов также строго регламентируются, педагогам их направляет администрация.
— У нас «Разговоры о важном» оплачиваются. Они включены в нагрузку как учебный час. Не представляю, что кому-то не могут за это платить. Любое занятие должно быть оплачено. На уроках я стараюсь говорить с детьми на более абстрактные темы и не касаться политики, — говорит педагог.
Осенью NGS24.RU посетил один из «Разговоров о важном» в школе № 148 на Борисевича. Темы уроков действительно не касались политики напрямую, но одна из них затрагивала Крым.
Педагоги рассказали, что в остальном их не заставляют продвигать определенную политическую повестку. Но в некоторых школах есть дополнительные занятия с казаками или военная подготовка. Учителя считают, что всё зависит от администрации учреждения и от конкретного педагога.
— У нас есть завуч, которая сама подпевает гимну вместе с учениками. А на аватарке в соцсетях у нее российский флаг. Еще она любит требовать от учителей, чтобы те следили за хобби детей из многодетных семей. Но я бы не сказала, что у нее есть какой-то авторитет среди учеников, — рассказывает Анастасия.
Красноярка Елена (имя изменено) уволилась из школы летом прошлого года. Она рассказала, что патриотическое воспитание с начала 2022 года усилилось.
— Агитация началась в феврале, тогда она была еще скромной и касалась учителей истории: мол, давайте скажем, как важно любить Россию. Других преподавателей не трогали. Теперь же нововведения стали расти как грибы после дождя: вводят даже специальные предметы. Весной на планерке от нас требовали, чтобы мы читали по бумажке текст, который прислало Министерство образования. Говорить свое мнение было нельзя. Но ведь невозможно резко взять и начать что-то пропагандировать. Если у человека нет к этому любви, то искусственно ее не вобьешь, — рассказывает бывшая учительница.
В этом году в Красноярском крае было несколько громких случаев, которые показались жителям абсурдными. Перед 9 Мая в детском саду в Железногорске прошел «военный парад дошколят», на котором выступали даже трехлетние дети. Перед Новым годом в красноярском садике № 273 родителям рекомендовали не одевать детей в костюмы персонажей иностранных фильмов или мультиков. Воспитатели посоветовали наряды героев русских сказок.
Совсем недавно произошел громкий скандал в детском саду Зеленогорска. Мать одного из детей пожаловалась на то, что после тематических дней о культуре Великобритании в группе несколько месяцев висел британский флаг. В дело вмешались депутат Заксобрания и мэр Зеленогорска — после этого администрация садика убрала символику.
Большинство опрошенных корреспондентом NGS24.RU родителей дошкольников сказали, что не хотели бы навязчивых патриотических мероприятий в детских садах.
— Я считаю, что политика — личное дело каждого. Как и религия, — считает мать 4-летнего мальчика Любовь.
Что говорит психолог?
Детский психолог Мария Фролова рассказала NGS24.RU, что внушаемость детей зависит от возраста:
— Подростки придерживаются своей точки зрения независимо от того, есть ли в школах патриотические уроки. В детских садах ключевыми взрослыми фигурами являются родители. Если ребенок хорошо общается с родителями, то они для него авторитеты. Воспитатели такого влияния не имеют. У детей в начальных классах смешанные тенденции: они верят во многом учителю, но если хороший контакт с родителями, то их мнение тоже важно. А если контакт неустойчивый и ребенок ищет авторитет на стороне, то педагог может стать такой значимой фигурой. Для подростков большую роль играют уже их сверстники.