2022 год стал временем потерь и новых возможностей для рынка техники. Из России ушли и свернули производство Bosch, Electrolux, Samsung, LG, Gorenje, Miele. То же самое произошло и с рынком умных устройств. Официально ушли из России такие производители компьютеров и ноутбуков, как Intel, Microsoft, Dell, Apple, Lenovo, HP. То, что представлено в магазинах, — либо остатки, либо поставляется по схеме параллельного импорта.
По словам создателя и директора магазина техники «Техномакс» Максима Багаева, в связи с уходом компаний-поставщиков часть сервиса и обслуживания стала медленнее или дороже. Это касается ноутбуков, коммуникационного оборудования. Из-за этого их доля на рынке сильно просела. На смену пришли новые игроки.
— Есть производители, которые сразу воспользовались ситуацией. Можно привести в пример MSI. Можно привести в пример новых китайцев, это — Maibenben, Robot, Chuwi, TCL, которые до этого были слабо представлены, занимали пятое место в продажах, они сейчас дико рванули. Если сегодня зайти в магазин, там количество ноутбуков MSI просто сумасшедшее. Доля по сравнению с началом года, я думаю, выросла в 10 раз. Появились новые бренды, которые ранее были только внутри Китая, — рассказывает Максим Багаев.
В 2023-м будут также заходить новые китайские бренды. Популярность привычных марок будет уменьшаться из-за проблем с обслуживанием. Что касается качества, то в целом за корпусами под разными брендами скрывается одна и та же начинка, которую делают в Китае.
Рынок смартфонов переживает похожие трансформации. Такие гиганты, как Apple и Samsung, ушли из страны. Однако даже сейчас их продажи — это почти пятая часть рынка. «Яблочную» технику и товары южнокорейского производителя поставляют по схеме параллельного импорта. При этом, по словам экспертов, на стоимости это никак не отразилось.
Китайцы также стали лидировать по продажам смартфонов. Так, продажи продукции компании Xiaomi осенью составляли до 42% от общего числа проданных телефонов. Постепенно долю дорогих телефонов от Apple и Samsung будут занимать доселе неизвестные производители.
— Конечно, будет возрастать количество китайских марок на рынке. До тех пор пока тут ходят люди с деньгами и их интересуют телефоны, они будут сюда приходить. Весь средний сегмент занимали китайцы, а верхний — Apple и Samsung. Сейчас появились Infinix, Tecno, которые год назад занимали по продажам 50-е места. Это нормальные марки, просто они продавались в Египте, Африке, на нашем рынке они были неизвестны, — говорит Максим Багаев.
По мнению эксперта, ассортимент высокотехнологичной продукции не будет сокращаться. Однако всё зависит от общего состояния экономики страны. Если платежеспособность населения упадет, то новым брендам смысла заходить в Россию не будет. Цена устройств будет меняться или оставаться прежней в зависимости от курса доллара и евро.
Не исключено, что в 2023 году часть производителей решит вернуться. В любом случае пристрастия потребителей будут меняться в зависимости от того, что будет представлено в магазинах. Однако процесс этот достаточно долгий.
— Бренд за год не строится, требуется 3–5–7 лет. Поэтому если люди приходят в магазин и видят телефон Tecno за 50 тысяч рублей, то для них это сейчас что-то странное. Они привыкли видеть Samsung. Если пройдет 5 лет, они скажут: «Помнишь, когда-то покупали Samsung? Есть же нормальный Tecno, зачем мы Samsung покупали?» — подводит итог Максим Багаев.
Тем временем продажи смартфонов в России в третьем квартале 2022 года упали на 30% в штучном выражении и на 43% — в денежном. При этом средняя цена покупаемого смартфона снизилась до 19,3 тысячи рублей. Однако красноярский эксперт объяснил, почему это не совсем правда.
Ранее мы писали о том, что на красноярский рынок бытовой техники выходят производители из Китая и даже Узбекистана. Вместо ушедших брендов заходят как новые марки, так и популярные в 90-х фирмы.
Также NGS24.RU рассказывал, как меняются потребительские привычки жителей Красноярска. А также о том, как в новых условиях выживают местные торгово-развлекательные центры.