Разбираемся, что стоит за объединением муниципального транспорта в Красноярске
В октябре 2017 года 50-летняя кассир муниципального автотранспортного предприятия Лариса ушла в отпуск. Никаких особых планов у женщины не было — Красноярское пассажирское предприятие № 2 (маршруты № 13, 61, 64, 69 и 76) не выплатило ей отпускных, руководство ссылалось на кризис, на предприятии ходили разговоры о сокращениях.
«Вышла из отпуска в ноябре. Поняла, что тут нет никаких перспектив, я никому не нужна здесь, и уволилась», — вспоминает женщина. Получить расчет ей удалось только через полгода, да и то через суд.
Скандальные новости шли с предприятия весь 2017 год. Рабочие жаловались на долги по зарплатам, 18-часовой рабочий день. В конце концов предприятие закрыли, обвинив начальство предприятия в халатности.
Уже спустя 3 месяца городские чиновники принялись кроить городские маршруты. Отменили коммерческие автобусы № 79, 89 и 84, затем запретили № 1, 34, 68, 35.После серии митингов и волны возмущения чиновники обещали вернуть некоторые автобусы. Но ограничились тем, что незадолго до выборов некоторые маршруты просто продлили.
Теперь в сфере перевозок намечаются очередные реформы. Крупное муниципальное предприятие банкротится из-за огромных долгов. Другие муниципальные конторы тоже накопили долги. Весь муниципальный транспорт объединяется в одно предприятие. А руководитель департамента транспорта Дмитрий Петров снова заговорил про изменение маршрутов.
Мы решили выяснить, что же происходит с муниципальным транспортом в условиях затишья и чем все может закончиться.
Банкрот на колесиках
Сегодня большую часть автобусных перевозок в Красноярске контролируют маршрутчики. Муниципалы возят горожан по двум десяткам маршрутов, частники — по полусотне. За муниципальные трамваи и троллейбусы до недавнего времени отвечало муниципальное предприятие «Горэлектротранс», а за муниципальные автобусы — 3 автотранспортных предприятия:
КПАТП-2 (маршруты № 13, 61, 64);
КПАТП-5 (№ 11, 26, 35, 49, 52, 87);
КПАТП-7 (№ 10, 12, 18, 19, 31, 37, 40, 54, 55, 56, 59, 95).
2017 год муниципальные перевозчики закрыли с убытками в 34 млн рублей. У всех предприятий примерно одинаковые проблемы — долги перед поставщиками за свет, тепло, воду. Кредиторы требуют с муниципальных предприятий денег в арбитражных судах.
В итоге КПАТП-2 сейчас находится в состоянии банкротства, бывшие работники судятся с бюджетной организацией из-за долгов по зарплате.
Еще прошлым летом работники КПАТП № 2 приглашали телекамеры на предприятие и даже устраивали митинги. Мэрия осенью 2017 года придумала антикризисный план: слить КПАТП-2 с КПАТП-5, чтобы улучшить финансовые показатели. Отвечавший за транспорт в то время Игорь Ким убеждал, что объединение позволит сохранить все муниципальные маршруты.
Депутат Законодательного собрания Александр Глисков усматривал в идее попытку обанкротить оба предприятия. Именно в этот момент — в октябре 2017 года — в Красноярск вознамерилась прийти крупная фирма из Санкт-Петербурга. Александр Глисков задавался вопросом: «Не является ли целью мэрии утопить муниципальные предприятия».
В итоге осенью 2017 года чиновники от объединения КПАТП отказались. А уже в лютые январские морозы случилось ЧП — красноярцы часами не могли дождаться муниципальный автобус № 76, за который отвечало КПАТП-2. Чиновники департамента транспорта обещали подобрать нового перевозчика для этого муниципального маршрута и 64, 69, 61, 13-го. Уже весной предприятие закрыли, а директора обвинили в порче имущества: ради экономии управленец отрубил центральное отопление и переморозил автобусы. Мэрия рассказывала, что всем работникам автопарка предложено перейти в КПАТП-5.
В итоге вышло все по-другому. Часть работников в КПАТП-2 сократили.
«Под сокращение попало очень много обслуживающих и административных работников — секретари, бухгалтера, инженера, кассиры. Их в другие предприятия бюджетные и не звали. Там есть эти ставки», — говорит билетный кассир Елена. Знакомые с положением дел в КПАТП № 2 говорят, что под сокращение попало до 10%.
Большому числу работников муниципальной конторы пришлось выбивать долги по зарплате в судах. На сайте Советского суда можно отыскать десятки исков с требованием работников заплатить скромные зарплаты. Зарплата работника, принимающего выручку от кондукторов, составляла на предприятии 18 тысяч рублей.
Сейчас КПАТП № 2 находится в стадии банкротства. Кредиторы через суд требуют отдать долги. Причину происхождения этих долгов помогают понять решения арбитражных судов. В них говорится, что предприятие заказывало товары, услуги и просто переставало платить по счетам.
500 тысяч транспортное предприятие мэрии задолжало за поставку запчастей для МАЗов из Тюмени. Еще 18 миллионов — компании «Регион-24». В мае прошлого года муниципальное предприятие заключило контракт с этой фирмой на поставку топлива, однако уже осенью перестало платить по счетам. Около 10 миллионов составляют долги за свет и тепло.
В этом сентябре должно было состояться собрание кредиторов. На нем должен был решаться вопрос о долгах и имуществе должника. Однако его отменили, потому что оказался еще один кредитор в лице государства. Оказалось, что муниципальное предприятие должно 19 млн рублей по налогам. Таким образом решение о судьбе имущества (в том числе и автобусов) затягивается.
Откуда у муниципалов долги?
Учредителем всех КПАТП выступает мэрия Красноярска, говорится в регистрационных документах. Городская власть назначает и увольняет руководство этих предприятий. В 2017 году директора муниципальных предприятий в области транспорта получали от 40 до 70 тысяч.
Муниципальные предприятия находятся на самоокупаемости, а также каждый год получают субсидии. За их счет перевозчикам компенсируют низкую заполняемость автобусов. В разные годы на поддержку муниципального транспорта уходило от 500 до 600 миллионов рублей. Судя по документам мэрии, муниципальным перевозчикам платили от 5 до 40 рублей на каждый километр пробега в зависимости от маршрутов. Собственные доходы муниципального автопарка складываются из выручки от перевозок, а также от сдачи территории в аренду и размещении рекламы на автобусах. 3 года назад КПАТП-2 искало желающих разместить на месяц рекламу на 10 муниципальных автобусах за 750 тысяч рублей в месяц. Об этом говорится в аукционах на сайте мэрии и отчетах Контрольно-Счетной палаты.
Бывший руководитель КПАТП-2 Равхат Сафиянов рассказывал: бюджет предприятия на 30% состоит из вливаний мэрии, остальное предприятие должно зарабатывать само. Он же называл и проблемы муниципального транспорта: старые автобусы и большие затраты на ремонт. «Вместо ста машин, которые здесь в парке существуют, на ходу тридцать. Тридцать машин никогда столько не заработают, чтобы содержать автобусный парк, сотрудников, я имею в виду», — говорил руководитель в декабре прошлого года.
«Как муниципальное предприятие накопило долги? Что станет с его имуществом? Ответы на эти вопросы остаются без ответов. Телефоны КПАТП не отвечают. Арбитражный управляющий Алексей Павлюк обещал отвечать на письменные запросы, но за день не смог найти для этого времени. Департамент транспорта получил наш запрос 3 сентября и обещал ответить 10 сентября.
Одна из причин плохого финансового состояния муниципального транспорта — неэффективное управление, считает руководитель Красноярской ассоциации перевозчиков Михаил Омышев. По его словам, ситуация в общественном транспорте напоминает «штабные войны времен социализма»: «Мэрия контролирует транспортные предприятия, покрывает их расходы, следит за качеством перевозок, назначает передовиков производства. Наверное, распределять субсидии и осуществлять должны краевые власти».
Ошибочным он считает и курс городской администрации на запуск больших автобусов. Собеседник считает, что это обернулось ростом затрат на топливо и обслуживание. «На Ветлужанку, в Песчанку, Удачный ходили автобусы на 100 пассажиров, перевозя по 2–3 человека. С самого начала мы предлагали делать ставку на автобусы среднего класса. А большие автобусы запускать в часы пик, чтобы они не ходили пустые днем». Закрытие маршрутов 69 и 76 Омышев объяснил тем, что днем они ходили почти пустыми.
Муниципалов сливают
Весной департамент транспорта объявил о закрытии 6 коммерческих маршрутов. Красноярцы жаловались на резкое удорожание проезда из-за пересадок. Однако закрыты были и 2 муниципальных маршрута, за которые отвечало скандальное КПАТП-2, — 69-й и 76-й. Хотя еще несколько месяцев назад власти обещали их сохранить.
В конце лета стали поступать новости про новые изменения в муниципальном транспорте — в августе «Горэлектротранс» сменил вывеску и стал муниципальным предприятием «Городской транспорт». 20 августа департамент транспорта Красноярска подтвердил журналистам 7 канала реорганизацию предприятия. Представитель ведомства Кристина Борисенко объяснила реогранизацию тем, что предприятие получит к Универсиаде новые автобусы и будет заниматься туристической деятельностью.
Однако из регистрационных документов видно, что к новому предприятию присоединяются все существующие муниципальные перевозчики.
У нового муниципального предприятия в ЕГРЮЛ указаны филиалы. Адрес филиала «Левобережный парк автобусов» полностью совпадает с адресом КПАТП № 5, «Правобережного» — с КПАТП № 7.
Простые водители муниципальных автобусов не знают ничего о том, будет реорганизация маршрутов или нет, но чувствуют себя не очень уютно. «Закрыли же 69-й? Закрыли. И 79-й закрыли. Нас в свои планы руководство не посвящает, а лезть особо не хочется. Из-за всего этого куча мужиков без работы. Кого взяли, кого нет. Будешь высовываться, с вопросами лезть — скажут "до свидания"», — говорит на перекуре на конечной у вокзала водитель 64-го маршрута.
В выходные мы попытались добраться на этом автобусе с улицы Сурикова в Советский район. Оказалось, что это не так-то то просто. Время ожидания составило около получаса. Около 20:00 под мелким дождем этот маршрут ожидало 7 человек. В основном пожилые женщины. По их словам, в последнее время по вечерам автобус приходится ждать долго.
«Раньше из центра по этому же маршруту ходил 88-й. Теперь его перенесли. И от Сурикова и Игарской в Северный идет только 6-й и 64-й. 6-й петляет по Покровскому, а 64-й надо много ждать. Вот и думаешь, тут стоять или к остановке на Маркса идти. А это и неблизко для меня», — говорит одна из пенсионерок.
На предприятии «Гортранс» комментировать причины реорганизации отказываются. Не помогла пролить свет на ситуацию и депутат городского совета Нина Михалева — начальник службы пути «Горэлектротранса». В переписке в социальных сетях она сказала, что находится на больничном. Потом добавила, что не будет комментировать и «пока еще не сама все понимает».
Зачем мэрия объединяет транспорт и что будет дальше? Изменение маршрутов? Сокращения?
Руководитель отделения федерации автомобилистов в Красноярском крае Егор Фролов предполагает, что таким образом чиновники надеются спасти предприятия от банкротства и избавиться от долгов: «Что "Горэлектранс", что автобусные парки находятся в плачевном состоянии. Есть подозрение, что мэрия идет на банкротство одних предприятий, чтобы спасти другие. Имущество муниципального предприятия перепишут на новую организацию, а убыточные предприятия закроются. Это единственный выход из положения».
О том же говорит и депутат Законодательного собрания Александр Глисков. По его словам, сейчас одним и тем же делом занимается несколько предприятий и у каждого — внушительный штат административного персонала: директора, главные бухгалтеры.
Михаил Омышев утверждает, что пока муниципальные предприятия объединяются на бумаге. Он не исключает, что в дальнейшем при объединении на предприятии, возможно, произойдет списание устаревших автобусов.
Александр Глисков и Михаил Омышев сходятся во мнении, что все эти меры — косметические: в ближайшее время городская власть должна пересмотреть правила субсидирования транспорта, оптимизировать транспортную сеть, понять, из каких средств будут закупаться новые автобусы.
По словам Омышева, ранее департамент транспорта рассматривал вариант глобального пересмотра движения автобусов: запуск маршрутов, которые будут ходить через весь город, и маршрутов, которые будут подвозить горожан к пересадочным пунктам. Однако эту идею реализовать сейчас трудно: зоны для создания пересадочных пунктов в центре, на правом берегу сейчас застроены.
О возможном изменении движения автобусов в Красноярске интервью газете СФУ «Новая университетская жизнь» заявил глава департамента транспорта Дмитрий Петров. Подробностей плана он не раскрыл.
Михаил Омышев говорит, что еще с весны чиновники обсуждают запуск автобусов по Волочаевской: есть идеи пустить там некоторые маршруты, которые ходят сейчас по центру и через Коммунальный мост. Собеседник прогнозирует, что эти решения могут быть озвучены в октябре — после проведения выборов, завершения ремонта дорог в центре и строительства Волочаевской.
Дальнейшая оптимизация маршрутов, по словам Омышева, возможна уже только после проведения Универсиады. «Сейчас до 15% маршрутов дублируют друг друга на 70% пути перевозок. Десятки автобусов идет через центр, например проспект Красноярский рабочий. При таком положении вещей ни муниципальные, ни коммерческие перевозчики не могут быть рентабельными».
В департаменте транспорта обещали в понедельник 10 сентября ответить нам на вопросы про объединение муниципальных транспортных предприятий, причину их убытков и планы по изменению маршрутов. Запросы были направлены в ведомство 3 сентября.
Фото Артем Ленц (1, 3), Антон Понарин (2)
Следите за новостями в нашей группе «ВКонтакте».
Новости и фото отправляйте 8–999–315–05–05 (WhatsApp, Viber, SMS)