На сайте «ГИС Торги» опубликован лот с предложением концессионного соглашения по развитию электротранспорта в Красноярске. Это закупка у единственного поставщика, а соглашение должно быть подписано между мэрией города и московской компанией «Мовиста Регионы». NGS24.RU изучил документ. Рассказываем, что может ждать красноярскую трамвайную сеть с 2025 по 2041 годы.
«Мовиста» должна будет разработать техзадание, а мэрия — согласовать его. Затем стороны подписывают акт, а администрация предоставляет участки для реконструкции и строительства. «Мовиста» получает положительное заключение экспертизы и разрешение на строительство. После этого подписывается акт о начале строительства или реконструкции.
Акт о начале строительства должен быть подписан не позднее февраля 2025 года. При этом «Мовиста» может начать работы без положительного заключения экспертизы, если разрешений «не требуется». Также мэрия вправе предоставить концессионеру дополнительные земельные участки.
Маршруты «Мовисты» включат в реестр муниципальных перевозок Красноярска. Также компания должна будет заключить соглашение с оператором (судя по всему, его роль будет выполнять «Горэлектротранс»). Расписание и схемы движения утвердит мэрия.
Если перевозки не начнутся вовремя, а концессионер не нарушил никакие пункты договора, то мэрия всё равно должна будет выплачивать ему инвестиционный и эксплуатационный платежи. Стоимость капитального гранта, который получит «Мовиста», — более 6,9 млрд рублей. Сумма эксплуатационного платежа, который будет выплачивать мэрия, — 16,1 млрд рублей.
Общий тариф на перевозки должен быть максимум 2,5 миллиона рублей, а годовой пробег трамваев — не более 625 тысяч километров. Отмечается, что останавливать эксплуатацию транспорта нельзя. Исключения — законные требования госорганов, ремонт, ДТП или «обстоятельства непреодолимой силы».
В обязанности «Мовисты» должен будет входить и ремонт путей. Расходы на капремонт — до 5 миллионов рублей в год и до 10 миллионов в течение всего срока действия концессии, то есть до 2041 года. Трамваи, которые купит компания, не должны будут нуждаться в капремонте. В соглашении указано, что в Красноярск планируется закупить 50 двухсекционных трамваев. Машины должны быть низкопольными, оборудованными Wi-Fi, не старше года и с 30-летней гарантией. Каждый вагон должен вмещать не менее 160 пассажиров. В управление «Мовисты» перейдут трамвайное депо, пути и контактные сети — вся инфраструктура.
Что касается путей, то «Мовиста» планирует реконструировать 16 километров одиночного пути и построить еще 30. По плану, реконструкция коснется рельс на Предмостной площади, проспекте «Красноярский рабочий», улицах Московской, Коломенской и Мичурина. Этим возмущались работники «Горэлектротранса»: председатель профсоюза Нина Михалева ранее говорила NGS24.RU, что рельсы на Красрабе заменили всего девять лет назад. А гарантия их работы — 50 лет, поэтому менять пути на проспекте бессмысленно. Кроме того, непонятно, что будет с предприятием. В перечне обязанностей операторов о кондукторах ничего не сказано.
Новые пути собираются строить в начале улицы Мичурина, на Октябрьском мосту, улице Авиаторов, на Северном шоссе, а закончатся они в Солнечном. О трамвайной сети на Щорса и в микрорайоне Энергетики ничего не говорится, но на схеме она есть.
Всего строительство и реконструкция путей обойдутся в 14,8 млрд рублей. Покупка новых трамваев будет стоить около 8,2 млрд рублей, по 74 миллиона рублей за единицу.
О том, что такое концессионное соглашение и как оно должно работать, мы подробно рассказывали еще летом. Одно из главных изменений — часть автобусных маршрутов могут убрать и заменить их на трамваи. В августе контрольно-счетная палата и депутаты горсовета раскритиковали проект из-за странностей с финансами: почти все обязанности на себя берет городской бюджет. Сейчас в департаменте транспорта NGS24.RU сказали, что текст соглашения находится в открытом доступе и Счетная палата снова может с ним ознакомиться.