23 июня премьер-министр края Юрий Лапшин пообещал, что к 2026 году в Красноярске запустят первую линию метрополитена. При этом он отметил, что сроки госэкспертизы снова затягиваются, она может продлиться до конца этого года. По планам, линию метро из шести станций свяжут со скоростным трамваем и городской электричкой. И будет это не классическое метро, а метротрам. NGS24.RU рассказывает, что сейчас известно о проекте.
А точно построят? Что говорят власти?
О том, что в 2026 году метротрамвай в Красноярске уже запустят, заявил глава Минстроя и ЖКХ России Ирек Файзуллин. Он поздравил красноярцев и заверил, что это «окончательное решение», пишет ТАСС. По словам Файзуллина, длина первой линии составит 9,76 километра.
Как рассказал NGS24.RU помощник председателя правительства края Александр Дьяков, российские власти должны одобрить в Красноярске именно проект метротрамвая. Планируется построить четыре подземных станции в Октябрьском районе и центре. И две надземных — в сторону Советского района.
— В районе МВДЦ «Сибирь» предполагается стыковочно-пересадочная станция с линией скоростного трамвая. Это другой проект, но тоже с участием средств из федерального бюджета. Мы будем строить линию скоростного трамвая с правого берега до Солнечного. По итогу всё это будет большим каркасом красноярского рельсового транспорта, такое кольцо: метротрам, скоростной трамвай, правобережный трамвай и городская электричка, — рассказал Дьяков.
Что такое инфраструктурный кредит? Как его будут выплачивать?
На строительство метрополитена Красноярский край в 2021 году взял инфраструктурный кредит. Это новый механизм: из федерального бюджета регионам выдают кредиты на льготных условиях и надолго. Эти деньги должны тратить только на развитие инфраструктуры и строительство. Федеральные власти распределили по регионам 500 миллиардов рублей, еще столько же обещают выделить в этом году. Регионы подавали заявки, и тогда Красноярский край снова заявил тему метрополитена. С похожими заявками выступали Нижегородская и Челябинская области.
— Изначально сумма была высокой: исходя из наших ожиданий, нам нужно было более 100 миллиардов. Тогда нас попросили поискать пути экономии, и мы оптимизировали стоимость проекта до 89,3 миллиарда рублей. Отправили еще раз, и нам его предварительно одобрили. Но речь идет о строительстве именно метротрамвая, — заявил Дьяков.
По словам Дьякова, Красноярскому краю дали кредит на 15 лет с отсрочкой на два-три года. Первый транш в 2 миллиарда рублей поступит в этом году. Во второй половине 2022 года планируют подготовить котлованы для строительства станций и перенести инженерные сети. Самое дорогое мероприятие — это как раз перенос сетей.
— Потом по мере начала каждого этапа федерация будет выделять деньги порционно. И обратный платеж составит порядка 6–7 миллиардов рублей в год, — предполагает Дьяков.
На какой стадии проект сейчас? Неужели вместо вагонов метро по рельсам подземки будет ездить трамвай?
Проект только проходит процесс одобрения. В правительстве Красноярского края NGS24.RU сказали, что официальных документов со стороны Минстроя еще нет и комментировать что-то пока рано.
Метротрамвай — это тип скоростного трамвая. Как правило, рельсовые пути частично проходят под землей, а частично — по эстакаде. Сейчас метротрам из всех российских городов работает только в Волгограде, там его запустили в 1984 году. Подземные станции находятся в центре города, дальше скоростные трамваи выходят на поверхность. Протяженность путей метротрама в Волгограде — примерно 22 километра, 7 из них проходят под землей. В городе работают всего 2 маршрута метротрама.
Последняя закупка по поводу метрополитена в Красноярске была опубликована в апреле. Тогда «Красноярскгражданпроект» заказал за миллион рублей проект обеспечения сохранности культурных объектов. Закупку провели у единственного поставщика. А 10 июня арестовали Олега Митволя, отвечавшего за проект метро в Красноярске. Его подозревают в присвоении 900 миллионов рублей, выделенных на проектирование. В правительстве края заверили, что арест Митволя не повлияет на строительство метро.