Губернатор Александр Усс снова попросил Владимира Путина построить в Красноярске метро. Идею возобновить стройку Усс озвучил еще год назад, когда город перед выборами посещал президент Путин. Осенью Красноярску выделили миллиард рублей на доработку старого проекта строительства. И вот теперь Александр Усс раскрыл подробности.
Он предложил соединить метрополитен с трамваем в единую сеть, пустить по ней короткие составы и за счет этого уменьшить размер станций.
В чем суть идеи?
Красноярская подземка проектировалась в 70-е годы харьковским институтом. По задумкам проектировщиков, первая очередь должна пройти под землей от Высотной через площадь Революции и завершиться в районе начала проспекта Мира.
В начале 2010-х от строительства метро отказались — вырыт только тоннель от Высотной до Копылова, в центре построено несколько станций, но они засыпаны песком — законсервированы.
По правому берегу Красноярска курсирует трамвай. Предложение Александра Усса заключается в том, чтобы возвести под землей все запланированные тоннели и соединить их с трамвайными путями.
Как метро состыкуют с трамваем?
По словам министра транспорта Красноярского края Константина Димитрова, готового проекта пока не существует — сейчас готовится техническое задание, по которому специалисты и будут разрабатывать детальный проект метро.
«Линия будет проходить от Высотной до Авиаторов. В предпроектной проработке планируется, что в районе Стрелки линия будет выходить наверх, возможно, в эстакадном варианте», — рассказывает министр.
В районе пересечения Авиаторов и Северного шоссе предполагается построить транспортно-пересадочный узел. А к нему через Октябрьский мост протянуть пути скоростного трамвая.
Таким образом, подземка и метро образуют единую систему. Сев, к примеру, на Высотной, можно будет проехать под центром на подземном тоннеле, затем вагон выйдет из-под земли в районе улицы Белинского, довезет до района «Планеты» или на правый берег через Октябрьский мост.
В среднем у состава метро — 7 вагонов. Александр Усс рассказал Путину, что в Красноярске планируется пускать составы из 3 вагонов. За счет коротких составов размеры подземных станций планируется уменьшить, а соответственно, уменьшить и цену строительства.
По расчетам краевых властей, в час по линии метро в каждом направлении будут проходить до 20 поездов, перевозя в час до 20 тысяч пассажиров.
А раньше
до этого никто не додумался?
На самом деле об этом говорят последние 7 лет.
Концепцию скоростного трамвая еще в 2011 году подписал мэр Петр Пимашков.
В 2012 году тогдашний мэр Красноярска Эдхам Акбулатов заявил: «Мы можем создать метрополитен, который будет состыкован с другими видами транспорта». В 2013 году проектировщики даже предложили вариант использовать вариант эстакадного метро.
«Для города предложен интегрированный наземно-надземный вариант скоростного трамвая. Он идет по земле по типу проспекта Красноярский рабочий, а на эстакаду выходит при пересечении с другими магистралями, например, на Предмостной площади. Единственный подземный вариант предполагается там, где пройти по-другому нельзя, — нырнуть под вокзал с проспекта Мира и выйти на Копылова, на Высотную с использованием начатых тоннелей метро», — рассказывал главный конструктор КБ «Электротехнические комплексы и транспортные системы» Михаил Никулин.
Вскоре в стране начался кризис, и про скоростной трамвай как-то забыли, поскольку без помощи Москвы такой проект не запустить. Прокладку 1 километра путей там, где скоростной трамвай никогда не ходил, эксперт оценивал в 1,5 миллиарда, прокладку 1 километра по Октябрьскому мосту, где трамваи ходили, — в 200 миллионов. Запуск 5 веток скоростного трамвая между КрасТЭЦ, «Солнечным», вокзалом и «Бобровым логом» доцент кафедры транспорта СФУ Юрий Хегай оценивал в 16 миллиардов рублей.
Вариант строительства красноярского метро назвали уникальным. Это на самом деле так?
Система путей скоростного трамвая с подземными участками называется метротрам.
В СССР построили 2 метротрама: в Волгограде и Кривом Роге.
Метротрам был запущен в Волгограде в 1984 году. Проект разрабатывался еще в 60-е несколькими НИИ из Москвы, Харькова, Волгограда. Строительство первой очереди шло 8 лет. Трамвайные пути связывали с центром города жилые массивы на севере города. Подземные участки расположились под центром города. Всего было построено тогда 13,5 км трамвайных путей, из них под землей прошло 3,5 км. Сейчас сеть волгоградского метротрама насчитывает около 22 км, из них под землей идет около 7 км.
«От метрополитена он взял высокую скорость сообщения — до 20 км/ч. Обычный трамвай или троллейбус перевозит в час пик 5–8 тысяч. С пуском скоростного трамвая время доставки пассажиров сократилось почти вдвое», — говорится в статье «Волгоградский скоростной трамвай» журнала «Метро и тоннели».
Есть у волгоградского метротрама и серьезные отличия от недостроенной красноярской подземки.
Самая глубокая станция волгоградского метротрама находится под землей на 10 метров, часть тоннелей строились открытым способом — разрывался котлован, ставилось оборудование, коммуникации и засыпались.
В Красноярске же все станции метро запроектированы на глубине до 60 метров, а глубина некоторых линий — до 85.
Первая линия метрополитена на эстакаде появилась в Москве 10 лет назад в Южном Бутово.
Правда, что 50% выбросов в Красноярске — это машины?
Об этом доложил Владимиру Путину Александр Усс. Однако в отчетах министерства экологии мы таких цифр не видели. Возможно, это какие-то последние и закрытые данные. В 2017 году на машины в Красноярске приходилось 38%, в 2015–2016 годах — 33–35%.
Если верить отчетам краевых властей, доля выбросов в Красноярске от производств неуклонно снижается, а от транспорта растет. Выглядит это немного странно, если учесть, что автомобильный парк не растет.
По данным министерства экологии, автотранспорт загрязняет городской воздух диоксидом азота, бензопиреном, формальдегидом. В воздухе города ежегодно фиксируется превышение концентраций этих веществ. Однако эти же вещества, признают в министерстве, выбрасывают и котельные, металлургические предприятия.
Единого мнения о вкладе транспорта в загрязнение нет. Ряд экспертов считает, что по выбросам некоторых вредных веществ промышленные предприятия уверенно обгоняют транспорт.
«Автотранспорт доминирует над промышленными предприятиями в выбросах оксидов азота (доля автотранспорта в выбросах на уровне 50%), конкурирует с алюминиевым заводом и предприятиями теплоэнергетики по выбросам оксида углерода (автотранспорт — 36%, "Русал" — 46%, теплоэнергетика — 10%), является источником формальдегида (явно не единственным с высоким объемом выбросов), но при этом автотранспорт уступает в выбросах по саже и диоксиду серы (9,8% и 0,6% соответственно), а все вместе предприятия теплоэнергетики и автотранспорт уступают по выбросам бенз(а)пирена "Русалу" ("Русал" — 1,9 т в год, автотранспорт — 5 кг в год)», — говорится в научной статье «Проблемы оценки структуры выбросов в системе промышленные предприятия — город».
В свою очередь руководитель института проектирования и гигиены Алексей Ломтев утверждает, что превышение двуокиси азота в воздухе Красноярска связано исключительно с автотранспортом: «Октябрьский мост с интенсивностью более 9 тысяч автомобилей в час, еще несколько участков по загрузке дорог прямо конкурируют с Москвой. К сожалению, автопарк города Красноярска является старым, и машины в возрасте 10 лет и старше — это более 50% автопарка».
После появления метро выбросы снизятся? Люди откажутся от машин?
Пример соседнего Новосибирска говорит о том, что наличие метро не ведет ни к отказу от автомобилей, ни к снижению выбросов.
С 2010-го по 2016 год число машин в Новосибирске выросло на 44% — с 412 тысяч до 596 тысяч. Выбросы от автомобильного транспорта в городе за это время увеличились на 20% — с 100 тысяч тонн до 123 тысяч тонн.
В общей структуре выбросов Новосибирска на транспорт в 2016 году приходилось около 58% выбросов. То есть даже больше, чем в Красноярске, где, в отличие от Новосибирска, нет метро, газа, но зато есть несколько металлургических производств.
В Волгограде самая длинная магистраль скоростного трамвая, но и здесь число машин не снижается.
В 2007 году на каждую 1000 волгоградцев приходилась 181 машина. В 2017-м — 256.
По данным краевого министерства транспорта на 2017 год, машины имеют 50% семей жителей Красноярска, 20% семей — 2 авто. Сейчас улично-дорожная сеть Красноярска с трудом справляется с количеством автомобилей.
Как будут вести себя красноярцы, появись у них возможность передвигаться без пробок на общественном транспорте, покажет время. Можно лишь предположить, что мотивировать горожан отказываться от личных машин власти могут запретами. Например, расширяя географию мест для платной парковки.
Сколько будет стоить такое «метро из тоннелей, эстакад и скоростного трамвая»?
Пока нет проекта строительства метро, о цене говорить сложно.
Линию метро от Высотной до площади Революции оценивали в 60 миллиардов. Однако Александр Усс объявил, что планируется строить станции меньших размеров, чем предусматривал план 80-ых годов.
поэтому и цена будет ниже на 30–40%. Исходя из этого можно предположить, что цена подземной ветки красноярского метротрама вытянет на 20 миллиардов.
Запуск скоростного трамвая по Октябрьскому мосту в 2018 году специалисты НИИ автомобильного транспорта оценили в миллиард рублей. Реконструкцию существующих трамвайных путей на правом берегу — примерно в такую же сумму. Еще в 300 миллионов — затраты на строительство пересадочного комплекса на Северном шоссе.
Во сколько обойдется строительство эстакады метрополитена, судить сложно, так как неизвестны даже длина и материал строительства. Взяв за основу расстояние между Стрелкой и пересечением Авиаторов – Северное шоссе и умножив на среднюю цену сооружения километра таких конструкций, получается сумма в 6 миллиардов.
Таким образом, цена сооружения по самым грубым расчетам составляет минимум 30 миллиардов. Профессор Высшей школы экономики Михаил Блинкин и директор центра регионального развития Глеб Витков строительство метротрама с тоннелями оценивают в 70 миллиардов.
Мнение экспертов
Блинкин и Витков строительство подземных тоннелей в Красноярске называют в принципе неэффективным.
Они обращают внимание на то, что в случае постройки красноярское метро станет самым глубоким. Только на спуск и выход к поездам горожанам придется тратить до 7–10 минут, поэтому большинство горожан от машин не откажется.« Горожанин-автомобилист всегда предпочтет поездку на своем автомобиле, пусть даже с пробками», — заявляют эксперты.
Также они обращают внимание на большие затраты по содержанию подземных тоннелей. Содержание метро с тоннелями от Высотной до центра, эстакадой до Северного шоссе и скоростным трамваем по Октябрьскому мосту эксперты из ВШЭ оценивают в 1,5 миллиарда в год.
В качестве альтернатив проекты краевых властей они советуют отказаться от использования трамваев и пустить по Красноярску обычный скоростной трамвай.
Новости и фото отправляйте 8–999–315–05–05 (WhatsApp, Viber, SMS)