Политика Красноярский край меняется «Новоселовцы не смогут называть себя балахтинцами»: в крае объединят города с селами и упразднят депутатов. И вот зачем

«Новоселовцы не смогут называть себя балахтинцами»: в крае объединят города с селами и упразднят депутатов. И вот зачем

В краевом правительстве подготовили большую реформу самоуправления

Есть мнение, что в сером доме укрепляют вертикаль власти | Источник: Мария Ленц / NGS24.RUЕсть мнение, что в сером доме укрепляют вертикаль власти | Источник: Мария Ленц / NGS24.RU

Есть мнение, что в сером доме укрепляют вертикаль власти

Источник:

Мария Ленц / NGS24.RU

В Красноярском крае решили упразднить сотни административных территорий, объединив муниципальные районы и поселения друг с другом (много земли достанется и Красноярску). Краевые власти уверяют, что это поможет сэкономить бюджеты и быстрее принимать решения на местах, а критики называют предложенную схему «катастрофизацией». NGS24.RU рассказывает, как и зачем в крае решили глобально поменять систему самоуправления, и чем это может обернуться.

  1. Что случилось?
  2. А что значит одноуровневая система?
  3. Из-за этого в крае изменятся границы?
  4. А что с Красноярском?
  5. Что будет с администрациями и советами расформированных территорий?
  6. Как теперь будут проходить выборы?
  7. Зачем это делают? Ответ правительства
  8. А есть альтернативные мнения?
  9. А можно оставить двухуровневую систему?
  10. Когда это всё заработает?
  11. А закон точно примут?
1

Что случилось?

Красноярский край переходит на одноуровневую систему самоуправления, сообщили в региональном правительстве 21 апреля. Законопроект об этом в представили накануне. Это делают, так как 20 марта Владимир Путин подписал федеральный закон № 33-ФЗ, который вступает в силу 19 июня.

Сейчас в Красноярском крае действует двухуровневая система:

  • первый уровень — городские и сельские поселения, городские округа.

  • второй — муниципальные районы, объединяющие несколько городских и сельских поселений.

Все они имеют собственного главу, администрацию, представительный орган (горсовет, районный или сельсовет депутатов) и отдельный бюджет.

2

А что значит одноуровневая система?

Что число территорий придется сократить и оставить только округа. В крае сейчас 472 муниципальных образования — городские и сельские поселения, городские и муниципальные округа, муниципальные районы. В законопроекте предлагают оставить всего 39 муниципальных образований одного уровня — шесть городских округов и 33 муниципальных.

В городские округа войдут Дивногорск, Красноярск, Норильск, Железногорск, Зеленогорск (оба останутся закрытыми городами) и ЗАТО Солнечный.

В муниципальные — Абанский, Ачинский, Балахтинский, Бирилюсский, Боготольский, Богучанский, Большемуртинский, Дзержинский, Емельяновский, Енисейский, Ермаковский, Иланский, Ирбейский, Казачинский, Канский, Каратузский, Кежемский, Козульский, Краснотуранский, Курагинский, Минусинский, Мотыгинский, Назаровский, Рыбинский, Северо-Енисейский, Сосновоборский, Таймырский Долгано-Ненецкий, Туруханский, Ужурский, Уярский, Шарыповский, Шушенский и Эвенкийский.

3

Из-за этого в крае изменятся границы?

Да, множество территорий объединят. Например, согласно пояснительной записке к проекту, в прежних границах муниципальных районов оставят новые муниципальные округа Абанский, Богучанский, Ермаковский, Курагинский, Мотыгинский, Таймырский Долгано-Ненецкий, Туруханский, Ужурский, Эвенкийский.

Но в результате объединения появятся округа с новыми территориями (населенные пункты в скобочках теряют статус муниципальных образований):

  • Ачинский (городской округ Ачинск, к которому присоединят Ачинский и Большеулуйский муниципальные районы),

  • Балахтинский (Балахтинский муниципальный район — к нему присоединят Новоселовский),

  • Боготольский (городской округ Боготол — Боготольский и Тюхтетский муниципальные округа),

  • Большемуртинский (Большемуртинский — Сухобузимский),

  • Дзержинский (Дзержинский — Тасеевский),

  • Емельяновский (городской округ поселок Кедровый — поселения Емельяновского района, исключая Мининский, Солонцовский и Элитовский сельсоветы),

  • Енисейский (городские округа Енисейск — Лесосибирск плюс Енисейский муниципальный район),

  • Иланский (Иланский муниципальный округ — Нижнеингашский муниципальный район),

  • Ирбейский (Ирбейский — Саянский),

  • Казачинский (Казачинский муниципальный район — Пировский муниципальный округ),

  • Канский (городской округ Канск — Канский муниципальный район)

  • Краснотуранский (Краснотуранский — Идринский),

  • Минусинский (городской округ Минусинск — Минусинский муниципальный район),

  • Назаровский (городской округ Назарово — Назаровский муниципальный район),

  • Рыбинский (городской округ Бородино — Рыбинский муниципальный район),

  • Сосновоборский (городской округ Сосновоборск — поселения Березовского муниципального района),

  • Уярский (Уярский — Манский, Партизанский муниципальные районы),

  • Шарыповский (городской округ Шарыпово — Шарыповский муниципальный округ).

4

А что с Красноярском?

К нему тоже добавят территорий. Сейчас, по данным сайта правительства, в городской округ входят сам Красноярск и деревня Песчанка. В законопроекте предлагают включить в него также соседние поселки Березовка, Снежница, Солонцы, Минино, Каменный Яр и Элита, села Арейское и Дрокино, деревни Бугачево и Минино (не путать с одноименным поселком).

Березовка, Мининский, Солонцовский, Элитовский сельсоветы и Емельяновский район потеряют статус муниципальных образований.

Представительным органом нового округа будет горсовет Красноярска. Причем число депутатов в нем останется прежним — 36 человек, половину из которых будут выбирать по спискам, половину — по одномандатным округам.

5

Что будет с администрациями и советами расформированных территорий?

Их ликвидируют. Судя по проекту, процесс растянется не на один год. В 2025 году, например, органы местного самоуправления еще будут работать за счет бюджета «старых» территорий. С 2026-го — уже за счет «новых». (На эти средства и будут ликвидировать администрации). Соответственно, это будут бюджеты уже укрупненных территорий — и их объем будет выше, чем «старых».

Если у территорий к концу года остались деньги, то с 2026-го их перенаправят на единый счет бюджета новых муниципальных образований.

По подсчетам краевого парламентария от ЛДПР Алексея Бойкова, депутатов в результате реформы станет меньше в 10 раз, а глав муниципальных образований — в два-три раза.

При этом в поселениях будут территориальные подразделения администраций. В пресс-службе правительства обещают, что на местах продолжат работать школы, садики, больницы и другие учреждения образования, здравоохранения, а также культуры.

Льготы сельским жителям и бюджетникам также сохранят, уверяют там.

6

Как теперь будут проходить выборы?

Всем действующим главам и депутатам поселений и муниципальных районов, по закону, дадут «досидеть» до конца их сроков. То есть срочных новых выборов проводить не придется — если только депутаты и главы сами не уйдут досрочно.

Глав городов в крае и так давно выбирают на конкурсе, а не на прямых выборах. Теперь и вовсе кандидатов на пост глав «нового» Красноярска и других муниципалитетов будет представлять депутатам местных парламентов губернатор, а те будут согласовывать их на должность.

А губернатору кандидатов смогут представлять системные политические партии, Совет муниципальных образований края, Всероссийская ассоциация развития местного самоуправления, Общественная палата края, правительство края и администрация губернатора, а также Союз ветеранов специальной военной операции.

Выборы в парламенты останутся — но формировать их будут по новым территориям. Число депутатов будут определять по численности избирателей на территории. В муниципальных округах, где зарегистрировано больше 50 тысяч избирателей, предлагается сформировать парламенты из 35 депутатов: 15 — по спискам, 20 — по одномандатным округам.

В муниципальных округах с 10-50 тысячами избирателей будет по 30 депутатов: 12 списочников, 18 одномандатников.

7

Зачем это делают? Ответ правительства

В пресс-службе краевого правительства объясняют, что объединение территорий позволит:

  • повысить качество муниципального управления, особенно при нехватке квалифицированных кадров;

  • повысить оперативность принятия управленческих решений на местах;

  • формировать сильные местные бюджеты, позволяющие объединенной территории развиваться более высокими темпами.

  • упростить для жителей решение проблем в вопросах коммунальных услуг, тарифообразования, благоустройства, пожарной безопасности.

8

А есть альтернативные мнения?

Да. Тот же Алексей Бойков назвал проект «оптимизацией-катастрофизацией». Он пишет, что при переходе на одноуровневую систему власть будет полностью подконтрольна губернатору, а местным жителям будет сложнее достучаться до власти:

— То есть жителей края вообще лишают возможности хоть как-то влиять на жизнь района. Ни депутатов, которые живут на территории сельсовета и знают досконально все его проблемы, ни глав, ни понятия «выборы» <…> Что будет твориться на местах после принятия этого закона, представить просто страшно. Как администрация Енисейского муниципального округа будет управлять отдаленными поселками наподобие Ярцево, до которого по прямой почти 300 километров? То же самое касается ряда сельсоветов Манского района, которым после реформы до нового райцентра — Уяра — добираться без малого 200 километров.

Бойков также сомневается, что реформа принесет и обещанную пользу бюджету.

— Не понимаю, какие экономические выгоды мы получим от упразднения сельских депутатов, которые работали БЕСПЛАТНО. Это общественники, которые помогают сейчас налаживать взаимодействие властей и населения за бесплатно. Зачем людей лишать возможности прямого диалога с властями, мне не совсем понятно, — размышляет он.

9

А можно оставить двухуровневую систему?

Да, по федеральном закону это могут сделать субъекты РФ, «имеющие социально-экономические, исторические, национальные и иные особенности».

Источник NGS24.RU, близкий к заксобранию, полагает, что принимая одноуровневую систему и сокращая территории, краевая власть решила усилить влияние там, где еще проявляют какую-то самостоятельность.

— Безусловно, соблюдать федеральный закон — это святая обязанность. Но как соблюдать, это уже дело субъектов. Закон лишь определяет правила, но не прописывает, как сокращать, укрупнять территории или еще что-то с ними делать. Можно вообще в целом оставить, как уже существует давно, — говорит собеседник.

Он предлагает посмотреть, какие именно территории, советы и администрации хотят упразднить. По его словам, «реальные (а не номинальные)» руководители городов, районов и поселков «в свое время стали условно кому-то по жизни должны».

— Например, в ряде территорий всегда были верны прежнему губернатору — Александру Уссу, — говорит источник. — У многих территорий свои влиятельные покровители, которые считают, что их мнение в процессе управления и формирования бюджета, при назначениях и распределении мандатов в советах должно быть учтено, а интересы — соблюдены. Губернатор дает указание, исполнители не могут его выполнить, потому что есть те, кто против. И у них тоже есть свои друзья в Москве. Поэтому порой некоторые главы нет-нет, да и позволяют себе с разрешения своих старших товарищей игнорить определенные указания из края и не обращать на них внимания.

Реформа, по мнению собеседника, «ломает прежние устои и схемы». К примеру, Канск, Назарово, Назаровский район, Балахта, Новоселово перестанут быть муниципальным образованиями, перечисляет он:

— Потеряют даже условную самостоятельность. А значит — ни бюджетов, ни имущества, ни власти. Центр принятия решения переходит в другие руки. И первого главу нового округа уже никто не будет выбирать — он назначается. Назначается из тех, кому разрешил губернатор. Даже дешевого шоу под названием «конкурс» не будет.

10

Когда это всё заработает?

Обновлено. В первом чтении законопроект заксобрание приняли на сессии 24 апреля. Для принятия нужно два чтения — во втором закон рассмотрят 29 мая.

Если его примут, то он вступит в силу 19 июня, как и федеральный закон, с которого всё началось. При этом для переформатирования схемы муниципалитетов дали переходный период — до 31 декабря 2029 года.

11

А закон точно примут?

Наверняка — всё же краевое законодательство нужно привести к федеральному. Другое дело, что, возможно, после обсуждений ко второму чтению законопроект изменят. Например, некоторые депутаты из оппозиционных партий уже планируют «сказать свое „нет“» и готовят поправки, чтобы сохранить прямые выборы глав муниципальных образований.

Политаналитик Александр Чернявский в комментарии NGS24.RU также не сомневается, что закон примут, но считает представленный проект сырым: «Пока у меня впечатление, что стоило растянуть реформу на более длительный срок, потому что пока похоже, что делается всё в каком-то режиме спецоперации».

— Очень много вопросов административного характера, например, о прописке, как люди будут собирать справки и так далее. Этот вопрос, несмотря на свою малость, во многом определяет отношение к подобного рода пертурбациям. Есть и более серьезные вещи: город сливают с сельским районом, но абсолютно ясно, что специфика территорий разная, и непонятно, как можно это четко разделить. Или генеральный план. Насколько я понимаю, его по новому закону придется делать по-новому? — размышляет Чернявский. — Пока вопросов больше, чем ответов.

Он отметил и политические риски для администрации, связанные с тем, что одни районы «поглотят» другие:

— Не стоит недооценивать локальную идентичность. Я думаю, что в ближайшие лет 50 жители Новоселовского района, который присоединят к Балахтинскому, никогда не смогут назвать себя балахтинцами. На мой взгляд, это может вызвать достаточно серьезный негатив в сторону и краевой власти, и «Единой России».

Больше новостей в нашем телеграм-канале NGS24.RU — «Новости Красноярска» и в нашей группе во «ВКонтакте» «НГС.НОВОСТИ Красноярск». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE8
Смех
HAPPY5
Удивление
SURPRISED1
Гнев
ANGRY21
Печаль
SAD4
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
81
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления