11–12 декабря в Красноярске состоялся показ в рамках «Сибирской недели моды» (Fashion Week Siberian Brands 2022). Вероятно, событие осталось бы незамеченным той частью красноярской публики, которая далека от fashion-индустрии, если бы не одно обстоятельство — на подиум вышли чиновницы...
В телеграм-каналах Красноярска 12 декабря разлетелись фото и видео, как на подиуме в качестве моделей решили опробовать свои силы женщины из властных структур: замруководителя администрации губернатора Юлия Верхушина, руководитель управления культуры Красноярска Любовь Сахарова, а также Элина Ладыженко — супруга генерального директора «Корпорации развития Енисейской Сибири» Сергея Ладыженко. Упоминается, что «на подиум приглашали и других именитых чиновниц, но они не пришли».
Одна из задач мероприятия, как утверждала Анастасия Егорова из Института креативных индустрий, — поддержка местных производителей. Авторы телеграм-канала «Бал дебютанток» перечисляли некоторые из вещей, которые можно было купить посетителям показа: «Пуховики за 7 и за 55 тысяч рублей, пиджаки с пришитыми пальцами или росписью на подкладе в районе 9 тысяч и кимоно за 40 тысяч рублей».
Нашлись и те, кто критически оценил творческий порыв представительниц красноярской власти. Экс-чиновнику мэрии города Алексею Аксютенко мероприятие напомнило о расхожем выражении: «Если у них нет хлеба — пусть едят пирожные», которое зачастую приписывают Марии Антуанетте, жизнь которой, как известно, прервал эшафот после смены власти во Франции.
Бывший городской бюрократ упрекнул чиновниц в самолюбовании за счет бюджета и на фоне боевых действий на Украине, которые затрагивают и Красноярск: здесь можно вспомнить как сводки о погибших мобилизованных и контрактниках, так и просьбу краевого депутата Елены Пензиной сброситься на носки и трусы для мобилизованных. По мнению господина Аксютенко, эта история показывает, что политическая элита края в лице Верхушиной, Сахаровой и Ладыженко «абсолютно не понимает ситуацию в стране».
Публикация экс-чиновника вызвала ответную реакцию: на защиту Верхушиной и остальных участниц выхода на подиум встали краевые депутаты Денис Терехов и Илья Зайцев. Позже в комментариях госпожа Ладыженко уличила Аксютенко в «нереализованности» — якобы движимый обидой и жаждой вернуться во власть бывший чиновник потому и раскритиковал женщин. Госпожа Верхушина в свою защиту также заявила о том, что на мероприятие красноярский бюджет потратил ни одной копейки — всё бесплатно предоставили спонсоры.
У автора этих строк от наблюдения как за самим мероприятием, так и за его последующим обсуждением остались двойственные ощущения. С одной стороны, я склоняюсь к тому, что вряд ли нам на фоне затянувшихся боевых действий на Украине по заветам Виктора Астафьева нужно надевать схиму и отказываться от встречи Нового года, праздничного оформления улиц Красноярска и тому подобных вещей, которые стали привычными для людей. Обстановка в стране тяжелая, порой кажется, что воздух буквально наэлектризован, поэтому людям нужно дать возможность отдохнуть и отпраздновать в кругу родных, близких и друзей.
С другой стороны, нельзя отделаться от странного послевкусия от участия в модном дефиле людей из коридоров красноярских властей. Вероятно, это послевкусие вызвано двойственностью всего того, что происходит с нами и с нашей страной в этом году. У нас не [запрещенное слово], а специальная военная операция. Армия не отступает, а делает жесты доброй воли. Людей не увольняют, а высвобождают. Государство вроде бы декларирует, что оно всей душой где-то там, где идут бои, но при этом простые люди с различных уголков страны коллективно собирают деньги на какие-то базовые вещи — трусы, носки, жгуты и так далее — для тех, кто попал под мобилизацию.
Горечь всему этому добавляет базис в виде экономики, который никто никуда не делся. Реальные зарплаты людей падают, так и не восстановившись до уровня 2012–2013 годов. Двузначный рост цен дополнительно ударил по кошелькам красноярцев. На рынке недвижимости, судя по всему, начинается кризис, когда дома сдаются с квартирами, которые никто не берет. Горизонт планирования у большинства людей сейчас, кажется, застыл на уровне «неделю пережили — и слава богу».
Не хочу быть ханжой и осуждать за выход на подиум женщин, работающих во власти. Тем более, если на это действительно не потратили деньги бюджета. Но почему-то не получается отделаться от ощущения, что за по-человечески понятным желанием чиновниц быть красивыми и ловить на себе восхищенные взгляды окружающих сами чиновницы не разглядели того водораздела, что отдаляет их от большинства красноярцев — которым, подозреваю, сейчас явно не до модных показов. И вот это, пожалуй, тревожит больше всего.
Выход красноярских чиновниц на подиум на фоне боевых действий и экономического кризиса — это…