Никита Уваров, канский подросток, обвиняемый по «террористической» статье, обжаловал вынесенный ему недавно приговор. Апелляционную жалобу также подали его мама и адвокат Владимир Васин. Сейчас Никита находится в СИЗО Канска. Если приговор после апелляции не изменится, то его отправят в колонию для несовершеннолетних.
Напомним всю предысторию дела. В июне 2020 года Никита с друзьями наклеил на здание канской ФСБ листовки с призывами освободить нескольких заключенных, которых школьник считал жертвами политических репрессий.
Подростки попали на запись уличных видеокамер. Их нашли и изъяли телефоны. В телефонах были видео, как мальчишки в заброшенном здании кидали в стену «коктейль Молотова». У школьников провели обыски и изъяли некоторые ингредиенты для создания пиротехники, а также листовки с нелестными словами в адрес ФСБ.
Уварова и еще двух его друзей задержали и долго допрашивали. Никита признался, что делал и кидал в заброшках «дымовухи» и «бомбочки», но заявил, что никогда не планировал теракта или иного действия, опасного для людей.
Как рассказала NGS24.RU мама Никиты Анна Уварова, после долгого допроса им с сыном предложили подписать бумагу, где говорилось, что Никита планировал к 1 сентября совершить теракт в своей школе. Женщина была возмущена — ничего подобного во время допроса не звучало. Она и сын отказались подписывать «признание».
Тогда Никиту отправили в СИЗО, где он провел следующие 11 месяцев. По его собственным словам, на него оказывали психологическое и физическое воздействие, также подсаживали к нему в камеру совершеннолетнего уголовника, который убеждал его признаться в преступлении.
Что касается двух других мальчиков, то их тоже долго допрашивали и в первый же день убедили подписать признания в «терроризме». Позже оба парня отказались от своих признаний, но их первоначальные слова всё равно остались в деле и использовались против Уварова.
Как позже удалось доказать их адвокатам — допросы шли с грубыми нарушениями. По закону нельзя допрашивать 14-леток более четырех часов подряд. Но мальчишек допрашивали намного дольше. На суде этот факт был однозначно установлен: присутствовавший при допросе педагог показал суду свой телефон, где сохранилась переписка со дня допроса. На протяжении многих часов, в том числе и глубоко за полночь, педагог писал своим близким, что находится на допросе школьника, и называл происходящее адом.
Первое время всем троим школьникам вменяли статью «Участие в террористическом сообществе». Дело в том, что в переписках парни обсуждали постройку и взрыв здания МВД в компьютерной игре «Майнкрафт». Поначалу эти разговоры трактовались следствием как тренировка перед реальными террористическими действиями.
Однако в ноябре 2020 года информация о деле канских подростков просочилась в СМИ. История вызвала большой резонанс. Подростки стали известны по всей стране именно как «дети, которые хотели что-то взорвать в игре».
После этого следствие поменяло концепцию, все упоминания «Майнкрафта» из дела убрали, а подросткам вменили другую статью: «Прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности». В итоговом обвинении компьютерная игра никак не фигурировала.
От источников, близких к делу, нам известно, что в переписках школьников участвовал еще один мальчик, однако он не стал фигурантом дела. Предположительно, потому что его бабушка — Надежда Качан, предыдущий мэр Канска.
Наконец, следствие выявило, что Никита Уваров дружил по интернету с парнем из Алтая, который разделял его взгляды по поводу политических репрессий. Когда Никите было 14, тому мальчику было 16. Никита отправлял ему видео, где кидает «коктейли Молотова» с друзьями в заброшке. Как позже объяснил сам Уваров, он хотел казаться взрослее и круче перед старшим товарищем.
Юноша из Алтая выступил свидетелем обвинения. Он заявил, что Никита писал ему о своих «террористических» планах. Самих сообщений юноша предоставить не смог, так как якобы удалил их. Не дожидаясь, пока пройдет суд над самим Уваровым, алтайского парня осудили по статье «Несообщение о преступлении» и дали условный срок.
На суде в Канске подросток из Алтая присутствовал по видеосвязи. Как сообщили нам Анна Уварова и адвокат Владимир Васин, на вопрос судьи — удалял ли он переписку из телефона — свидетель ответил, что не удалял и не имеет такой привычки. Но позже исправился и подтвердил, что удалил сообщения, в которых Уваров якобы признается в обучении терроризму.
В итоге двух друзей Никиты, которые изначально подписали признания, освободили от ответственности по «террористической» статье за помощь следствию. Им дали условные сроки за изготовление и хранение взрывчатых веществ. Самого Никиту признали виновным в «прохождении обучения в целях осуществления террористической деятельности». Ему дали 5 лет лишения свободы.