Галина Петровна Козлова владеет домом в старой Николаевке, в той части, которую планирует застроить группа компаний «СтройИнновация». Пенсионерка много лет собирает в доме коллекцию старинных вещей, связанных с историей района. Что-то ей отдавали жители, что-то она находила сама или покупала на свои деньги в антикварных магазинах. Примерно десять лет назад Галина Петровна открыла маленький частный музей.
А сегодня женщину беспокоит дальнейшая судьба ее детища: дом попал в зону КРТ (комплексной застройки территории) и будет снесен.
В музее на Бограда, 168 есть домашняя утварь разных времен, резные наличники, почтовые ящики, ключи, инструменты, фотографии. Галина Козлова берет за вход в музей 100 рублей, сама же проводит экскурсию длиной в час-два, поит гостей чаем. По ее словам, посетители бывают очень редко, поэтому никакого дохода музей не приносит — на одно только отопление уходит больше. Живет она в основном в городской квартире в Октябрьском районе, а музей называет делом своей души и мечтает передать его единственной внучке.
— Моей внучке 13 лет, она круглая отличница, живет с родителями, но летом постоянно у меня. Я хочу оставить всю коллекцию ей, хочу, чтобы сохранилась память о нашей Николаевке. Ничего такого ценного в моем музее нет — ни золотых монет, оружейных экспонатов, просто он очень дорог мне самой, — поделилась с нами пенсионерка.
Галина Петровна рассказала NGS24.RU, что ей еще несколько лет назад предлагали продать музей, но она всем отказывала. А около года назад домик попал в зону КРТ. Весной по Николаевке стали ходить оценщики, нанятые строительной компанией. Они постепенно оценивают дома для последующей выплаты компенсаций.
Узнав об этом, хозяйка музея прикинула, что получит компенсацию и купит на эти деньги такой же маленький домик в другом месте, чтобы перенести коллекцию в него. Но ее дом пока не оценили, а застройщик просит продать коллекцию.
— Летом ко мне пришла сотрудница администрации Октябрьского района Светлана. Она мне сказала буквально следующее: «Скоро к вам придут от застройщика с предложением продать музей. Вы соглашайтесь». Я ответила: «С какой стати я должна соглашаться? Я не хочу», — вспоминает Галина Петровна.
Обновлено 30 октября: Мы выяснили, что к Галине Петровне приходила Ларцева Светлана Вячеславовна, в тот момент — сотрудница отдела социального развития. Однако, два с половиной месяца назад она уволилась, поэтому в администрации Октябрьского района не стали комментировать ее визит к пенсионерке.
После Ларцевой к пенсионерке стала приходить красноярская блогерша Валентина Чигрина. Она тоже убеждала пожилую женщину продать коллекцию застройщику, один раз приходила с представителем холдинга «СтройИнновация». Галина Петровна отвечала, что не хочет ничего продавать.
Наконец, 25 октября к Козловой пришла Мария Свичкарь — коммерческий директор группы компаний «СтройИнновация».
— Она принесла мне договор о продаже моей коллекции. Сумма там никакая прописана не была. Они мне предлагают самой назвать сумму. При этом договор составлен так неаккуратно, что даже перепутаны продавец и покупатель. Продавцом указан застройщик. Но главное — там нет никаких пояснений, что будет с коллекцией дальше, — говорит Галина Петровна.
Мы поговорили с Марией Свичкарь — она уверяет, что «СтройИнновация» обязательно сохранит музей и что в будущем жилом комплексе запроектировано место под него — Советская, 21. Это каменное здание, построенное на рубеже XIX–XX веков, которое попадает в зону КРТ, но сносить его застройщик не планирует, а хочет оставить как память об истории района.
Мы спросили Марию Свичкарь, почему в договоре не прописано обязательство застройщика сохранить экспонаты, не указано место их будущего размещения? Все обещания о сохранении существуют пока только на словах. Она ответила, что если Галина Петровна пожелает, то текст договора можно доработать.
Так же Свичкарь утверждает, что пенсионерка сама хочет продать коллекцию, просто не всё сразу, а по частям. Галина Петровна это опровергает:
— Я всего лишь сказала, что готова уступить небольшую часть экспонатов, которые мне не нужны, потому что они парные. И еще я сказала, что соглашусь продать музей при трех условиях: если не смогу купить для него другой домик, если у меня совсем кончатся силы и если внучка не захочет им заниматься. А пока что я ничего продавать не хочу, — объясняет пенсионерка.
Мы будем следить за судьбой музея Галины Петровны.
Вообще, расселением Николаевки силами застройщиков проходит со скандалами. В основном они связаны с тем, что людям в компенсацию предлагают копейки. Подробно о КРТ в Николаевке мы пишем здесь.