Скандальная история с расселением Николаевки не завершается. Люди, которые боятся остаться без своих домов и с копеечными компенсациями за снесенное жилье, пытаются достучаться до городских и краевых властей. Красноярцы требуют либо остановить комплексное развитие территории (КРТ) Николаевки, либо поправить закон о КРТ таким образом, чтобы людям вместо денег могли выдать новое жилье, которое по площади будет соразмерно их частным домам под снос. Репортер NGS24.RU Руслан Руденко был на попытке николаевцев записать видеообращение к врио губернатора Михаилу Котюкову и на встрече красноярцев с главой города Владиславом Логиновым. Вот его рассказ о впечатлениях от услышанного и увиденного.
Утром 25 августа вышел текст моей коллеги Марии Антюшевой о том, что происходило на встрече мэра Красноярска Владислава Логинова с жителями Николаевки. На этой встрече присутствовал и я, наблюдая за тем, как власти города пытались успокоить людей, а люди, в свою очередь, пытались донести до чиновников и застройщиков свои опасения.
Я допускаю, что мэр Красноярска где-то в глубине души действительно хотел бы, чтобы проблема была разрешена таким образом, чтобы владельцы частных домов Николаевки получили соразмерные квартиры в черте города, в то время как застройщики могли бы заняться сносом прежних домов и возведением высоток. И я допускаю веру в это, потому что мне кажется, так было бы проще, прежде всего, для самого Владислава Логинова. И волки сыты — и овцы целы. Разрешив эту ситуацию, можно было бы спокойно встречать единый день голосования в сентябре, после чего возвращаться к монотонной работе на посту мэра.
Но ситуация сложилась так, что хорошего выхода, судя по всему, не будет. Стоит открыто признать, что власть представителей строительного бизнеса в Красноярске невероятно велика. Фактически, этот сектор стал безмерно влиятельным.
Растущие аппетиты бизнесменов привели к тому конфликту, который мы имеем сейчас. Жителей Николаевки вполне можно понять. Годами, десятилетиями они жили в своих домах. На их землю приходит застройщик со вполне понятными бизнес-планами. Как и любой бизнес, застройщик хочет увеличить прибыль и минимизировать расходы. Это привело к спорам по поводу оценок квадратов частных домов николаевцев. Тридцать с лишним тысяч рублей за квадрат — тут даже речь об однокомнатной квартире в черте города идти не может. Допускаю, что даже о студии говорить невозможно. Льготная ипотека перегрела рынок недвижимости так, что даже однушка на первом этаже в спальном Северном стоит уже более 4 миллионов рублей.
В комментариях к посту о ситуации с Николаевкой мне встречались такие мнения — мол, жители Николаевки «хитрят», хотят выбить для себя побольше денег, да и вообще, мол, чуть ли не радуйтесь тому, что дают. Подобная реакция у меня вызывает просто оторопь. Люди, вы серьезно? Что вы предлагаете делать красноярцам, которым, скажем, предлагают полтора миллиона рублей за их частный дом, идущий под снос? А если мы ведем речь о многодетной семье, о семье с пожилыми родителями или людьми, которых подкосил какой-либо недуг? Куда они вообще пойдут?
Развивающаяся история с Николаевкой наталкивает меня на мысли о том, что в ряде ситуаций нам остро не хватает чувства эмпатии по отношению к другим людям, которые столкнулись с кризисной ситуацией. Для них это — настоящая беда, которая вызывает у людей чуть ли не панику. Вместо человеческого, сочувствующего подхода, холодная бюрократическая машина что-то безэмоционально бормочет про подготовку к судам, про сбор документов, про то, что оценку можно выбить побольше: правда, не называя конкретных цифр, насколько больше. В конце концов, 38 тысяч за квадрат жилья — формально тоже «побольше», чем 37 тысяч. Отсутствие эмпатии превращает обычных людей, работающих в администрации, в Держиморд на глазах у тех, кого обуял первобытный страх утраты крова.
Если положить руку на сердце, то я не знаю, что действительно может помочь жителям Николаевки в этой ситуации. От властей мы не видим каких-то попыток скорректировать закон о КРТ или отменить его для переработки. Застройщики, как бизнесмены, свою прибыль упускать тоже не намерены.
В 2036 году на месте Николаевки будет что-то совсем иное. За последующие 10 лет с лишним пыль поуляжется. Но холодное отношение властей к своим же людям, я думаю, не забудется. В глубине души я сжимаю кулаки за людей, которые пытаются добиться хотя бы чего-либо в этой безнадежной ситуации. Но боюсь, что этот корабль идет строго по курсу к своему айсбергу — возможно, уже даже без какого-либо участия капитана на борту.
«Если не будете все вместе в один голос, то всё получите»: NGS24.RU рассказывал, как Логинов попытался успокоить и разобщить николаевцев.