Недвижимость Застройка Николаевки и КРТ «Если не будете все вместе в один голос, то всё получите»: Логинов попытался успокоить и разобщить николаевцев

«Если не будете все вместе в один голос, то всё получите»: Логинов попытался успокоить и разобщить николаевцев

Мэр внушал попавшим под снос жителям, что их вопросы надо решать «индивидуально»

Мэр успокаивает жителей Николаевки (спойлер: безуспешно)

Скандал с расселением Николаевки длится уже не первый месяц. Людям предлагают копеечные компенсации за их жилье. На днях жители смогли прорваться к врио губернатора Михаилу Котюкову. Он пообещал им, что глава города Владислав Логинов встретится с ними лично. 23 августа встреча состоялась. На ней побывала журналистка NGS24.RU Мария Антюшева. По ее впечатлениям, у мэра было две задачи: успокоить людей с помощью абстрактных обещаний и разобщить их между собой.

Встреча жителей Николаевки с Владиславом Логиновым 23 августа 2023 года

«Я останусь на улице!»

23 августа в 17:00 жители Николаевки собрались в актовом зале администрации Железнодорожного района. 2 августа тут уже была похожая встреча, но тогда вместо мэра пришли чиновники помельче. Они утешали николаевцев тем, что если кому-то занизили цену дома, то потом суд во всём разберется и назначит справедливую стоимость.

Однако в этот раз пришли люди, которые уже столкнулись с судебной оценкой. Дело в том, что Николаевку собираются расселять два застройщика: «Готика» и «СтройИнновация». Первая компания начала работу раньше, поэтому в ее секторе уже есть несколько судебных решений по домам, владельцы которых не согласились с ценой.

— Жилье было оценено в 30 тысяч за квадратный метр, ваши товарищи говорят: «Обращайтесь в суд, вам помогут». Люди обратились в суд. Им суд оценил в 37 тысяч за квадрат. Всё, радуйтесь, идите и живите где хотите. Удалось нам к врио губернатора прорваться, мы озвучили ему вот эту сумму — 30 тысяч за квадрат, он не поверил, сказал: «Да вы что, такого не может быть», — поделилась первая выступающая.

Николаевку расселяют по механизму КРТ (комплексное развитие территории). Город выставил частный сектор на торги и определил застройщиков-победителей. Теперь строительные холдинги должны выплатить жителям компенсации за их недвижимость. Дальше они снесут частный сектор и построят высотки, оставив свободное место под соцобъекты. Сами соцобъекты будет потом возводить город.

Согласно Градостроительному кодексу РФ, механизм КРТ должен улучшать жилищные условия. Пришедших на встречу с Логиновым интересовал вопрос — каким образом КРТ улучшит их условия, если им придется переехать из своих домов с участками в крохотные гостинки?

Например, молодой мужчина рассказал, что построил свой дом в 2008 году, площадь дома — 49 квадратных метров, есть земля, гараж, беседка и сарай. За всё это ему предложили 3 миллиона рублей. А уж обладателям более старых домов посулили совсем копейки.

— Полтора миллиона дают за 70 квадратов, я что куплю за полтора миллиона? Я останусь на улице! Дайте мне мои квадраты! Я почему должна на улице остаться в старости лет? — возмутилась пенсионерка.

— Никто не останется на улице, — возразил Владислав Логинов. — Поймите, невозможно решить вопросы всего зала сразу. Можно решить индивидуально вопрос каждого человека.

Это слово «индивидуально» мэр весь вечер повторял, как мантру. Возникло ощущение, что стоит цель отделить жителей друг от друга, побудить их бороться за свои права не сообща, а по одиночке. Вероятно, сотни людей, объединенные одной проблемой, выглядят для власти пугающе.

Приостановить краевой закон о КРТ

Изначально механизм КРТ придуман на федеральном уровне, однако реализуется он в каждом регионе по региональным законам, принятым местными властями. Жители уже знают об этом, и в зале много раз звучала просьба отменить краевой закон о КРТ от 2021 года и доработать его.

— Я в суде уже четыре месяца. Я ответчик, а истцы — это «Готика» и администрация города. Вы изымаете у нас дома! Почему вам нельзя выйти с предложением к Михаилу Котюкову и приостановить этот закон? — спросил пожилой мужчина. Его вопрос остался без ответа.

Мужчина четыре месяца судится

Другой пенсионер поведал, что до проведения торгов по КРТ застройщик уже общался с ним по поводу продажи его дома и готов был выкупить у дедушки недвижимость за 6,2 миллиона рублей. Но тут дом попал в зону КРТ, и теперь застройщик забирает его вдвое дешевле.

— Я вам предлагаю решить вопрос каждого домовладения индивидуально, — снова произнес Логинов.

— Нас 300 домов, вы всех будете решать? — закричали из зала.

— Каждого индивидуально, — повторил мэр. — Мы будем разговаривать с застройщиками и отстаивать вашу позицию, у каждого индивидуально.

— Да-да, разделите нас, — возмутились в зале.

В какой-то момент слово взял главный архитектор «Готики» Андрей Булак. Он заявил, что в первую очередь на расселение входит 86 домовладений, из них 60 уже согласились с предложенной им выкупной ценой.

— Ложь! Ложь! — раздалось в зале. — Покажите этих 60, кто согласился!

Логинов попросил Булака в следующий раз принести копии соглашений, чтобы подтвердить его слова. Дальше глава города начал успокаивать жителей примерами из своей практики.

— В моей практике 169 домовладений при строительстве «Арены-Платинум» было расселено, люди получили свои квартиры. Кто-то получил квартиры, кто-то получил деньги. Я был главой Свердловского района, и я лично этим занимался. Второе в моей практике — это строительство Николаевского проспекта, это порядка 250 домовладений было расселено, люди получили квартиры. На разных условиях. Работа была непростой. Отдельные условия были для особых людей. Я помню одну женщину — я зашел в дом, там женщина молодая и лежит ее мать-инвалид, она не поднимается, дом — 15 квадратных метров. И они получили не 15 квадратных метров, а на проспекте Свободном то, что им необходимо. Так что если вы не будете все вместе [говорить] в один голос, то вы всё получите, с каждым из вас надо разобраться. К сожалению, федеральное законодательство не позволяет нам выделить деньги и приобрести либо добавить что-то к стоимости [ваших домов], но решение мы для вас для всех найдем, — приговорил мэр.

В апреле этого года мы писали статью по следам расселения в районе Николаевского проспекта. В 2017 году один из домов снесли без судов и компенсаций, пока хозяин отсутствовал. Сейчас он судится с мэрией, чтобы получить хоть что-то.

Обещание сделать поблажки для инвалидов тоже мало кого успокоило.

— Я здоровая женщина, мама троих детей, я пять лет выплачивала кредит за строительство своего дома, у меня сейчас 120 квадратов. Если я сейчас высчитаю чисто свои квадраты, то я поеду с детьми в однокомнатную хрущевку. Мне кажется, надо как-то в корне менять всё это. А не так, что один дошел [до властей], ему помогли, один вам приглянулся, ему что-то подкинули, — предложила очередная выступающая.

«Кто-то живет один в большом доме, ему такая площадь, может быть, не нужна»

— Давайте все ваши объекты от начала и до конца оценим и поймем, какую максимальную стоимость мы из этого можем извлечь. Потом поймем, какие требования или пожелания есть у каждого. У каждого. Это всё в индивидуальном порядке. Мы сейчас создадим здесь рабочую группу. В нее войдут представители мэрии и застройщиков. Кто-то, может быть, живет один в большом доме, ему такая площадь, может быть, не нужна, — сказал Логинов.

Это предположение мэра вызвало громкий смех пополам с гневными возгласами:

— Встречный вопрос: зачем на Удачном такие большие дорогие коттеджи, где живут по двое людей? Может, им не надо? — ехидно спросили женщины.

Многие просили разработать механизм, чтобы за сносимое жилье давали другое жилье по принципу «метр за метр». Сейчас такой механизм действует только для многоквартирных домов, а для частных — нет.

— Муниципалитет очень даже хотел бы что-то сделать, но федеральное законодательство говорит, что в вашем случае определяется рыночная стоимость, — ответил глава юридического управления администрации Красноярска Игорь Биезайс.

Он пояснил, что есть три метода оценки: затратный, доходный и сравнительный. Приоритетным является сравнительный метод. Как он работает, Биезайс расписывать не стал, но жители и так уже знают: оценщик смотрит объявления на сайтах по продаже недвижимости и выбирает объекты, похожие, по его мнению, на оцениваемый дом. Грубо говоря: вот дома, похожие на ваш, они продаются за три копейки. Значит, и ваш дом стоит три копейки. В распоряжении редакции есть экземпляр оценки, которую по заказу «СтройИнновации» провела оценщица Татьяна Аносова, состоящая в СРО «Союз деловых оценщиков».

Мало того что «похожесть» объектов определяет нанятый застройщиком оценщик, так еще и сами объявления бывают фейковыми — кто угодно может разместить их специально, чтобы занизить стоимость соседних домов.

— Я вам скажу, как считают рыночную стоимость. Вот моя оценка — семь домов в районе взято. Я специально проехал по всем домам, посмотрел, что это за дома. Самый дешевый дом — 30 тысяч за квадратный метр, он полуразвалюха, там три года люди не живут, используют как дачу. И еще пять домов — там ни условий, ничего нет, — сказал один из участников встречи.

Но в разговоре с жителями глава юридического управления администрации Красноярска Игорь Биезайс заявил, что сайт «Авито» может выступать доказательством в суде. После завершения встречи я подошла к чиновнику и спросила — почему он считает «Авито» достоверным источником информации о стоимости жилья, если любой человек может разместить на «Авито» любое объявление. Однако вместо ответа Биезайс принялся убегать от меня и в итоге скрылся за постом охраны.

В центре фото — представительница «СтройИнновации»

После официальной части люди обступили представителей застройщиков. Одна из жительниц Николаевки заговорила с женщиной из «СтройИнновации» (жирным выделены слова жительницы):

Мне за 48 квадратов дают два миллиона. Что я куплю на два миллиона?

— Но у вас намного лучше буду жилищные условия, вы об этом не думали?

За два миллиона лучшие условия, чем 48 квадратов?

— Вы живете без туалета!

У меня есть туалет!

— Какой? Уличный?

Нет, у меня есть холодная вода дома, у меня есть туалет дома, у меня септик проведен!

В итоге застройщица сказала, что на два миллиона можно купить студию на Вильского.

Зачем доводить до суда?

Во время диалога с чиновниками в зале несколько раз выражали сомнение в объективности суда при спорах об оценке. На это Биезайс заверил всех, что суд является независимым. Зал покатился от смеха.

Ближе к концу встречи выступила адвокат Юлия Кулинская, которая защищает интересы собственников из сектора «Готики».

— Я веду эти дела много лет. Когда еще не было таких объемов сноса, когда законов о КРТ еще не было и в судах были иски об изъятии, нам удавалось назначать экспертизы в Томске, Омске, Новосибирске. И когда в Красноярске оценка была 150–200 тысяч рублей за сотку земли, то по судебной экспертизе, проведенной оценщиками из других городов, в 2022 году стоимость одной сотки поднялась до 1 миллиона рублей. А сейчас мы предоставляем суду документы, подтверждающие квалификацию и большой опыт оценщика из другого города, письмо о готовности его приехать, письмо собственника, у которого изымают недвижимость, о готовности оплатить экспертизу, но, к сожалению, суд назначает экспертизу в трех-пяти местных организациях. Краевой закон о КРТ написан на четырех страничках. Региональный законодатель может в своем законе дополнительно прописать права граждан. В других регионах это предусмотрели, — пояснила адвокат.

Встреча с мэром 23 августа завершилась обещанием от Владислава Логинова, что каждый день в администрации района будут индивидуально принимать по пять жителей, внимательно их выслушивать и решать их проблемы.

На следующий день, 24 августа, Юлия Кулинская сообщила нам, что пять жителей побывали в мэрии и поговорили с представителями администрации и застройщика. Но обещанные Логиновым индивидуальные разговоры, похоже, оказалась чисто формальными. Во всяком случае, жители вышли с ощущением, что никто их не слышит и идти на компромиссы не собирается.

После встречи с Логиновым люди призвали Котюкова
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства