Город Приз — кусочек сахара. Как проходил Сабантуй в Красноярском крае в XX веке и чего ждать в этом году

Приз — кусочек сахара. Как проходил Сабантуй в Красноярском крае в XX веке и чего ждать в этом году

Ради него на Татышев в 1997 году провели электричество

Сабантуй в Красноярском крае проводили даже в военные годы, но только для детей

Татарско-башкирский праздник Сабантуй в Красноярске стабильно стали проводить с 1997 года, но и до этого его отмечали в регионе. Корреспондент NGS24.RU Кадрия Катцина, которая с детства завсегдатай этого мероприятия, поговорила с председателем оргкомитета Сабантуя Вагизом Файзуллиным и узнала, как его отмечали до войны и в военные годы.

Сабантуй — национальный праздник окончания весенне-полевых работ у татар и башкир. Не имеет точной даты, как правило, его проводят между последними числами мая и конца июня в воскресенье.

Вагиз Файзуллин — председатель оргкомитета Сабантуя в Красноярске до 2020 года. Он был одним из энтузиастов, положивших начало ежегодному празднованию Сабантуя в Красноярске. Сейчас оргкомитет возглавляет Руслан Гайфулин.

Кусочек хлеба и две ложки меда в подарок

История Сабантуя в России насчитывает семь столетий. В Красноярский край национальный праздник пришел вместе с татарами, переселившимися в край в начале ХХ века. Переселение было связано со столыпинской реформой. В то время в регионе было 62 мононациональные татарские деревни. Были и полинациональные населенные пункты. В Красноярске первый Сабантуй провели в 1920-е годы.

— В архивах сохранились упоминания о Сабантуе в 1925 и 1927 годах. Праздники проводили на ипподроме, потому что другого более подходящего места не было. Не было ни Коммунального моста, ни Октябрьского, до привычного сейчас места проведения Сабантуя (острова Татышев) нужно было бы добираться на лодке. Призы соответствовали тем годам: рубашки, носки, ружья, шали. Про 30-е годы в архиве ничего не написано, а потом началась война, — рассказывает Вагиз Файзуллин.

В Красноярск ежегодный Сабантуй пришел только в 1997 году, но в татарских аулах края его проводили всегда

В военные годы взрослым было не до праздников. Но тем не менее они не забывали о своих традициях и делали небольшие праздники для детей.

— Не до праздников было. Сабантуй проводили только для ребятишек в деревнях. Призы были, без них никак. Кусочек сахара, кусочек хлеба, две ложки меда — вот такие были призы. В Минусинском районе есть полинациональное село, там жили ссыльные татары и ссыльные русские, было два колхоза: один — татарский, второй — русский. В 1941 году Сабантуй там должен был состояться 22 июня. По традиции председатель колхоза собирался объявить, кто стал передовиком, но по радио объявили о начале войны и в тот год, естественно, праздника не было. На следующий день председатель и завхоз татарского колхоза ушли на фронт, оба не вернулись. В этом году там, как и в Красноярске, проведут Сабантуй 17 июня. Мероприятие станет якорным в праздновании 190-летия села. Когда-то там была школа полностью на татарском языке, мечеть, ее сейчас перестроили в клуб, сейчас пристройка используется как Дом культуры, — поведал Вагиз Файзуллин.

Электричество на Татышеве провели татары

В крупных городах Красноярского края проводить Сабантуй стали ежегодно с середины 90-х. В Енисейске и Лесосибирске стали его устраивать лет на пять раньше, чем в Красноярске, говорит Вагиз Файзуллин. Самый первый ежегодный татарский праздник в столице региона организовали только в 1997 году.

— Мы тогда выбирали площадку для праздника. Татарская молодежь обычно по выходным собиралась на месте, где сейчас стоит Дворец спорта имени Ивана Ярыгина. Когда там началось строительство, стали собираться на острове Татышев. Там и присмотрели полянку, а уже спустя годы, в 1997-м, решили организовать там Сабантуй. Ее как будто специально подготовили, она идеально подошла. А Татышев в этот период представлял собой пустырь. Там были только протоптанные тропинки, одна волейбольная площадка. Электричества не было. Эту площадку мы обустроили: поставили сцену, поставили временные скамейки, флагштоки, провели электроэнергию и до 2015 года проводили там Сабантуй, на который традиционно съезжались татары со всего края. Потом площадки праздника менялись в пределах острова. А еще организаторам постоянно приходилось покупать новый кабель, поскольку его срезали, — вспоминает Вагиз Файзуллин.

Каждый год на Сабантуе выступают творческие коллективы. Песни поют на татарском языке

В 2015 году в Красноярске проводили федеральный Сабантуй, и заморочек у организаторов тогда было немало. Праздник согласовывали с правительством Татарстана, Красноярского края, администрацией Красноярска и даже с Минкультом РФ.

— Нам, конечно, тогда помогли и [бывший губернатор] Лев Кузнецов, и [вице-губернатор] Сергей Пономаренко. Мы провели федеральный Сабантуй, в котором приняли участие 43 тысячи человек, это по данным МВД. Тогда глава Республики Татарстан сказал, что в Красноярске прошел лучший Сабантуй в России. В этом году наш праздник из-за работ на прежней площадке пройдет на большой поляне возле Октябрьского моста (если ехать с левого берега на правый, она находится справа. — Прим. ред.). На следующий год вернемся на место, где проводили Сабантуй в 2022 году, — рассказал Вагиз Файзуллин.

Участвовать в конкурсах можно даже самым маленьким. Организаторы говорят, что больше всего праздник нравится именно детям

Из-за пандемии в 2020 году Сабантуй не проводили совсем, а в 2021 году он скромно прошел в онлайн-формате.

Что значат все эти конкурсы?

Самое веселое и зрелищное на татарском празднике — конкурсы. Они, как говорят организаторы, точно такие же, как и 700 лет назад.

— Сабантуй — народный праздник, у него есть свойство трансформироваться и ловить современные элементы культуры, но конкурсы у нас традиционные: забег в мешках, бег с коромыслом, пронести яйцо в ложке, бой на бревне подушками, ходули, битье горшков с завязанными глазами, наш национальный вид борьбы — корэш. Когда Сабантуй описывают первые свидетели праздника, они говорят, что люди отдыхают после окончания весенних работ, в то же время показывают свою силу, удаль. Большинство из этих конкурсов похожи на действия воинов. Скажем, подъем на столб — это ориентировка на местности, бой на бревне — бой верхом на лошади, нужно устойчиво сидеть и сбить противника, забег в мешках — это побег со связанными ногами из заточения, нужно быстро-быстро покинуть это место, борьба — выявление самого сильного воина, которого обычно забирали на службу к князю, чтобы он был телохранителем, — объясняет Вагиз Файзуллин.

Зрелищный корэш. Татарский национальный вид борьбы

На татарском празднике ждут всех горожан, независимо от национальности. Такая традиция.

— Традиция праздника Сабантуй — встречать гостя с распахнутыми руками, это сохраняется из года в год. Как-то раз красноярские студенты проводили социологический опрос по Сабантую. 43% присутствующих были татары, остальные — нет. Не знаю, насколько научный был этот опрос, но тем не менее можно сделать вывод, что мероприятие интересно не только татарам. Особенно праздник нравится детям, — уверен Вагиз Файзуллин.

А еще на Сабантуе всегда вкусно. На фото — конкурсный чак-чак. Такую красоту даже жалко есть

Обещают вкусно кормить и даже увеличить время праздника.

— В этом году организаторы решили продлить время праздника. Он начнется в 11:30, не с утра пораньше — для того, чтобы к нам успели приехать гости из районов края. Запланировали игры и конкурсы, чтобы всем было интересно. Вкусно накормим, как и всегда, будет традиционная татарская кухня, но не только: узбекская, таджикская. И плов будет, и шашлыки, и шурпа, обязательно чак-чак, конская колбаса — всё это будет, — обещает организатор.

В прошлом году и мы отведали плов. В этом году опять пойдем на праздник

В прошлом году Сабантуй проводили 25 июня. Мы были на празднике и показывали вам, с каким размахом он прошел. Было зрелищно и вкусно. В этом году тоже пойдем. Сабантуй в Красноярске в этом году пройдет 17 июня.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства