Мусорная реформа в Красноярске, как и по всей России, действует уже несколько лет. Однако более тысячи садовых товариществ (только в левобережной зоне их более 600) обходят мусорную реформу стороной и заказывают услугу вывоза по старинке, у частников. Регоператоры называют их «уклонистами», а сами садоводы говорят, что не хотят в разы переплачивать за «мифические» нормативы.
Журналист NGS24.RU Татьяна Стриганова побеседовала с главами нескольких СНТ и узнала, во сколько им обходится вывоз отходов по старым и новым правилам, а также как разницу в цифрах объясняют в Министерстве тарифов. Приведем точку зрения и регионального оператора.
Рост цен с 280 до 1530 рублей
Красноярск и его окрестности разделены на две технологические зоны, на каждой работает свой регоператор. На левом берегу — Красноярская рециклинговая компания, на правом — «РостТех», который оспаривает в суде решение властей о лишении статуса регоператора.
Многоквартирные дома и частный сектор постепенно влились в новую схему и заключили договоры с этими компаниями. Однако сотни садов вокруг Красноярска продолжают обходить мусорную реформу из-за новой тарифной политики. Вывезти куб мусора из СНТ под Красноярском у регоператоров стоит 1264 рубля (левый берег) и 1530 рублей (правый), если же заказывать вывоз у частной фирмы, то расценки в пределах 400–500 рублей за кубометр. При этом частники гораздо гибче подходят к своей работе с СНТ, тогда как у регоператора много требований, поясняет председатель объединения СНТ в Октябрьском районе (более 70 садов) Сергей Родионов.
— Появилось много вопросов с подъездными путями, с узкими дорогами, по которым их большие машины просто не проходят. Оператор этот площадки не делает, контейнерами может обеспечить, а может и не сделать этого. Во многих СНТ просто негде сделать эти площадки, при всем желании — у нас же много садов расположены на горах. На днях ездили с администрацией Октябрьского района около садов «Бугач», «Лаванда», искали места под площадку и не нашли. Но власти говорят, чтобы площадки были к апрелю. Если не будет, то прокуратура уже займется этим вопросом, будут представления и штрафы, — разводит руками председатель объединения СНТ.
Однако самый больной вопрос — в цене на услуги. Садоводы не понимают, почему вывоз куба мусора в Красноярске стоит в разы дороже, чем в любом другом сибирском регионе. Разница с похожим по экономике и объемам Новосибирском, например, в 2,5 раза. Тем более обидно платить за услугу вывоза и в саду, и в квартире.
— Норматив для частного сектора — 0,07 с человека, а в СНТ — 0,19 куба с участка. Но, в отличие от частного сектора, не все люди живут в СНТ. Ко мне в прошлом году приходят две дамы, одной 88, другой — 90. Приносят по пакетику мусора и говорят: «Николай Егорович, с нас требуют по 300 рублей за вывоз мусора, но это же беспредел!» Каждый председатель СНТ готов заключить этот договор, но за конкретную услугу, а не за воздушные тарифы и кубы, — возмущен глава краевого союза садоводов Николай Шабаев.
«Письма счастья»
В прошлом году многие СНТ получили квитанции на оплату услуги по вывозу мусора, хотя договор с регоператором не заключали и даже машин их за прошедшие месяцы не видели. Садоводы назвали эти документы «письмами счастья», особенно массовой эта история стала на правобережье, но были прецеденты и на левом берегу. В документе на оплату было указано число участков в саду, которое умножили на норматив. Для товарищества со 100 участками счет получался на 22 800 рублей (19 кубов мусора), на правом берегу расценки еще выше — через суд «РостТех» повысил плату на 30%. Шабаев вспомнил, что председателю небольшого СНТ «Звездочка» пришел счет на 54 тысячи в месяц. К счастью, оператор соглашался на «амнистию» взамен на заключение договора.
Председатель объединения СНТ Березовского района Татьяна Носовская считает, что такими «силовыми» способами садоводов пытаются приравнять к городским жителям. Но норматив у горожан и дачников отличается в разы.
— В конце каждого года мы собираемся на совещания с регоператором. И они нам обещают простить долги, дать контейнеры, но все эти «акции» — просто профанация. Потому что нам еще ни разу не предоставили контейнеры, хотя заявления мы писали. Создается такое впечатление, что они набирают базу договоров, и в один момент скажут, что сбор мусора по факту прекращается, начинаем работу по нормативу. И это будет социальный взрыв. Потому что многие СНТ не заключают договоры, потому что садоводы против этих грабительских мер. Эти же вопросы всегда выносят на общее собрание, их же надо в смету включать. Так вот люди голосуют против такой статьи расходов. А ответственность на председателе. Сделайте по-человечески, берите за объем, как раньше, — призывает Носовская.
Садоводы говорят, что на фоне роста цен некоторые СНТ вообще отказались от складирования мусора на своей территории, увозя его домой. Но это больше исключение, у большинства выбора нет, и они заключают договор с регоператором. О своей практике работы с правобережным оператором NGS24.RU рассказал председатель одного из самых крупных СНТ в Красноярске — «Здоровье-Красфарма» — Дмитрий Патрин. На вывоз мусора с 1600 участков уходит по 130 тысяч в месяц, за сезон — около полутора миллионов.
— Я им в течение года вместо «здравствуйте» говорил «здравствуйте, рэкетиры». Они удивленно спрашивают, почему я их так называю. А потому что в 2018 году у меня был вывоз за 280 рублей/куб, а теперь на законных основаниях они же берут с меня в пять раз больше. А к концу 2020 года случилось нечто, а именно переход на 0,19 куба с участка. По моим расчетам, я должен был платить в этом случае 350 тысяч в месяц. Пока удалось отстоять прежние условия, — говорит Патрин.
Сэкономить на вывозе в «Красфарме» пытаются за счет раздельного сбора мусора. На каждой площадке у Патрина есть контейнеры для сбора пластика и стекла. За сезон удается собрать пластика на 15 тысяч рублей, стекло же стоит в разы дешевле. При этом забирают отсортированный мусор отнюдь не машины регоператора, председатель договорился об этом с частниками.
— В сезон общая экономия на вывозе мусора получается около 45–50 тысяч рублей. Ведь отсортированный мусор не идет в общий объем вывоза, поэтому регоператору мы платим уже меньше, — пояснил Патрин.
Ответы регоператора и Министерства тарифов
Задать вопросы по взаимодействию с дачниками правобережному оператору, компании «РостТех», не удалось — она лишена такого статуса и исполняет обязательства до момента назначения новой компании на свое место. Зато подробно о проблеме мы поговорили с представителями «Красноярской рециклинговой компании», работающей на левом берегу.
По их данным, на сегодняшний день в левобережной технологической зоне официально ведут свою деятельность 643 СНТ. Из них лишь 106 заключили договор на вывоз отходов. Остальных, а это 537 (!) СНТ, назвали «уклонистами». Почему тариф на вывоз мусора в Красноярске в разы больше, чем у соседей, в регоператоре комментировать на стали — все-таки не они утверждают цифры. Однако платить садоводы могут вполне приемлемые суммы.
— Есть два метода начисления платы за вывоз ТКО в дачных массивах. Первый — когда собственник земельного участка заключает с нами договор напрямую. Это 79 рублей 13 копеек на одного собственника. Но чаще всего к нам обращаются не собственники земельных участков, а само сообщество садовых или дачных участков в лице председателя заключает договор с региональным оператором на вывоз ТКО. И тут оплата уже будет зависеть от ряда факторов — количества участников СНТ/ДНТ, сезонности и так далее, — говорят в компании.
Например, в районе станции «Снежница» 13 СНТ объединились и сделали единую площадку, согласовали график вывоза — по данным регоператора, плата с участка в месяц не превышает 100 рублей. Причем этот мусор гарантированно отправится на официальный полигон, а не в соседний овраг.
Попросить объяснить, почему Красноярск выбился вперед по тарифам на вывоз мусора, мы попросили замминистра тарифной политики Красноярского края Ирину Отводникову. Она обратила внимание на два взаимосвязанных показателя: норматив и тариф. Он в Красноярском крае почему-то самый низкий, если сравнивать с соседними регионами — 0,07 кубического метра мусора на человека.
— За счет того, что нормативы у нас снижены, объем совокупный, он получается тоже маленький. А когда вы затраты делите на маленький объем, тариф в этом случае получается большим. В Новосибирске затраты на вывоз мусора сопоставимые с нашими, но объем у них больше за счет больших нормативов, а сам тариф получается ниже. Но при расчете на одного человека величина примерно одинакова — 87 и 79 рублей с человека, — говорит замминистра.
Однако для садоводов в приведенной таблице важен только тариф за кубометр, а он самый высокий в федеральном округе. И это уже отражается на бюджете садоводов, на их членских взносах. В Березовском районе в садах их подняли на 500 рублей, на такую же сумму поднимают и в садах на левом берегу.
— Надо менять закон, потому что в нем поразительные несостыковки. Такое ощущение, что его писали не депутаты, а американские шпионы, чтобы навредить огромному числу жителей. Оператор получает такие деньги с потребителей, но как они расходуются — никакого отчета мы не видим. По сути регоператор работает только как транспортная компания: ни площадки, ни уборку после себя они не делают. Есть СНТ, которые стоят прямо на границе с полигоном, и платят те же 1200–1500 рублей за куб. Это на что похоже? — возмущен руководитель союза садоводов.