В конце января архитектор и управляющий партнер группы компаний «Проектдевелопмент» Антон Шаталов поделился мнением о высокой стоимости стоянки в недавно построенном паркинге напротив бизнес-центра «Баланс» на Маерчака. После публикации того поста архитектор получил много откликов и осознал, что многие не понимают, зачем нужны платные парковки. В своем телеграм-канале Антон Шаталов привел несколько тезисов, объясняющих смысл и принцип их работы. Приводим его с небольшими сокращениями. Мнение автора может не совпадать с позицией редакции NGS24.RU.
Зачем платить за парковку?
Городское пространство дефицитно, и между благами частными и общественными разумный город всегда должен делать выбор в пользу общественных. Парковки крайне неэффективно используют ценную городскую территорию, необходимую для более полезных обществу способов использования. Один припаркованный автомобиль единовременно сжирает от 25 до 40 квадратных метров городской территории, а 100 автомобилей — в 100 раз больше. На участке в 4000 квадратов можно удовлетворить потребность 100 автомобилистов или построить 10-этажное здание площадью 15 тысяч квадратов.
Люди живут и работают в зданиях. Машины им нужны, чтобы перемещаться между зданиями. Чем дальше здания друг от друга, тем больше нужно преодолевать расстояния между ними, тем больше людям нужны автомобили, дороги и парковки. Поэтому удовлетворить парковочный спрос невозможно — сколько ни отдавай пространства, его всё равно будет недостаточно. Но спрос можно регулировать. Ценой.
Парковка на улице
Самая компактная и удобная парковка — та, что расположена вдоль улицы или проезда. Она и самая ценная. Если спрос высокий, а мест ограниченное количество, повысить оборачиваемость поможет прогрессирующая тарификация — когда цена каждого последующего часа растет. Например, 30 минут бесплатно, от получаса до часа — 50 рублей, от часа до двух — +75, от двух до трех часов — +100... Необходимость оплаты даже минимального тарифа отсеивает мусорный спрос. Бездумно бросать машину уже никто не будет. Приоритет отдается тем, кто приезжает на короткое время: почта, магазин, банк, обед в ресторане…
Стационарная стоянка
Стоянка на земле, многоуровневая или подземная — не важно. Парковка, где мест много. Она предназначается для маятниковых мигрантов, которые оставляют автомобиль на весь день или всю ночь. Здесь работает обратный принцип — стоять долго выгоднее. Час может стоить 50 рублей, а целый день — 100 (по абонементу, например).
Гибкий тариф
Все цифры выше даны для примера. Тариф определяется индивидуально исходя из спроса. Гибкое регулирование тарифа позволяет использовать парковку максимально эффективно. Цена должна быть такой, чтобы парковка заполнялась на 80–85%. Заполняется на 100% — цену поднимают, не заполняется на 50% — опускают.
Парковочная политика
Невозможно навести порядок с парковкой только за счет больших стационарных стоянок. Никто не будет платить, если на улицах остается возможность стоять бесплатно. Парковочная политика может быть направлена не только на регулирование спроса, но и на ограничение предложения.
Там, где парковка стоит дорого, люди выбирают другие виды мобильности, там удобно ходить пешком и пользоваться общественным транспортом. Здания близко, полезная площадь города выше. Поменяв поведенческие паттерны горожан, количество парковок можно начинать уменьшать. Но об этом мы поговорим с вами лет через десять.
Согласны с автором?