Огромный пустующий особняк на Парижской Коммуны в Красноярске отдали на откуп дюжине современных художников. Весной они изучали его историю, искали среди развалин артефакты, а потом из них создавали арт-объекты — они появились во дворе, на стенах, в темных подвалах и медицинских палатах, в которых уже никого не будут лечить.
Построенный в 1873 году богатейшим красноярским купцом Гадаловым дом сначала вмещал в себя его бакалейные магазины, а в 1920-х место торговцев заняли медицинские работники больницы водников — работников Енисейского пароходства.
Странное, местами пугающее современное искусство стало мостиком между навсегда ушедшим прошлым и будущим особняка, который должен стать частью «Музейного квартала». А мы благодаря проекту смогли пройти по закрытому объекту и показываем его вам.
Здание с внутренним двором занимает целый квартал, поэтому получило двойной адрес — Парижской Коммуны, 22 / Мира, 31. Еще в прошлом году его выбрали для проекта «Археология без лопаты», объявили набор художников, но всё отменилось из-за пандемии. В этом году два музея — художественный имени Сурикова и «Площадь Мира» — совместно с общественниками из «Интерры» (сфера деятельности — альтернативные образовательные процессы. — Прим. ред.) реализовали задуманное. Всё начинается с еле заметных деталей у входа во внутренний дворик.
Попасть сюда можно только с экскурсиями, которые проводят два раза в неделю до конца лета. Рассказ о пространстве научный сотрудник музея Сурикова Галина Кивкуцан начинает с истории здания, а она вплотную связана с самой известной и богатой в Красноярске династией Гадаловых. Землю под строение 250 лет назад купил Иван Герасимович Гадалов.
С кем из современных бизнесменов его можно сравнить? Что-то общее есть между ним и владельцем «Норникеля» Владимиром Потаниным (совпадение или нет, но по благотворительной программе последнего всё здесь и происходит. — Прим. ред.). Оба владельцы «заводов, газет и пароходов», меценаты.
Гадаловы владели золотыми приисками, активно торговали товарами, в том числе импортными, и первыми организовали коммерческое судоходство на Енисее, преодолев Казачинский порог (а точнее, открыв путь для освоения огромных северных территорий, где сейчас господствует «Норникель»). Они же построили в конце улицы пристань для собственного судоходства — у них было восемь современных пароходов и несколько грузовых барж. Сегодня производитель никеля тоже владеет речными портами в Красноярске и других городах.
Товары, привезенные в Красноярск по воде, распределялись по магазинам и кладовым Гадаловых. В здании на Парижской Коммуны ими был занят весь первый этаж, не меньше места было и в каменных подвалах, по которым нас провел главный инженер художественного музея Владимир Харитонов.
Погреба в гадаловских магазинах были построены каким-то особым технологическим способом, и продукты в них сохранялись длительное время при относительно низкой температуре. Холодно в них и сейчас, хотя на улице далеко за +20.
По информации историков, в прекрасно оформленных гадаловских магазинах было всё: колбасы и окороки, мясо и лососевые балыки, сыры и вина, черешня, абрикосы, персики, груша, яблоки, торты и конфеты. А это еще царское время.
После прогулок по подземельям возвращаемся на улицу. В центре дворика стоит самый заметный арт-объект, который для выставки сделал куратор проекта, художник из Санкт-Петебурга под творческим псевдонимом Грехт.
— Здесь художник пытался показать, как выглядит Красноярск, попытался порассуждать о его архитектуре. Этот несколько монструозный замок он назвал «Замок света» — своеобразный памятник творениям Гадаловых. Эта династия сделала очень много для градостроения Красноярска, многие исторические здания были построены благодаря им. Художник здесь совместил все постройки вместе, получился живой организм. Это замок света, хотя в нем живет множество теней, — говорит Галина Кивкуцан.
Весной и осенью в магазинах Гадалова устраивали ярмарочную распродажу продуктов и товаров, снижая их стоимость на 70%, делали постоянные скидки на 20% на товары, отпускаемые на благотворительные цели.
У Гадаловых были большие планы, например, создание синдиката из всех имеющихся активов. А это прииски и рудники, пароходство, торговые дома. Семьей был учрежден даже собственный Торгово-промышленный банк Сибири. Но после революции предпринимателей вместо успеха ждали репрессии от новой власти.
В национализированном особняке сначала сделали военкомат, а потом — больницу водников для работников речного пароходства. Несмотря на почти 80-летнюю историю больницы, информации о ней очень мало. Как рассказали NGS24.RU в ФМБА (больница находится по соседству с заброшкой), Енисейскую клиническую больницу передали их структуре только в 2009 году. Уже тогда она была в аварийном состоянии.
— В здании были размещены пищеблок и рентгенологический кабинет. В 2010 году здание признали аварийным. В том же году произошел пожар, на тот момент здание уже было законсервировано и не эксплуатировалось. В сентябре 2016 года здание и земельный участок были переданы в государственную собственность Красноярского края, — сообщили в медучреждении.
Именно больнице водников посвящена самая большая и необычная инсталляция во дворе. Ее сделала художница из Красноярска Анастасия Рыбакова при участии The Red Eyes Group.
— Если бы мне в детстве сказали, что в этом здании был госпиталь водников, я бы не поняла ни что такое госпиталь, ни что такое водники. Я бы подумала, что здесь давным-давно был какой-то санаторий для водяных всяких разных мастей. Вот здесь стоит ванна — скорее всего, это место было спальней. Не могут же водники спать в кроватях, ведь им нужна постоянная влажность. Темные коридоры тоже неспроста — глаза водников не приспособлены к яркому свету поверхности, — объясняет Рыбакова.
Наверняка водники сделали для нашего края много добра — иначе зачем оборудовать для них целое здание в центре города? Они наверняка были нашими супергероями, нашим секретным оружием в борьбе со злом, — объясняет Анастасия идею своей инсталляции.
Теперь в борьбе за сохранение памятника архитектуры федерального значения героями должны стать либо чиновники, либо бизнесмены, которые найдут деньги на реализацию «Музейного квартала». Когда о нем только заговорили, стоимость оценивалась в 300 миллионов рублей. Сейчас подходят к концу проектно-изыскательские работы. Только на их проведение выделили 20 миллионов рублей.