Город репортаж Вместо катастрофы со школами — катастрофа с экологией: как прошли слушания по отсыпке Абаканской протоки

Вместо катастрофы со школами — катастрофа с экологией: как прошли слушания по отсыпке Абаканской протоки

Люди просят найти для строительства школы другое место, но власти клянутся, что мест больше нет

На очные слушания зарегистрировались сегодня 298 человек

В администрации Свердловского района сегодня прошли общественные слушания о влиянии на экологию будущей искусственной насыпи на Абаканской протоке. Насыпь предполагается создать для постройки школы возле микрорайона Южный берег. Споры об этом тянутся давно. Суть конфликта — многие жители считают выбранное место неподходящим для школы, а насыпь — вредной с точки зрения экологии. Корреспондентка NGS24.RU Мария Антюшева побывала на собрании и выслушала все мнения.

Перед началом слушаний участница-активистка Елена возмущенно показывает всем рекламную газету 2009 года выпуска — в ней хозяин «СМ.СИТИ» Александр Коропачинский рассказывает о своем микрорайоне. В его интервью черным по белому написано: «По плану застройки Южного берега предусмотрено возведение двух детских садов и двух школ». На огромной картинке — план территории со множеством домов и школой посредине.

В 2009 году застройщик обещал две школы внутри самого микрорайона, а не снаружи

— Ну вот же она! Вот! — горячится Елена. — Они же обещали! Почему это место взяли и застроили домами?!

Забегая вперед: ответа на этот вопрос она так и не получила.

Модератор слушаний Анатолий Сергеев объявляет начало и сразу подчеркивает, что он лично не имеет отношения ни к застройщику, ни к проектировщику, ни к власти. Но по первым же его словам становится понятно, на чьей стороне его симпатии. Он называет Южный берег «жемчужиной, которой восхищаются гости из других городов и даже стран». Он сетует, что эта «жемчужина» оказалась «обделена школой». Он предлагает «не углубляться в предысторию, почему так получилось», а искать решение проблемы.

Кратко суть дела. Застройщик ООО «Новый город» (входит в группу «СМ.СИТИ») заказал у барнаульской фирмы ООО «ЦИТ» проект по созданию искусственного земельного участка на набережной Енисея, чтобы город потом построил на этом месте школу.

Главные претензии к проекту со стороны горожан выглядят так:

  • школа будет стоять у воды, и при подъеме уровня Енисея ее может затопить;

  • насыпь сузит Абаканскую протоку, что может привести к непредсказуемым экологическим проблемам;

  • при создании насыпи придется вырубить сотни деревьев и кустов;

  • насыпь (без учета самой школы) обойдется бюджету в 227 миллионов рублей, причем расчет предварительный и сделан по ценам 3-го квартала 2019 года.

На карте ниже красная полоса — это та часть Енисея, которую предлагают засыпать. Ее длина — 406 метров, ширина — 15 метров. Желтая зона — это существующий берег, который хотят очистить от деревьев и тоже засыпать, чтобы он поднялся над уровнем воды. Школу планируют строить внутри желтой зоны, а красную использовать под спортивные площадки и прочую уличную инфраструктуру.

Красную зону хотят засыпать, желтую — вырубить и засыпать

Одной из первых на слушаниях выступает глава управления образования Свердловского района Лидия Шабунина. Похоже, что со школами в районе просто катастрофа.

— В школе № 42 должно быть 475 учеников, а на самом деле там сейчас их 953! Если ничего не сделать, то скоро придется учиться в три смены! В школе № 17 уже 800 учеников, а должно было быть 600! — восклицает Шабунина.

Собравшиеся начинают кричать, что они не против школы как таковой, что у всех есть дети, что школа совершенно необходима, но люди не хотят видеть ее на Абаканской протоке.

Тогда чиновница из управления архитектуры Красноярска Мария Рогова принимается уверять жителей, что другого места для школы нет абсолютно. Все другие участки земли поблизости либо уже застроены, либо в частной собственности, либо не подходят по иным причинам. Это вызывает в зале очередную бурю возмущения — все прекрасно помнят обещания по поводу школ, сделанные в 2009–2010 годах. Рогова объясняет:

— В 2010 году социальные объекты были утверждены на земельных участках, уже принадлежащих третьим лицам. А мы по закону не имеем права изымать у собственника частные земли под соцобъекты. Поэтому в 2011 году прошли публичные слушания, где было решено перенести место будущей школы на территорию, не обремененную правами третьих лиц.

— Ну конечно! Всё понятно! Просто сын губернатора в деле с Коропачинским, поэтому им всё можно, — выкрикивает пожилая женщина из зала (сын главы региона Артём Усс действительно один из совладельцев ООО «УК "СМ. СИТИ"». — Прим. ред.).

— Я не специалист по земельным отношениям и не могу сказать, почему те или иные участки оказались в руках застройщика, — открещивается Рогова.

— Я не знаю, кто там в «СМ.СИТИ» подсуетился, но родителям в Южном береге учителя прислали сообщение, чтобы приходили на слушания и голосовали за школу, — делится та же пожилая женщина.

Другой участник слушаний показывает скриншот переписки.

В какой-то момент жители напоминают, что вообще-то рядом с Предмостной есть свободное пространство, где раньше компания «Сибиряк» собиралась строить торговый центр, а сейчас остался заброшенный котлован. Но на месте этого котлована уже планируется возведение хореографического колледжа.

— Я по поводу школы обращалась во все возможные инстанции. И везде мне говорили, что вот этот участок, где котлован, он по нормативам не подходит под учебное заведение, потому что там слишком близко транспортная развязка. А теперь выясняется, что там будет колледж. Почему одно учебное заведение нельзя, а другое можно? — удивляется активистка Елена. Ее вопрос опять остается без ответа.

Такой проект колледжа уже выложен на сайте краевого Минстроя. Жители Предмостной считают, что здесь можно было бы поставить школу

Далее проектировщики из Барнаула начинают презентацию будущей искусственной насыпи. Включается аудиозапись, где очень монотонный голос долго расписывает технические подробности проекта.

— Использование геотекстиля в качестве обратного фильтра в зонах контакта основных частей сооружения позволит избежать суффозионного выноса частиц в реку... — звучит из динамиков.

Послушав «бубнеж» минут 5–10, зал буквально взрывается: людей злит, что вместо ответов на конкретные вопросы их пичкают малопонятной для неспециалиста информацией. После долгих препирательств модератор уговаривает всех дослушать.

В общих чертах из презентации становится ясно, что насыпь не должна повлиять на течение в протоке, потому что течение и так почти отсутствует. А качество воды не должно стать ниже, потому что оно и так низкое — вода цветет из-за рыбофермы и дамбы в районе Белых рос. Правда, у рыб там проходят пути к местам нереста, поэтому проектировщик предлагает компенсационный выпуск молоди хариуса, сига и других видов.

Дальше снова сыпется шквал вопросов.

— Вот вы говорите, что искусственный участок будет из габионов. А какой срок службы у этих габионов? Кто и когда их будет ремонтировать? — спрашивает женщина из зала.

— Срок службы габионов — 50 лет. Это если вандалы не будут вынимать из них камни. Но за этим должна будет следить обслуживающая организация, — говорит представитель фирмы, строящей гидротехнические сооружения.

— А вы в курсе вообще, что у нас в 2006-м было настоящее наводнение из-за сбросов на ГЭС? Если такие сбросы повторятся, то школа под водой будет?

— Мы получили всю необходимую информацию об уровне воды и на ГЭС, и у метеорологов. Мы сделали расчет высоты насыпи исходя из максимального уровня воды за весь период наблюдения за ГЭС, — отвечает представитель барнаульской фирмы «ЦИТ» Ирина Жерелина.

Тут в спор вмешивается неожиданной гость — Анатолий Иванович Матюшенко. В 2002–2003 годах он был заместителем губернатора, в 2003–2011-м — гендиректором «Краскома», в 2011–2016-м — депутатом ЗС.

— Я с рекой Енисей работаю 50 лет. Я, наверное, единственный в этом зале человек, который понимает в гидрогеологии, при всем уважении к коллегам из Барнаула. Вы (обращается к барнаульцам), к сожалению, не знаете нашей реки. В 1966 году две трети правого берега было утоплено. В 1988 были подтоплены острова. А после паводков 2006 года был застроен Пашенный с отсыпкой реки. И сейчас мы опять рассматриваем вопрос, как нам еще больше сузить реку. Категорически нельзя этого делать! Максимально возможные сбросы на ГЭС — это 13,5 тысячи кубометров в секунду. Так вот, Енисейское бассейновое водное управление — это филиал Федерального агентства водных ресурсов — говорит, что уже при сбросах в 5,5 тысячи подтопит берега, подтопит спорткомплекс «Платинум». Мне руководитель нашего красноярского филиала Агентства водных ресурсов Короткова Любовь Александровна, мы с ней встречались на этой неделе, сказала: «Мы категорически против!» Сужение реки приведет к катастрофе, — говорит Матюшенко.

— Во-первых, мы в своих расчетах учли ваши максимальные сбросы в 13,5 тысячи! — парирует Ирина Жерелина из барнаульского «ЦИТ». — А во-вторых, Короткова Любовь Александровна, руководитель Енисейского бассейнового управления, сама подписала разрешение на строительство этого участка!

— Ну так это она чтоб зарплату не потерять! — усмехается со своего места общественница Наталья Подоляк.

Выступление Матюшенко

Слушания длятся больше трех часов. В итоге люди заполняют бланки для голосования и скидывают их в урну. В бланках предложены два мнения по объекту экологической экспертизы: «рекомендую принять» и «рекомендую отклонить». После подсчета голосов объявляют, что 146 человек выбрали «отклонить» и 136 человек выбрали «принять». Теперь это мнение жителей будет учитываться при государственной экологической экспертизе проекта. Увы, результат слушаний для экспертов будет носить рекомендательный характер.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства